Как сообщают новостные агенства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации ряд предложений в связи с возможным рассмотрением Государственным советом РФ вопроса «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации». Предложения Патриарха затрагивают меры по предотвращению абортов, заботе о детях, оставшихся без родителей, поддержке многодетных семей. Ряд предложений касаются защиты семьи от злоупотреблений, связанных с так называемой "Ювенальной Юстицией".
Этот документ - полный текст которого можно прочитать на официальном сайте Патриархии - носит во многом поворотный характер; можно не сомневаться, что он будет упомянут в будущих учебниках истории России. Церковь, устами своего Предстоятеля, громко, ясно и открыто заявляет о своей ответственности за общество и страну. Церковь отказывается сидеть в резервации, глядя, как вокруг нее вымирает страна и пресекается русская история. Депопуляция в России - связанная, прежде всего, с алкоголизмом и абортами, уже давно не является проблемой; она является катастрофой.
Поэтому не просто право, но и долг Церкви - как и долг всякого ответственного гражданина - выступить с предложениями каких-то достаточно решительных и срочных мер. Конкретные детали предложений Патриарха можно обсуждать - и, очевидно,такое обсуждение с участием медиков, педагогов и социологов уместно и необходимо. Но есть то, что обсуждать уже нельзя - саму необходимость срочных мер по перелому имеющейся тенденции к исчезновению русского народа с лица земли.
Дальше отступать некуда; или в нашем государстве, нашей стране, в нашей общественной психологии произойдут радикальные перемены в восприятии ценности семьи и ценности человеческой жизни - в том числе, жизни в материнской утробе - или наши опустевшие земли заполнят другие народы, с более здравыми представлениями о ценностях.
Уже появились первые отзывы - как безусловно положительные, так и критические - на предложения Патриарха. Критические отзывы можно разделить на две большие категории; есть люди, в принципе согласные с целями, которые ставит Патриарх, но видящие несколько другие пути их достижения. Есть и принципиальные противники - люди, приверженные идеологии, для которой аборт - это великое и прекрасное достижение на пути к свободе, а любые попытки ему как-то мешать - хотя бы просто увещеванием - есть великое преступление.
Мы не должны исключать из диалога даже этих людей; многие видные деятели движения за жизнь - это покаявшиеся абортмахеры. Поэтому ответим на некоторые выдвигаемые ими тезисы. Нам говорят, что Церковь не должна лезть со своими представлениями о грехе в светское законодательство. Нам говорят, что если мы считаем аборт грехом - дело наше, но но мы не должны пытаться навязать наши стандарты светскому обществу. Мы должны ответить - ничего подобного мы и не делаем. Дитя в утробе матери является другим живым существом (а не частью ее тела) - это не учение Церкви, это научный факт. Это дитя является человеческим существом, не мышонком и не лягушкой - и это тоже научный факт. Нельзя лишать жизни невинное и беззащитное человеческое существо, существо, которое не может быть ни преступником, заслужившим казни, ни вооруженным агрессором - это опять же не учение Церкви, это нравственная очевидность. Да, Церковь всегда исповедовала эту очевидность - но вовсе не она ее установила, и если бы (вообразим такое) Церковь отступила бы от своей позиции по абортам, они не перестали бы быть тем, чем они являются - умышленным лишением жизни заведомо невинного человеческого существа.
Особенность взгляда Церкви только в том, что она возвещает для людей, вовлеченных в это зло, возможность покаяться и обрести полное прощение, начать жизнь с чистого листа, освободиться от груза прошлого, как это уже сделали многие бывшие абортмахеры и активисты проабортного движения, теперь выступающие на другой стороне.
Многие возмущаются тем, что Церковь-де хочет лишить женщин "права на аборт". (В действительности, речь чаще идет о праве мужчин посылать женщин на аборты)
На самом деле Патриарх не предлагает полностью запретить аборты - самое жесткое из его предложений - это только не оплачивать их за счет налогоплательщиков. Но отметим, что "право на аборт" есть противоречие в определениях. Права человека начинаются с права на жизнь; если мы лишаем целую категорию человеческих существ права на жизнь, мы уже обессмысливаем понятие "неотъемлемых прав". Если женщину можно зарезать прямо в утробе, (а не менее половины жертв абортов - девочки) то какие права у нее остаются после этого?
Но некоторые говорят, что, раз Церковь не требует немедленного запрета абортов (кроме трагических случаев, когда спасти обе жизни невозможно и надо спасать хотя бы мать)
не требует и уголовного - как за обычное убийство - преследования за его совершение, ее позиция непоследовательна. Позиция Церкви неизменна и последовательна - она стремится к сохранению как можно большего числа человеческих жизней, и поэтому выдвигает предложения, которые реально могут привести к сокращению числа абортов. Говорить о полном запрете абортов при нынешнем состоянии нравов нереально. Нужно делать то, что возможно сделать.
Меры, предлагаемые Патриархом, вообще не носят запретительного характера - и даже если все они без исключения будут приняты, это не будет означать, что в России будет невозможно сделать аборт. Они будут означать очень серьезную перемену в отношении государства и, вслед за ним, общества, к беременным женщинам и их детям. Сейчас женщина очень часто сталкивается с почти невыносимым давлением со стороны окружающих - часто включая врачей - буквально вынуждающим ее лишить жизни свое дитя. С этим давлением должно быть покончено.
Предложения Патриарха относительно поддержки многодетных семей особой полемики пока не вызвали; поэтому перейдем к предложениям, касающимся заботы о детях-сиротах. Некоторых критиков пугает предложение формирования попечительских советов, в которых должны принимать участие представители традиционных религий. Но такова уж реальность - из общественных организаций социальным служением у нас занимаются преимущественно (хотя не исключительно) организации религиозные. Пусть противники Церкви создадут свои сообщества, и займутся не нападками Церковь, а заботой о нуждающихся - в том числе, о детях-сиротах. Тогда будет совершенно естественно включать их представителей в попечительские советы. В самом деле, почему бы вам не побить Церковь на ее поле? Нам говорят, что люди могут быть гуманными, щедрыми, нравственными, отвергая Бога - прекрасно, продемонстрируйте это. Все общество только выиграет от того, что Церковь и секулярные гуманисты будут состязаться в добрых делах. Но увы - пока противники Церкви вовсе не стремятся к социальному служению; все, чего они хотят - это помешать Церкви им заниматься.
В предложениях Патриарха о защите семьи от необоснованного вмешательства государства чрезвычайно сложно усмотреть какую-то угрозу; но и тут у кого-то срабатывает рефлекс - если Патриарх за права семьи, то они непременно будут против. Однако элементарный здравый смысл требует ограничения возможностей для государственного произвола - особенно в условиях нашей коррупции.
Для нашей страны - для ее очень близкого будущего - важно, чтобы предложения Патриарха были приняты. К тем, кто разделяя цели этих предложений, хотел бы дать профессиональные советы по их улучшению, стоит прислушаться. К тем, что настолько напуган призраком клерикализма, что не видит необходимости что-то срочно менять в нашем обществе, можно только обратиться с увещеванием обратить внимание не на вымышленные, а на реальные опасности, связанные с нынешним демографическим кризисом.