Османский соблазн

Борьба двух империй за лояльность российских мусульман

0
154
Время на чтение 7 минут

Со времен Екатерины II особое беспокойство российских властей было связано с внешним влиянием на мусульман Российской империи и соседних территорий. Это влияние носило преимущественно турецкий, а точнее, англо-турецкий характер.

Великобритания вела несколько «исламских» программ, призванных установить контроль над всем мировым мусульманским сообществом. Английское влияние на правящую элиту Османской империи было традиционно велико, однако, по всей видимости, британцам и этого было мало. Британии требовались более послушные мусульмане, которые в итоге были найдены на Аравийском полуострове в лице ваххабитов.

Существовали у англичан и более глобальные планы. Как отмечает исследователь досоветской истории российского ислама Дмитрий Арапов, российский посол в Турции начала XX века Николай Чарыков в своих донесениях в Петербург с тревогой констатировал желание Великобритании «единолично» действовать в «халифском деле» и, в частности, возродить снова Арабский халифат. В описываемые времена халифом, то есть духовным властителем всех правоверных, считался турецкий султан.

По словам Чарыкова, Лондон хотел, перенеся халифат в сферу британского влияния на Ближнем Востоке, сделать в дальнейшем халифами шерифов Мекки и Медины (правителей священных городов, вассальных Османской империи) или еще более связанных с англичанами хедивов Египта (вице-султанов во времена турецкого владычества). Русский дипломат, правда, подчеркивал то обстоятельство, что арабы вряд ли захотят иметь дело с такими халифами, ибо они будут слишком откровенно находиться в зависимости от власти «неверного» Альбиона.

Следует отметить, что этот план, хотя и с существенными коррективами, был все-таки частично воплощен в жизнь и сейчас именно Саудовская Аравия позиционирует себя как страну - лидера всего мусульманского мира.

Тайная сторона хаджа

Вербовка агентов влияния среди российских мусульман наиболее успешно осуществлялась во время их выезда за пределы страны, преимущественно в традиционное паломничество - хадж.

В январе 1822 года генерал Алексей Ермолов предложил запретить совершение хаджа, поскольку возвращающиеся паломники «не только привозят нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков Турок против Христиан и, почитая Султана главою закона своего, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление Христиан не наказываемым». В ответ император Александр I согласился ввести лишь временный запрет на хадж, уточнив, что «сие временное запрещение имеет прекратиться с переменою и устройством дел на Востоке, и сим уверением для будущего оно, конечно, не потревожит ни совести Магометовых почитателей, ни доверенности их к благорасположению Правительства».

Через 20 лет, в 1842 году, вопрос о целесообразности ограничения паломничества в Мекку снова оказался на повестке дня. Военный министр князь Александр Чернышов в письме командиру Отдельного Оренбургского корпуса передал ему пожелания императора запретить продолжительные отлучки воинских чинов с целью совершения хаджа, поскольку «многие из них по возвращении после поклонения магометанской святыне производят неблагоприятное для нас влияние на своих единоверцев».

В 1865-1866 годах оренбургский генерал-губернатор Николай Крыжановский запрещал духовным лицам отправляться в хадж, опасаясь, что большинство из них подпадет под дурное влияние ваххабитов и обратно уже не вернется. И его опасения были оправданны - такие случаи действительно отмечались.

Сотрудники Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД не без основания считали, что из числа паломников турецкими властями вербуются люди для пропаганды радикального ислама и переселения в Османскую империю. Эти сведения подтвердило российское посольство в Константинополе в секретной записке в Министерство иностранных дел в ноябре 1874 года.

Турецкоподданные учителя

В 1848 году Чернышов направил наместнику Кавказа князю Михаилу Воронцову письмо следующего содержания:

«Милостивый Государь Князь Михаил Семенович.

Почтеннейшее отношение Вашего Сиятельства от 30 ноября за № 452 о мерах, принятых Вами, Милостивый Государь, противу распространения между покорными нам магометанскими народами нового учения, проповедуемого вышедшими из Персии и Турции шейхами, я имел щастие по всей подробности представлять Государю Императору.

Его Величеству благоугодно было на всеподданнейшем докладе моем по этому предмету собственноручно написать:

«Я полагал бы совершенно запретить въезд в пределы наши всяким лицам духовного магометанского звания, кто бы ни были, даже и нашим подданным, ежели приняли духовное звание заграницею».

Действительно, как в XIX веке, так и позже, российские мусульмане, получавшие духовное образование за пределами России, слишком часто подпадали под влияние враждебных ей сил и становились проводниками их интересов. Игнорировать эту проблему было опасно, поэтому у государства стоял выбор между жестким контролем над этим процессом и полным запретом его как такового. Второй вариант был сочтен более простым и дешевым, тем более что его в 1842 году предлагал сам генерал Ермолов, запретивший кавказским мусульманам получать духовное образование за рубежом.

10 июня 1892 года Министерство народного просвещения приняло циркуляр об изъятии из медресе и мектебов (начальные школы для мусульман) рукописных книг и запрещении преподавательской деятельности муллам, получившим образование за рубежом. По тому же циркуляру иностранные религиозные издания должны были быть подвергнуты жесткой цензуре. Поводом для этих мер стали сведения о том, что «в мусульманских школах обращаются рукописные книги и тетради на татарском языке, в которых оплакивается зависимость татар от Российского государства, восхваляются мусульманские народы Востока, выражается сожаление об участи мусульман, призванных к отбыванию воинской повинности». После массовых протестов мусульман в 1894 году действие этого циркуляра было приостановлено, а затем по рекомендации Министерства внутренних дел он был отменен.

В 1894 году началось систематическое цензурирование мусульманских книг. Из первой партии в 64 книги всего две были признаны вредными, причем по религиозным мотивам (оскорбление других религий) - только одна.

Имамы должны были давать подписку об отказе использовать запрещенные книги, а уфимского муфтия Мухаммедьяра Султанова власти призвали к изданию соответствующей фетвы. В 1895 году он ответил на подобную просьбу уфимского губернатора следующим образом: «Фетва может возбудить весьма понятное любопытство и желание ознакомиться с ними в подлиннике, и в конце концов путем разъяснения я невольно буду содействовать, хотя и косвенно, распространению запрещенных книг, что крайне нежелательно».

Генерал Ермолов запретил кавказским мусульманам отправляться на учебу за рубеж.
Портрет Алексея Петровича Ермолова. Джордж Доу. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж
Власти также следили за тем, чтобы мусульманские духовные лица, в первую очередь служащие во внутренней России, владели русским языком. Это требование вызывало критику со стороны мусульманских политических и общественных деятелей, однако отменять его никто не собирался.

Показательно, что к проблеме владения действующими и будущими имамами русским языком власти вернулись в конце первой декады XXI века, когда были преданы огласке сведения о том, что мусульманские студенты из России, проходившие обучение за рубежом, владеют государственным языком своей страны более чем посредственно и не могут ни продолжать образование, ни работать за пределами своей этнической группы.

Власти царской России также настаивали, чтобы в мусульманских учебных заведениях преподавали российские подданные, а не иностранцы, среди которых наибольшее подозрение вызывали подданные Османской империи. «Обязать Магометанское духовное правление допускать в медресе и мектебе в качестве учителей татар и именно русско-подданных, но отнюдь не турок или турецкоподданных», - предлагал губернатору директор народных училищ Таврической губернии Сергей Маргаритов. При этом все медресе и мектебы, в которых преподавали турки, автоматически подпадали под подозрение в неблагонадежности.

Можно предположить, что исключительная нелюбовь российских правоохранительных органов к турецко-татарским лицеям в XXI веке берет свои истоки еще в XIX столетии.

Восходящее солнце и полумесяц

В годы Русско-японской войны к традиционным центрам зарубежного влияния на российский ислам добавилось Токио. Японский Генштаб вложил не менее 1 млн. иен (соответствовавшего 5 млрд. современных иен) в стимулирование революционных и националистических движений, часть этих средств направив в мусульманскую среду.

Современник тех событий, основатель политической партии «Иттифак-аль-муслимин» (Союз мусульман) Рашид Ибрагимов утверждал, что перед Русско-японской войной российские мусульмане уже прониклись симпатией к Японии. Сам Ибрагимов деятельно отстаивал японские интересы и, по мнению историка Ларисы Усмоновой, во время своего посещения Японии в 1902-1903 годах был втянут в антироссийскую пропагандистскую работу и в итоге депортирован из этой страны по требованию российского консула. Среди российских мусульман активно распространялись транслируемые немецкой и английской прессой нелепые слухи о преимущественно мусульманском вероисповедании японцев, при встрече с которыми на фронте российским солдатам-мусульманам предлагалось стрелять в воздух и даже брататься с противником.

Историк Ольга Сенюткина прямо указывает на то, что идеологи тюркского национализма, среди которых преобладали джадиды (сторонники джадидизма - реформаторского общественно-политического движения тюркских народов России конца XIX - начала XX века), с 1907 года начали активно и практически открыто сотрудничать с иностранными разведками, решив для себя, что само существование Российской империи как государства делает достижение их целей принципиально невозможным.

После начала Первой мировой войны ситуация повторилась: резко активизировались турецкие идеологические диверсанты, намеревавшиеся через пантюркистскую и панисламистскую пропаганду восстановить российских мусульман, прежде всего мусульман Кавказа, против властей и отторгнуть от Российской империи пограничные провинции с высокой долей мусульманского населения. Известно, что для этих целей только на Кавказ было дополнительно заслано 60 офицеров турецкой разведки.

Роман Анатольевич Силантьев
- доцент Московского государственного лингвистического университета

http://religion.ng.ru/history/2010-07-21/7_osman.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Силантьев
Роди ихтиандра: как секты губят здоровье людей
Мошенники под видом религиозных гуру могут серьезно навредить
08.02.2021
Эта мера не приведет к повышению активности сект
Конституционный суд России обязал изменить норму о передаче религиозным общинам помещений под храмы
21.11.2020
«Реестр будет носить рекомендательный характер»
Мусульмане призвали Министерство юстиции создать список религиоведов для экспертиз исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма
22.02.2020
Все статьи Роман Силантьев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05