Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Преподобный Елеазар Анзерский

Седмицa.Ru

26.01.2011


Прп. Елеазар Анзерский

 

Фрагмент статьи из т. 18 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

Елеазар (Севрюков; кон. XVI в., Козельск - 13.01.1656, Анзерский Свято-Троицкий скит), прп. (пам. 13 янв., в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, основатель Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы муж. скита на Анзерском о-ве (Анзере) Соловецкого архипелага, писатель, иконописец.

Источники

Сведения о Е. содержатся в автобиографическом соч. святого «Свиток» (варианты заглавия в списках: «Свиток преподобнаго отца нашего Елеазара, написанный им самим», «Своеручная хартия преподобнаго Елеазара Анзерскаго о бывших ему видениях и откровениях», «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Елеазара и о зачатии жития его на Анзерском острове, и о устроении скита, и о видениях его, и о прочем» и др.), написанном, вероятно, в 1636-1638 гг. Е. рассказывает о начале своего пребывания на Анзерском о-ве, о строительстве деревянной Троицкой ц. в скиту и об искушениях, с которыми ему пришлось бороться.

Известны неск. редакций более позднего Жития Е. Краткое Житие святого существует в 2 разновидностях: «История вкратце о преподобнем Елеазаре, Анзерскаго скита началнике», и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех» из Соловецкого патерика 1-й четв. XVIII в. Пространное Житие («Житие и чудеса преподобнаго отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказателей и списано вкратце») предположительно составлено анзерским мон. Макарием на основе местных преданий, запись которых активно велась в скиту в нач. XVIII в. Краткие и пространная редакции были созданы между окт. 1704 и февр. 1707 г., при строителе Свято-Троицкого скита Иове (см. Иисус, прп., Анзерский), они близки между собой по характеру сообщаемых сведений, более подробно изложенных в пространном Житии. Важная информация о святом содержится во вкладной книге Анзерского скита, начатой в 1710 г. по благословению прп. Иисуса составителем Жития Е. мон. Макарием, в документах из скитского архива. Сведения из разных источников дополняют друг друга (весь комплекс источников, относящихся к Е., опубл. С. К. Севастьяновой: Прп. Елеазар. 2001).

Соловецкие острова. Фото К. Шульга

Биография

Е. род. в семье купца Афанасия из «беломестных козаков», мать святого носила имя Татьяна. С детства преподобный проявил склонность к монашеской жизни. Получив благословение родителей, вместе с братьями Романом и Михаилом он отправился в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь; Роман вскоре умер, Михаил покинул обитель и поселился в Сумском остроге. Е. пришел в Соловецкий мон-рь при жившем там на покое в 1606-1614 гг. бывш. игум. прп. Иакове, монашеский постриг Е. принял при игум. прп. Иринархе (1613-1626) (предположительно 1 авг., в день памяти 2 ветхозаветных мучеников по имени Елеазар). Е. участвовал в работах по реконструкции иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, начавшихся в 1613 г.: выполнял резные надписи о времени создания иконостаса.

В кон. 1614 г. по благословению прп. Иринарха Е. удалился на Анзерский о-в для пустынножительства. Там молодой монах, по его воспоминаниям, подвергался многочисленным тяжким искушениям от бесов, стремившихся изгнать подвижника с острова. Преподобный много молился и был удостоен явлений Божией Матери, укреплявшей его. Е. обменивал вырезанные им деревянные чаши у приходивших к острову на ладьях поморов на продукты. Е. нашел пристанище в глубине острова, недалеко от озера, называемого Круглым. Здесь преподобный установил собственноручно вырезанный крест и устроил келью. Ок. 1616 г. Е. встретился с отшельником иером. Фирсом и принял от него постриг в схиму. 4 следующих года Е. провел в подвигах пустынножительства: он принимал скудную пищу раз в неделю, умерщвлял плоть ношением вериг (по описанию Жития, он был «дебел составы и плотию», т. е. крупного телосложения), занимался чтением и перепиской книг.

В кон. 1619 - нач. 1620 г. Е. переселился к узкому глубокому заливу, на 2 версты врезающемуся в Анзерский о-в, позднее названному Троицкой губой. Неподалеку от залива, рядом с ц. свт. Николая Чудотворца (в 1583 была перенесена из Соловецкого мон-ря на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков), преподобный поставил себе келью. В это время с Е. подвизались неск. соловецких иноков: духовный отец Е. иером. Фирс, иером. Варлаам (в 1621 ставший 1-м настоятелем (строителем) Анзерского скита), Кирилл, Феофил. Со временем число отшельников увеличилось. Находясь по монастырским делам в Москве ок. 1619/20 г., соловецкий игум. Иринарх ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве на Анзерском о-ве для живших там пустынников храма, в ответ на эту просьбу, поддержанную троицким старцем Александром (Булатниковым), царица-инокиня пожаловала 100 р. 18 марта 1620 г. патриарх Московский и всея Руси Филарет послал грамоту Новгородскому митр. Макарию об устройстве на Анзерском о-ве ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича), такого же содержания грамота была дана 12 июля соловецкому игум. Иринарху; из Москвы были отправлены для храма церковная утварь, иконы и книги. 20 янв. 1621 г. царь Михаил Феодорович пожаловал анзерским пустынникам грамоту, в которой разрешал строительство на острове Троицкой ц. с приделом во имя прп. Михаила Малеина и устройство при церкви «скитского монастыря» с 11 насельниками и с настоятелем-иеромонахом. Скит, согласно царской грамоте, должен был подчиняться Соловецкому мон-рю, не мог иметь угодий (земель, варниц, рыбных ловель и др.), на содержание скитян царь выделил часть от «двинских доходов». Деревянная Троицкая ц. с приделом прп. Михаила Малеина была освящена в скиту в 1621 г. В 1635 г., после неудачного нападения разбойников на Анзерский о-в, царь повелел двинскому воеводе Г. А. Плещееву охранять остров и пустынножителей.

Е. значится строителем скита с 1624 г. В Анзерской пуст. был принят устав, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Е. Богослужение совершалось по Афонскому уставу, по просьбе Е. список «скицкого устава» был прислан игум. Иринархом из Соловецкого мон-ря, привез его уставщик Дионисий. Е. неоднократно бывал в Москве по делам скита. Существует предание, что по совету келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова) царь Михаил Феодорович просил анзерского пустынника молиться о даровании ему наследника. Е. предсказал царю скорое рождение сына, и 10 марта 1629 г. царица Евдокия Лукьяновна родила буд. царя Алексея Михайловича. В Житии Е. сообщается, что, вступив на престол, Алексей Михайлович пригласил к себе анзерского подвижника.

При игум. Иринархе Соловецкий мон-рь, к-рому подчинялся Свято-Троицкий скит, поддерживал анзерских подвижников. После кончины прп. Иринарха (17 июля 1628) отношение монастырских властей к скиту ухудшилось: соловецким монахам не разрешалось переселение на Анзер (в мон-ре «потерялась» царская грамота, разрешавшая переход соловецких насельников в скит, и Е. пришлось просить в Москве ее подтверждения), прекратилась регулярная доставка соловецкими судами денежных и продовольственных запасов скитянам, мон-рь отказывался принимать пустынников в свою больницу. Пользуясь особым расположением к анзерским пустынножителям царя Михаила Феодоровича, Е. сообщал ему о своих бедах и просил о независимости скита от Соловецкого мон-ря. Просьба Е. была удовлетворена 31 июля 1633 г.: царским указом скит стал самостоятельным, скитяне получили право избирать себе настоятеля. В 1636 г. Е. был дарован чин соборного старца, что давало ему право участвовать в управлении Соловецким мон-рем. Однако конфликт между обителью и пустынножителями не был исчерпан. Мон-рь препятствовал постройке на Анзере каменной церкви, монастырские власти, по-видимому, жаловались на Е. Новгородскому митрополиту, в 1641 г. вызвавшему преподобного в Новгород. В 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил независимость Анзерского скита от Соловецкого мон-ря.

В 1636 г. Е. обратился к царю с просьбой разрешить жить в скиту более чем 12 монахам, царской грамотой число насельников было увеличено до 18. Среди новых насельников Е. особо выделял прп. Никодима Анзерского (его Е. перед смертью оставил строителем скита), умершего молодым прп. Никифора Анзерского и свящ. Никиту (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов)), ок. 1636 г. принявшего постриг в Анзерском скиту. (В сочинениях, происходящих преимущественно из старообрядческого Выголексинского общежительства, приводится легенда о том, как Е. якобы прозрел «антихристову сущность» буд. реформатора, увидев змея, обвивавшего Никона во время богослужения. По мнению П. С. Смирнова, эта легенда представляет собой искажение несохранившегося протографа Жития Е., в к-ром рассказывалось о видении Е. на служившем литургию иером. Никоне святительского омофора; см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе XVII в. СПб., 1898. С. CXII.) В 1638 г., отвечая на просьбу Е., к-рому было видение Богородицы, царь приказал начать в скиту строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и пожаловал 200 р. И. Шушерин, биограф патриарха Никона, сообщает о том, что Е. и иером. Никон ездили в Москву для сбора пожертвований на строительство и получили 500 р. (Шушерин И. Известие о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 7). Несогласие в отношении того, как распорядиться этими средствами, и относительно дальнейшего строительства храма стало причиной размолвки между Е. и иером. Никоном, в 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. Впрочем, впосл., став Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон оказывал помощь скитянам, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. (Вкладная книга Анзерского скита содержит рассказ о том, что по молитве Е. Никон в бытность Новгородским митрополитом перенес мощи свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Поначалу прибывшие в Соловецкий мон-рь вместе с Никоном люди не могли сдвинуть с места гроб святителя, поднять гробницу стало возможно после молитвы Е.)

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился.

Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены.

В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского (Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

Автобиографический «Свиток» Е. привлекал внимание исследователей, неоднократно издавался. 1-ю ч. произведения составляют рассказы святого о начале скита на Анзерском о-ве, главной темой 2-й ч. является духовный опыт, приобретенный Е. за время пустынножительства. Особенностью сочинения является ярко выраженный мистический характер: большое место в нем уделено описанию борьбы подвижника с бесами, являвшимися в виде животных и людей, зачастую принимавших облик святых. «Свиток» содержит рассказы о благодатных видениях, укреплявших святого в его подвиге: Е. неоднократно являлась Пресв. Богородица, он имел откровение о Св. Троице, видение Нерукотворного образа Спасителя - «тако бысть велик - во все небо». Автор стремится донести до читателей духовный смысл происходивших с ним событий. В языке повествования книжные формы совмещаются с конструкциями и оборотами живой речи, это вызвано, по-видимому, тем, что Е. плохо владел книжным церковнослав. языком и не ставил задачу создать лит. произведение, но стремился передать свой опыт др. пустынникам. Эмоциональный, личностный и одновременно духовно взвешенный рассказ о внутренней жизни подвижника делает «Свиток» уникальным документом истории рус. аскетизма в XVII в.

Большое место в «Свитке» отведено иконографически точным описаниям бывших Е. видений. Излагая видение Св. Троицы, преподобный уточняет, что каждая из Божественных Ипостасей имела Свой престол (иконография типа «Отечество»; см.: Прп. Елеазар. 2001. С. 297-298); видение Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна, 2 ангелов и апостолов святой характеризует: «...якоже и в деисусе описуют»; на голове Пресв. Богородицы был багряный мафорий с 3 звездами - «якож описуют»; Е. имел видение Смоленской иконы Божией Матери; явившийся преподобному ап. Павел держал в руках образ Божией Матери «Знамение». Точно описывать детали Е. скорее всего помогал опыт иконописца. Известно, что по бывшему ему свыше откровению святой написал образ Иисуса Христа «на убрусе» (Спаса Нерукотворного), к-рый первоначально находился в келье святого, затем - в скитской Троицкой ц., между 1704 и 1707 гг. был помещен в часовне над гробницей святого (в XIX в. Е. считали автором образа Спасителя, находившегося на св. вратах Соловецкого мон-ря, но эта икона была создана не позднее нач. XVI в.). Под рук. Е. иером. Никон написал еще одну икону Нерукотворного образа Спасителя, находившуюся, как следует из Жития, над входом в Троицкий храм (иконы из Анзерского скита не сохр.).

Е. был погребен в 1656 г. в Троицкой ц. скита. Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню, заново выстроенную в нач. 40-х гг. XVIII в. Обретение мощей Е. совершилось летом 1757 г., при возведении каменной часовни над гробницами святых. По указу архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия 16 авг. 1758 г. мощи Е. и его учеников были перенесены в новопостроенную часовню и погребены в могиле, над к-рой в следующем году была поставлена гробница. В 1838 г. рака была заменена бронзовой, над ней была установлена сень в виде шатра, вокруг стояло 9 резных позолоченных крестов, над ракой располагалась икона Е. в рост. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была перестроена, новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни Е., над его могилой. К нач. XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой ц. под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского о-ва, их совр. местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разоренном в 1925 г. погребении Е. были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. частицы мощей хранятся в ц. Воскресения Христова Анзерского Голгофо-Распятского скита.

Часовня на месте первого поселения прп. Елеазара Анзерского. 90-е гг. XX в. Фотография. 2007 г.


Почитание

Местное почитание Е. началось в XVII в. Во 2-й пол. XVII в. среди соловецких монахов и поморов бытовало немало рассказов о посмертных чудесах Е. Во вкладной книге Анзерского скита сообщается о том, что паломники, приезжавшие на Анзерский о-в, рассказывали строителю Свято-Троицкого скита прп. Иову (Иисусу), как Е. «много у них купцев, по морю плавоющих, от всяких бед избавляет, и очевидно на кораблех их обрегает, и от смертнаго потопления по дарованней ему от Бога благодати преславно свобождает» (Там же. С. 266-267). В пространной редакции Жития Е. сообщается об 11 чудесах по молитвам к святому: об исцелении от телесных и душевных недугов, о спасении от потопления и др. В соч. «Список о чудеси в Анзерской пустыни», созданном во время Соловецкого восстания 1667-1676 гг., рассказывается об исцелении в 1674 г. анзерского инока Исаии: по повелению Пресв. Богородицы соловецкие святые Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, свт. Филипп и Е. победили 3-главого змея - виновника слабоумия Исаии и соловецкого «возмущения». После подавления восстания в 1676 г. на допросах выяснилось, что мн. поморы ездили на Анзерский о-в для панихиды по «прежнему строителю» Е.

Установление местного почитания Е. в нач. XVIII в. связано с деятельностью прп. Иова (Иисуса), при к-ром были созданы неск. редакций Жития Е., молитва, тропари святому, обширные сведения о Е. содержит начатая по инициативе прп. Иисуса в 1710 г. вкладная книга Свято-Троицкого скита. По преданию, основание прп. Иисусом Голгофо-Распятского скита произошло после бывшего ему 18 июня 1712 г. видения Пресв. Богородицы и Е. Между 1707 и 1709 гг. по завещанию Е. на Анзер были доставлены 2 иконы, к-рыми благословили святого его родители: Св. Софии, Премудрости Божией, и «Пресвятыя Богородицы с Корнилием преподобным». Их привез из Кеми родственник преподобного И. Д. Севрюков, отец к-рого получил их от Е., иконы были помещены у гробницы преподобного. Севрюков также привез в скит некие «списанные повести» о Е.: «...егда еще жив, чудодействова» (Там же. С. 272). Имя Е. включено в «Описание о Российских святых», известное в списках XVIII-XIX вв. (С. 166). По мнению Е. Е. Голубинского, общероссийское почитание святого было установлено до 1721 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 159; ср.: С. 557). Ок. 1838 г. была составлена служба Е.

В XIX в. Анзерский Свято-Троицкий скит был местом активного паломничества со всей России, для приезжавших построили деревянную гостиницу. Иноческая жизнь в скиту возобновилась в 2000 г., с 2002 г. распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Троицкий скит находится на попечении Троице-Сергиевой лавры. К нач. XXI в. на Анзере сохранились руины Троицкой ц. и трапезной, остатки хозяйственных деревянных строений. На расстоянии чуть больше километра от скита находится св. источник, к-рым, по преданию, пользовался Е.; здесь в 1917 г. был установлен поклонный крест, сохранившийся до наст. времени.

После перехода Е. в Свято-Троицкий скит место его первоначального пустынножительства забылось. В нач. XIX в. анзерский иеросхим. Иосиф нашел крест, поставленный Е. на месте его первоначальных подвигов, и построил неподалеку келью для безмолвствующих. В 1825 г. рядом была сооружена часовня во имя Е., где хранились его Псалтирь и ряса. Во времена существования Соловецкого лагеря в часовне размещался пикет охранников, затем она была заброшена и местонахождение ее забылось. В 1995 г. место первоначальной Елеазаровой пуст. было обнаружено Соловецким отрядом Морской арктической экспедиции, в 1996-1998 гг. при археологических раскопках на этом месте был расчищен фундамент построек, место часовни Е. обозначено памятным знаком.

Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Алексия II, а также в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г.

Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце // ПС. 1860. № 1. С. 108-120; № 2. С. 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим / Подгот. текста и коммент.: Л. А. Дмитриев // ПЛДР: XVII в. 1989. Кн. 2. С. 299-304; Крушельницкая Е. В. Автобиография и Житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 323-334; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита / Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001.

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 101-103; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 76-79; СИСПРЦ. С. 95-96; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю. СПб., 1873; Ключевский. Древнерусские жития. С. 347-348; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 195-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 192-193; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 18942; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 123-125; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст. // Странник. 1895. Окт. С. 177-179; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 39-49; Гунн Г. П. Патр. Никон и Елеазар Анзерский // Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242; Плюханова М. Б. К проблеме генезиса лит. биографии // Лит-ра и публицистика: Проблемы и взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133. (УЗ Тартусского гос. ун-та: Тр. по рус. и слав. филологии; Вып. 683); Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 86-108; Севастьянова С. К. Проблемы изучения лит. истории повестей о житии Елеазара Анзерского // Источники по истории обществ. сознания и лит-ры периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 80-87; она же. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского // Рус. об-во и лит-ра позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 172-184; она же. Малоизвестные агиогр. соч. о Елеазаре Анзерском // История рус. духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 210-222; она же. Елеазар // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 300-303; Ч. 4. С. 698 [Библиогр.]; она же. Житие Елеазара Анзерского // Там же. Вып. 3. Ч. 1. С. 345-351; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в. // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-210; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г. // Там же. С. 146-177; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 139-163; Севастьянова С. К., Чумичева О. В. Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пуст.: На пересечении традиций // ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 684-694; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни / Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 9-33, 61-74; Чумичева О. В. Иконный образ в видениях Елеазара Анзерского // КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 244-253; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в. // Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Зеленская Г. М. Прп. Елеазар Анзерский и Свят. Патр. Никон // Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 21-32; Шведова Ю. В. О синтаксисе автобиогр. Жития Елеазара Анзерского // ДРВМ. 2005. № 2(20). С. 65-72; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1295-1312. 

О. В. Чумичева, С. К. Севастьянова

Прп. Елеазар Анзерский. Современная фреска

Иконография

 

По преданию, 1-й образ Е. был написан анзерским иноком Макарием, которому святой явился во сне (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 106). Внешний облик преподобного описан в Житии нач. XIX в.: «...бе же явлейся преподобный Елеазар возрастом посредний, дебел составы и плотию, образом добр, браду имея довольну и окруженну, седу весма и не густу, и во иноческой одежде» (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. № 131. Л. 120; Белоброва. 2005. С. 97). У места погребения Е. находилась его икона, к-рую в 1876 г. видел Д. А. Ровинский (Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884. С. 4).

Наиболее ранний, необычный образец иконографии преподобного известен на ростовской иконе избранных святых 2-й трети XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря (ГТГ, см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 127, 357. Кат. 157 - ошибочно назван прп. Савватием Соловецким; Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 92-93. Cat. 27 - идентифицирован как Е.). Прп. Зосима Соловецкий и Е. представлены на 1-м плане, стоящими на острове в окружении вод, в центре композиции - вид Соловецкой обители и, возможно, Анзерского скита, за ними во 2-м ряду - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия, вверху - образ Божией Матери «Знамение». Е. обращен в молении к Богородице, правой рукой поддерживает изображение скита, облачен в синюю рясу, коричневую мантию, розового цвета схиму (куколь на голове), длинная борода к концу сужается.

Иконография Е. сложилась после обретения его мощей. Она разрабатывалась в Соловецком мон-ре на основе уже имевшихся иконографических типов прославленных местных святых - преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Образы Е. созданы в иконописи, в графике, в монументальной живописи. Традиционно он представлен в мантии и схиме, с куколем на голове или на плечах, волосы и окладистая борода с проседью.

В сер.- 2-й пол. ХVIII в. получил распространение извод «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Такая композиция появилась в резцовой гравюре и затем в литографии. Среди святых Соловецкого патерика только изображения преподобных Зосимы и Савватия, как правило, дополнялись панорамой монастыря. Наиболее ранняя икона относится к сер. ХVIII в. и происходит из Троицкого скита на Анзерском о-ве (СГИАПМЗ). Е. представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу на облаках, слева от фигуры святого - белая 3-главая церковь и клеймо «Преставление прп. Елеазара Анзерского». Изображение Троицкого храма с 3-лопастным перекрытием по закомарам встречается только на этой иконе. К кон. ХVIII в. в гравюре сформировался иной облик храма, где колокольня и церковь завершались шпилями. В дальнейшем этот вариант стал образцом для иконописных произведений.

Образы Е. писали в иконописной мастерской, впосл. в живописной палате Соловецкого мон-ря. В частности, известна большая икона 60-х - нач. 80-х гг. XIX в. (СГИАПМЗ), на к-рой святой представлен в рост, в правом повороте, обращенным к Спасителю, в куколе и схиме, в правой руке - раскрытая книга с текстом: «Молю васъ, братiя моя. Любовь имеите между собою, ибо любовь рождена есть от Бога и совершение имеет всего закона. Она не токмо любящаго любитъ, но и враждующаго. А без любве аще и горы имете преставляти, и во огни тело сожеши». Пейзажный и архитектурный фон с постройками Анзерского скита достаточно реалистичен: видна Троицкая губа, которая вдается в остров, на берегу - одноглавая церковь с колокольней, примыкающей трапезной и 2-этажными кельями (точно воспроизведен треугольный фронтон, порядок расположения окон в здании келий). Такой облик храма существовал до перестройки 1884 г. На подобной иконе кон. XIX в., выполненной в монастырской живописной мастерской (ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия на Соловецком подворье Архангельска), Троицкая ц. запечатлена уже после ее реконструкции.

Рисунок храма в упрощенном варианте повторялся на иконах, к-рые Соловецкий мон-рь заказывал в большом количестве мастерам из владимирских иконописных сел, в частности из Холуя. Множество паломнических недорогих иконок сохранилось и бытует на Севере, напр. маленький образ кон. ХIХ - нач. ХХ в. на кипарисовой доске из дер. Усть-Кыма Лешуконского р-на Архангельской обл. (АМИИ), где Е., в монашеском одеянии и в куколе, указывает правой рукой на постройки скита. Тогда же образ святого появился в монументальной живописи Соловецкого мон-ря: на сев. стене в интерьере надвратной Благовещенской ц., вблизи иконостаса, изображены в рост 4 местных святых, среди них - Е. (роспись 2-й пол. XIX в. в масляной технике).

Документы зафиксировали образы Е. в иконостасах церквей и часовен Соловецкой обители: в деисусном ряду Благовещенской ц., в местном ряду ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского («образ Германа Соловецкого и Елеазара Анзерского на одной доске, а над ними - Святая Троица»), в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия («образ Пресвятой Богородицы во весь рост, с припадающими преп. Германом и Елеазаром» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 160 об., 262 об.). На иконах Е. часто изображали вместе с прп. Германом Соловецким, на графических листах - парным прп. Иринарху Соловецкому. На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) 5 Соловецких святых вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках, Е.- в правой части вверху, напротив прп. Германа, в куколе, с седоватой бородой средней величины, со сложенными на груди ладонями, надпись: «Прп(д)бный Елеазарiй Анзерскiй». Е. вместе с др. Соловецкими чудотворцами почитался старообрядцами Выговской пуст., что отразилось в поморской иконописи, напр. на иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл., где он представлен крайним справа, вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, с кудрявыми волосами и широкой волнистой бородой.

Наиболее ранние гравюры с видами Соловецкого мон-ря и образами его основателей относятся к нач. ХVIII в., но без Е. Значительный ряд эстампов был изготовлен в кон. ХVIII - нач. ХIХ в., при архим. Ионе, монастырским гравером Лукой Зубковым (вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 - оттиски, напр., в собрании ЦАК МДА; см.: Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884). Рядом с обителью или над ней в молении на облаках помещены его основатели и подвизавшиеся на Соловках святые - преподобные Зосима, Савватий, Герман, Е., Иринарх, св. Филипп, митр. Московский. К этому же изводу принадлежат гравюры 1827 г. работы А. М. Шелковникова (при архим. Досифее; СГИАПМЗ), 1850 г.- А. Г. Афанасьева по рис. мон. Александра Заливского (при архим. Димитрии; оттиск 1884 - СГИАПМЗ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 27).

Иконография Е. как основателя Анзерского скита тоже была разработана в гравюре. На листе «Изображение Анзерского острова» 1802 г. Зубкова (оттиск в РНБ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 246) помещен не только план (с ориентировкой по сторонам света), но и вид монастырских скитов на Анзерском о-ве. Е., в одеждах преподобного, с четками, обращен к иконе Св. Троицы, к-рую поддерживают ангелы на облаках, вместе с ним - прп. Михаил Малеин (небесный покровитель царя Михаила Феодоровича). Вместе с прп. Иисусом Анзерским Е. изображен предстоящим иконе Распятия Христова на гравюре с видом Анзерского Голгофо-Распятского скита 30-х гг. XIX в. (ЦАК МДА). В нач. XX в. на Русском Севере бытовали графические листы с образом Е. (Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печ. изданиях и др. предметах, поступивших в Рукописное отд-ние БАН в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 207. № 7).

Гравюры нач. ХIХ в. с изображением Е. сохранились на вклейках в рукописных книгах, напр. в Житии Е. нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). Q. 378. Л. 127 об.; ИРЛИ (ПД). Карельское собр. № 131. Л. 107). Одна из них награвирована Зубковым в 1801 г., другая - Артемом Касаткиным в 1806 г. (РНБ. Q.I.1209. Л. 89 об.; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 321), но в целом повторяет первую: фигура Е. справа, с непокрытой головой, руки с четками на груди, слева - план острова, в центре - церковь, вверху - образ Св. Троицы, несомый ангелами (надпись: «Триипостаснаго содействием»), внизу - текст с кратким рассказом о святом. На листах Зубкова впервые появился тот тип Троицкой ц. с 2 шпилями, с трапезной и колокольней, к-рый затем в ХIХ в. воспроизводился в иконописи и тиражной графике. Образ Е. с видом обители встречается и в книжной миниатюре, напр. в рукописи Жития святого кон. ХIХ в. (ГААО. 82 р.ц. (607)).

В ХIХ в. первооткрывателями художественной литографии в Архангельской губ. были мастера Соловецкой обители и архангельский купец В. А. Черепанов. Монастырь пользовался также услугами частных литографий И. И. Пашкова, И. А. Морозова в Москве, Е. И. Фесенко в Одессе. Во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. они выпустили неск. изображений обители и ее святынь, к-рые раскупались богомольцами. В Соловецком патерике помещена хромолитография «Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский» с цензорским разрешением 1897 г., отпечатанная в литографии Веферс в С.-Петербурге (Соловецкий патерик. М., 18952. Ил. между с. 80 и 81). Святые изображены в рост, вполоборота к центру, на фоне пейзажа, на облаках - Св. Троица как напоминание об основании при их посредничестве Троицкого скита.

В Соловецком мон-ре было и собственное литографское производство, в кон. ХIХ в. для богомольцев неоднократно воспроизводился лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» (оттиск 1889 - АМИИ). Над панорамой мон-ря от бухты Благополучия по сторонам образа Преображения Господня на облаках изображено 6 наиболее почитаемых местных святых, в их числе - Е. Аналогичный эстамп - вероятно, с того же оригинала - был отпечатан в 1881 г. в литографии ТСЛ (РГБ). В монастырской мастерской издавались и хромолитографированные панорамы мон-ря с образами Соловецких святых (1892, АМИИ).

Образ Е. вводился в состав Собора Новгородских святых на сравнительно ранних произведениях, напр. на иконе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на почитаемом «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божией (в 6-м ряду), к-рый находился «в ризнице черниговской кафедры» (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97).

Изображения Е. встречаются на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Иконография, очевидно, была разработана на Валааме или авторами иконостаса в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря (храмовый образ подписан В. М. Пешехоновым). Образ упомянут в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). Е. представлен погрудно, с непокрытой головой, с залысинами и бородой средней величины с проседью, крайним справа в 7-м ряду, рядом с прп. Вассианом Пертоминским, на нимбе надпись: «С. Елеазаръ Анзерск. Сол.». Подобным образом он запечатлен и на 2 идентичных по иконографии и стилю иконах-пядницах с таким же сюжетом, к-рые были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия).

В составе Собора рус. святых ростовое изображение Е. имеется в числе подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в московских храмах Христа Спасителя, Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др.

Наряду с др. северорус. святыми Е. представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии,- в рост, прямолично, в куколе, с разведенными руками (в левой свиток). Образцы совр. иконографии Е.- рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 129); иконы 90-х гг. XX в. московского худож. В. В. Близнюка и др., находящиеся в Соловецком мон-ре. Образ Е. включен в состав совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр., в ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря), а также в число изображенных на совр. иконе «Собор Карельских святых» из собора блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (крайний слева во 2-м ряду).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 307-308; Кн. 4. С. 493-494, 754; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Никольский В. П. Иконогр. собрание Соловецкого музея-заповедника // Мат-лы Соловецкого отд-ния Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 19272. Вып. 1. С. 65; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям // Архит.-худож. памятники Соловецких островов / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 205-229; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. ХIХ в. // Она же. Очерки рус. худож. культуры ХVI-ХХ вв. М., 2005. С. 97-102; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 47, 60, 70, 95-97, 99-100, 104, 129. Кат. 64, 82, 111, 132, 135, 140-141, 155, 219. 

Т. М. Кольцова

http://www.sedmitza.ru/text/940631.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме