Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На благословенных островах Додеканеса. Часть 1. Православные святыни Родоса

Василий  Писаревский, Православие.Ru

06.07.2010

С апреля по октябрь миллионы людей с разных широт Земли устремляются на греческие острова. Их жемчужина - архипелаг Додеканес, объединяющий более 200 островов юго-восточной части Эгейского моря. Правда, населенных островов насчитывается 13, крупнейший из них - Родос. Полагают, что некоторые из этих островов отделились от Малой Азии, а другие в далеком прошлом поднялись из морских глубин в результате сейсмических колебаний. Более 350 православных храмов возвышаются на каменистых утесах Додеканеса, из них более половины - на Родосе. И отрадно, когда, отдыхая здесь, удается прикоснуться хотя бы к некоторым из этих святынь.

От древних времен - ко дню сегодняшнему

Связь времен ощущается здесь на каждом шагу, и множество замечательных памятников различных исторических эпох соседствуют друг с другом.

Невольно охватывает трепет, когда с высоты горной дороги, идущей вдоль побережья острова Родос, перед тобой открывается панорама величественного акрополя города Линдос - самого могущественного в античные времена - и лежащей далеко внизу небольшой гавани апостола Павла. Сюда, согласно преданию, высадился в 57 году по Р.Х. этот великий апостол, чтобы проповедовать Христово учение.

Кстати, именно жители Линдоса составили кодекс мореходного права, известный впоследствии как «родосский закон», который стал затем основой римского мореходного права и используется частично в наше время.

Когда приезжаешь в столицу острова город Родос, узнаешь, что жизнь здесь продолжается непрерывно вот уже более 2400 лет. Будучи центром торговли между Востоком и Западом, Родос быстро принял христианство. Уже в I веке город обрел православного епископа, которым стал Прохор, а позднее - Фотин и Евфранор, принимавшие участие в I Вселенском Соборе в Никее. После раздела Римской империи Родос становится столицей византийской «епархии островов». Однако его былая слава сходит на нет, и Родос разделяет судьбу Византийской империи, подвергаясь неоднократно завоеваниям и разрушениям.

Сегодня этот средневековый град возвышается над портом, простирая вдоль побережья огромные стены с бойницами, башнями и бастионами. Вот, например, уникальное здание XV века - Дворец адмиралов; до турецкого завоевания здесь находилась резиденция православного архиепископа Родоса. В старой части города можно зайти в иконные лавки, полки которых наполнены иконами, написанными в византийском стиле монахами греческих монастырей в наше время.

Отправляясь дальше в путешествие по горным дорогам острова, можно увидеть разбросанные тут и там красные черепичные, характерные для Додеканеса крыши часовен и храмов. Храмы эти не входят в туристические путеводители, но у каждого из них своя история, которая остается неотъемлемой частью истории острова. Всюду у человека есть возможность зайти помолиться: и у пастуха на небольшом горном пастбище, где стоит маленькая часовня, и у гостей современных отелей, во многих из которых также есть часовни.

В окрестностях деревушки Калатос, близ которой я поселился, мне удалось обнаружить сразу два храма: один совсем маленький, возле дороги, посвященный мученице Кириакии; другой - во имя архистратига Михаила, просторный, с двухъярусной колокольней и ухоженным внутренним двором, обнесенным каменной оградой, - выше, в горах, куда карабкаются белоснежные домики местных жителей.

Настоятель обоих храмов иеромонах Герман был рад скромному дару - нескольким номерам «Журнала Московской Патриархии» - и стал их тут же рассматривать. Сам он из Родоса, пять лет прожил на Афоне, где и принял монашество, а впоследствии вернулся на остров и получил назначение в Калатос.

Рассказывая о приходской жизни, отец Герман сообщил, что в курортный период прихожан у него значительно меньше, так как многие работают в отелях, а также выходят в море на промысел. Сказывается и недостаток певчих в храме. Что касается детей и молодежи, то их, к сожалению, не так уж много, но он полон желания работать с ними, поэтому ему так интересны миссионерские и молодежные инициативы патриарха Кирилла. «Православие, - сказал он на прощание, - это самая мощная сила, которая объединяет людей разных национальностей и культурных традиций в одну семью».

Попавший впервые на Родос, конечно, познакомится и с известными православными святынями. Так, в западной части острова находится деревушка Сияна, где воздвигнута церковь великомученика и целителя Пантелеимона. Это один из самых древних местных храмов, время его постройки датируется XIV веком. Здесь хранится частичка мощей великомученика Пантелеимона, которую в серебряном ковчеге настоятель этого храма отец Георгий выносит для русских паломников.

Особо стоит сказать о церкви, расположенной на восточном побережье Родоса и посвященной иконе Богоматери «Цабика». Слово «цаба» с греческого переводится как «искра». По преданию, эта икона была обретена пастухом, который однажды увидел на вершине горы мерцающий огонек. Когда по его зову сюда пришли местные жители, то увидели лампадку и икону Божией Матери. Это событие произошло после 1522 года, в период турецкого ига.

Изначально храм, построенный для этой иконы кипрскими монахами, стоял на вершине очень высокой горы; сохранился он и до наших дней. Но поскольку не всем доступен высокогорный подъем, позднее у подножья горы была построена еще одна церковь, где и находится сейчас чудотворный образ. Икона известна тем, что по молитвам перед ней женщины избавляются от бесплодия; и сегодня Богоматерь «Цабика» покровительствует всем тем, кто мечтает о материнстве.

Город Ялисос, как и Линдос, - один из древнейших на острове Родос: он был основан дорийцами в XII веке до Р.Х. Здесь античные памятники (а частично сохранившийся акрополь старше знаменитого афинского!) соседствуют со средневековыми, относящимися ко времени пребывания рыцарей. Город раскинулся на живописном холме Филеримос, что переводится с греческого как «друг тишины, друг спокойствия». И действительно, это уединенное место; тишину его нарушают лишь крики павлинов, которые живут на воле среди сосновых и кипарисовых рощ, взлетают на деревья, придавая всей местности особый колорит. 

Сейчас на холме возвышается величественная церковь Филеримской иконы Божией Матери, восстановленная в наше время по образцу храма, который был построен рыцарями ордена святого Иоанна в начале XIV века. Буквально в нескольких шагах - огороженная каменная площадка с сохранившимся баптистерием в виде креста, где совершалось таинство крещения. Это все, что осталось от раннехристианской церкви, возведенной в I-IV веках по Р.Х.

Во внутренних галереях храма можно видеть мозаичные изображения Христа, Божией Матери и двенадцати апостолов - в византийском стиле. Полы украшены мозаикой из черной и белой гальки, образующей ломаные линии. Такая техника, известная под названием «хохлаки», уходит своими корнями в эпоху эллинизма, в византийский период она была весьма популярна. Множество ее образцов с самыми разнообразными узорами путешественник встретит по всему острову Родосу.

О поистине необыкновенной истории Филеримской иконы Божией Матери рассказывает Инна Пахомова, историк местных православных храмов, которая последние 14 лет проживает на Родосе:

«Принято считать, что икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Это единственный образ, где Богородица изображена в последние годы Своей земной жизни. Икона была вывезена из Иерусалима и доставлена на Родос рыцарями летом 1309 года. Тогда и был построен этот храм и защитные стены, чтобы сохранить эту святыню. Охранялась она рыцарями как зеница око: в период, когда длились турецкие осады острова, ее постоянно переносили по системе тайных подземных ходов. 1 января 1523 года рыцари были вынуждены покинуть Родос, поскольку остров захватили турки, и отправились на остров Мальту, который и по сей день является местом их пребывания.

Естественно, они взяли с собой Филеримскую икону, богато украшенную драгоценными камнями. К тому времени об этой иконе уже слышал весь христианский мир, но никто ее не видел. В какой-то момент даже само существование иконы становится как бы легендой.

Наступает эпоха Наполеона Бонапарта, который планирует завоевание Европы. Он посылает своих разведчиков на Мальту, требуя привезти что-то, что подтверждало бы существование иконы. Тем удалось выкрасть несколько драгоценных камней из оклада. Есть даже версия, что Наполеон, осуществляя свой план европейских войн, ставил одной из целей заполучить эту икону. Так, когда он вторгся на Мальту, икона была передана королю Испании, потом она перемещалась из одной страны в другую, на которую Наполеон тут же нападал.

В какой-то момент Филеримская икона Божией Матери попадает в Россию - в Санкт-Петербург, где еще больше украшается драгоценными камнями - рубинами и бриллиантами, приобретая, таким образом, помимо своей духовно-исторической еще и огромную художественную ценность: она становится чуть ли не самой дорогой иконой в мире. Святыня находилась в России до начала революции и затем была вывезена императрицей Марией Федоровной, матерью Николая II, в Европу. Потом следы иконы затерялись.

Наступил 2003 год. Мэр Ялисоса приехал на одну европейскую туристическую выставку и, проходя мимо одного из стендов, увидел изображение Филеримской иконы. Оказывается, Мария Федоровна, будучи в Черногории, отдала монахам икону, которую они укрыли в одном из отдаленных монастырей. Сегодня икона находится там же, в Черногории, и последние несколько лет Мальта и Греция ведут переговоры о том, чтобы хотя бы раз в год икона привозилась для поклонения на неделю на Родос и на месяц на Мальту».

Мы входим в храм, где хранятся несколько списков Филеримской иконы. Одна из копий работы современных итальянских мастеров, в художественном кивоте, передана в храм в 2000 году; рядом - надпись на доске, подтверждающая вехи «путешествий» иконы и утверждающая, что она «останется здесь на все времена». Еще одна копия иконы - в изящном деревянном резном кивоте, украшенном изображениями местных павлинов.

Престольный праздник храма - Успение Пресвятой Богородицы, когда также чествуется Филеримская икона Пресвятой Богородицы.

Приложившись к иконам, мы покидаем это благословенное место и отправляемся по уникальной аллее, сооруженной итальянцами в первой половине XX века. Она символизирует путь Спасителя на Голгофу: на расположенных вдоль нее чугунных плитах выгравированы основные события крестного пути Христа. Аллею венчает гигантский крест высотой в несколько десятков метров.

Поднявшись по винтовой лестнице, установленной внутри креста, выходишь на смотровую площадку, откуда открывается панорамный вид на всю округу и на Средиземное море. Такое ощущение, что ты, подобно птице, паришь над древним островом Родос.

(Окончание следует)

http://www.pravoslavie.ru/put/35945.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме