В Казани Смоленского не забудут

В № 11 (27) журнала «Православие и современность» была опубликована статья доктора искусствоведения Марины Рахмановой «Афонская экспедиция» - о Степане Васильевиче Смоленском, крупнейшем ученом, музыкальном медиевисте. Он собрал огромную коллекцию старинных церковных певческих книг, организовал ряд экспедиций с целью изучения истории храмового пения. Его находки и открытия сыграли огромную роль в исследовании происхождения русской духовной музыки.

Мне захотелось продолжить тему, ведь Степан Васильевич - наш земляк, он вырос в Казани и здесь завершил свой земной путь. 25 ноября 2008 года в нашем городе произошло событие, способное взволновать душу каждого, кому дорого его имя. На старинном Арском православном некрополе, на 1-й «пешеходной» аллее была найдена могила Степана Смоленского. 

За годы советской власти имя этого ученого было основательно подзабыто, а могила утеряна. И лишь в конце ХХ века, с возрождением и обновлением Церкви, с появлением публикаций, архивных материалов интерес к фундаментальным идеям и трудам Смоленского возник вновь.

Сведения о месте его захоронения в казанских архивах и административных учреждениях города отсутствовали. Многие историки-краеведы, музыканты искали могилу Степана Смоленского возле кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев, с правой стороны от которого находится могила его дяди, выдающегося ученого-востоковеда, просветителя народов Поволжья Николая Ивановича Ильминского (1822 - 27 декабря 1891).

После долгих и безуспешных поисков многие стали склоняться к мысли, что могила Смоленского разрушена и утеряна навсегда. Появились иные предположения о месте его захоронения - в Москве, Васильсурске, в Юрино. В связи с приближающимся 100-летием со дня смерти земляка (он умер 20 июля 1909 года) в Казани стали подумывать о возведении памятника-кенотафа (символической могилы). Но вышло иначе.

В апреле 2008 года на Всероссийскую научную конференцию «С.В. Смоленский и отечественная музыкальная культура», организованную Казанским университетом совместно с Казанской консерваторией в рамках II международного фестиваля хоровой музыки им. С.В. Смоленского, была приглашена упомянутая выше Марина Павловна Рахманова - заместитель директора Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения. Марина Павловна сообщила, что в архивах Санкт-Петербурга есть дневники Смоленского, и на страницах дневника имеется запись о приобретении участков земли на Арском кладбище Казани. Это, несомненно, вселило в наши сердца надежду на положительный исход поисков. Вскоре Марина Павловна переслала эти две бесценные дневниковые страницы в наш город. На первой странице находились сведения о покупке земли, а на второй - Степан Васильевич от руки нарисовал схему расположения двух участков рядом с соседним семейным захоронением профессоров Казанской Духовной Академии и Казанского государственного университета Саблуковых-Порфирьевых-Гвоздевых.

Получив документы, казанский хормейстер Владимир Павлович Ульянов обратился ко мне как к автору книги «Арский православный некрополь» и специалисту, исследующему казанские некрополи. Место захоронения казанских профессоров мне было известно - 1-я «пешеходная» аллея. Предстояло на месте обследовать прилегающие к ним захоронения.

В теплый погожий день 25 ноября 2008 года мы втроем: автор статьи, хормейстер Ульянов и Валерий Петрович Леванов, профессор кафедры хорового дирижирования Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова - приступили к поискам могилы.

Вскоре раздался радостный возглас Владимира Павловича, который обнаружил заброшенную старую могилу со сломанным крестом и вросшей почти наполовину в землю старинной оградой. Она была завалена толстым слоем осенней листвы, ветками деревьев и осколками раскрошившихся от времени кирпичей. На крыльях сломанного креста из черного мрамора-лабрадора просматривались имена и даты жизни Степана Васильевича Смоленского (13 октября 1848 - 20 июля 1909) и его жены Анны Ильиничны, в девичестве Альсон (18 января 1855 - 12 ноября 1912). Нашей радости не было предела!

Уже в апреле 2009 года крест на могиле был восстановлен. 23 апреля после Божественной литургии хор храма во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, пел литию по Пасхальному чину у памятника Степану Смоленскому. Торжественный ход из храма к могиле, возложение цветов сопровождались благовестом церковных колоколов.

К 100-летию со дня упокоения Смоленского при активном участии ректората Казанского государственного университета памятник на его могиле был окончательно восстановлен. Забвение больше не грозит этому великому имени.

Анатолий Елдашев, преподаватель Казанской духовной семинарии
Журнал «Православие и современность» № 15 (31)


СПРАВКА

Анатолий Михайлович Елдашев - историк, доцент Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан, преподаватель Казанской православной духовной семинарии. Автор десятков научных работ, в том числе восьми книг: «Монастыри Казанского края: очерки истории» (2004; посвящена 425-летию обретения Казанской иконы Божией Матери), «Арский православный некрополь» (2007) и других. Область научных интересов Анатолия Елдашева - история православных святынь Казанского края, судьбы земляков, оставивших след в его истории.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10967&Itemid=5  

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Елдашев:
Ленин: современное прочтение
К годовщине Октябрьского переворота 1917 года
06.11.2015
Игуменья Мария Балашовская
Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря
28.11.2013
Бог в российской истории
По поводу книги Леонида Решетникова «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадёжности»
24.11.2013
Все статьи автора