Противоречия секуляризма

0
121
Время на чтение 4 минуты
События последний нескольких дней побуждают задуматься над некоторыми интересными особенностями современного секуляризма - есть идеологии, считающей нужным выдавливание из общественного пространства всяких проявлений христианской веры. Как сообщают из ЮАР, где проходит чемпионат мира по футболу, ФИФА (международная федерация футбола) пытается запретить спортсменам как-либо выражать свою религиозную принадлежность — носить майки с религиозной символикой или даже использовать на поле религиозные жесты — например, осенять себя Крестным Знамением или воздевать к небу руки в знак благодарности за забитый гол. Теоретически это обосновывается опасением религиозных конфликтов — но такое объяснение выглядит издевательским. При всей печально известной драчливости футбольных фанатов, они еще никогда не дрались из-за религии (или хотя бы под религиозными знаменами). Футбольные хулиганы выступают под знаменами "своего" клуба, реже — под знаменами своей страны, но никто еще никогда не видел такого явления, как религиозный футбольный хулиган. До сих пор, в течении десятилетий, когда спортсмены осеняли себя Крестным Знамением или восклицали "слава Богу", это не приводило ни каким проблемам.

В чем же дело? Секуляризму свойственен ряд интересных внутренних противоречий, и одно из них проявляется в этом случае. Теоретически, секуляризм отрицает духовную реальность — или, по крайней мере, отрицает, что она должна приниматься в расчет. Все, на что мы должны обращать внимание — это то, что доступно научному наблюдению, чисто материальная польза или вред. Духовные реалии — с точки зрения секуляристов — не должны приниматься в рассмотрение, религиозные верования должны рассматриваться как личные причуды и фантазии, а религиозные действия — как нечто пустое и бессмысленное. Постулируя (теоретически) такое отношение к духовному миру, секуляристы на практике ведут себя совершенно иначе — они относятся к молитве и крестному знамению как к чему-то в высшей степени реальному, несомненно подлинному, и при этом вызывающему у них глубокую враждебность.

Какой измеримый материальный вред может произойти от от того, что спортсмен осенит себя Крестным Знамением? Абсолютно никакого. Последовательные материалисты просто игнорировали бы это как его личную причуду, сколь бессмысленную, столь и безвредную. Но материализм современного секуляризма какой-то очень непоследовательный: сначала нам говорят, что молитва есть не больше, чем форма аутотренинга, потом пытаются запретить к этому "аутотренингу" прибегать; сначала высмеивают Крестное Знамение как пустое суеверие, потом пытаются искоренить его как что-то очень серьезное.

Ту же особенность мы видим в деле о попытках запретить Распятия в итальянских школах. Напомним, что некоторое время назад Европейский Суд по Правам Человека потребовал удалить Распятия из итальянских школ по требованию итальянской гражданки финского происхождения Соиле Лаутси, которая в 2002 году потребовала у администрации государственной школы в городе Абано Терме убрать распятия из классов, где обучались двое ее детей. Суд также обязал правительство Италии выплатить ей компенсацию в 5 тыс. евро за причиненный моральный ущерб. Это решение вызвало резкое неприятие в Италии, и итальянское правительство обратилось с апелляцией. Дата повторного рассмотрения дела приближается, и ряд общественных и религиозных деятелей выступили с заявлениями относительно этого процесса, призывая суд пересмотреть свое решение.

Но как такое решение вообще могло быть принято? Каким образом простое присутствие изображения Распятия в поле зрения истицы (и ее детей) нарушало ее права? Ни ее, ни детей не принуждали участвовать в каких-либо религиозных обрядах, никак не требовали оказывать Распятию какие-либо знаки почитания — в чем же проблема? Опять же, с точки зрения последовательного материализма, Распятие — культурный артефакт, как, скажем, статуя Будды или изваяние Аполлона. Разрушение афганскими талибами древних статуй Будды вызвало общее негодование и с тех пор используется теми же секуляристами как пример религиозного варварства; почему бы не отнестись к Распятиям с той же благожелательностью, как, хотя бы, к тем же статуям Будды? Однако и истица, и Европейский Суд по Правам Человека явно видит в Распятии нечто гораздо, гораздо более серьезное чем просто культурный памятник — и относятся к нему с принципиальной враждебностью.

О том же говорит решение, недавно принятое шестым окружным апелляционным судом США, который постановил, что десять заповедей, выставленные в окружных судах штата Кентукки, нарушают первую поправку к Конституции о запрете господдержки религиозных организаций. Таким образом суд удовлетворил иск Американского союза за гражданские свободы – одной из влиятельнейших атеистических организаций страны. Строго говоря, Десять заповедей не относятся к какой-то конкретной религиозной организации — они признаются всеми христианами и иудеями. Но не будем вступать в прения с иностранным судом, интересно другое — почему атеистов так пугают Десять Заповедей? И европейская, и американская культура несет на себе глубокую печать христианства, и "очистить" ее от библейских слов и символов можно только ее полностью разрушив; французские революционеры безуспешно пытались это сделать, большевики преуспели больше, но тоже не до конца. Но главное — зачем? Еще в советские годы многие удивлялись — если Бога не существует, зачем воевать с ним с такой яростью? Если Десять Заповедей — это просто древний мифологический текст, то зачем так волноваться из-за него?

Воинствующие атеисты часто высмеивают веру в Бога, сравнивая ее с верой в Деда Мороза — однако они сами явно не верят в свое сравнение. Никому не приходит в голову протестовать против изображений Деда Мороза или требовать от Европейского Суда по Правам Человека запрета новогодних утренников.

Таково одно из противоречий секуляризма — люди громко заявляют о своем неверии, но это звучит не очень искренне — на практике они ведут себя так, как будто веруют и трепещут.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44