От редакции. Эту статью наш автор, православный казанский историк Анатолий Елдашев, предложил опубликовать к дате очередной годовщины Октябрьского переворота 1917 года. Отдавая себе отчет, что она вызовет не только бурную полемику, но и подозрения и филиппики в адрес редакции, нарочито обращаем внимание читателя на редакционный принцип: "Мнение автора может не совпадать с позицией редакции". Но высказывать свое мнение, если оно грамотно изложено и обосновано мы никому не воспрещаем.
***
Светлой памяти всех, кто жизнь положил за мечту человечества - социализм
А, что это автор взялся за описание этой личности? Его время прошло. И так всё понятно, как ясный день. Кроме вреда России он и его приспешники-большевики больше ничего и не принесли.
Подобные реплики сегодня можно слышать довольно часто. Они как бы утвердились в сознании большинства. И то правда, на каждый роток не накинешь платок. Ох, как нам историкам было бы легко, если бы эта самая история была мазана изначально двумя красками: чёрной и белой. Этакие черные и белые люди, то одни трубят в фанфары о победе, то другие ликуют, скинув первых. Вот такая чересполосица. Но это только на поле можно увидеть: пахота, а рядом земля, находящаяся под «паром», т.е. отдыхает, а по склонам оврагов растёт ковыль - целина.
А в жизни людей, обществ такой примитивизм отсутствует, жизнь многослойна и многогранна. «История, это не тротуар Невского проспекта», любил повторять демократ, вершитель дум разночинной молодёжи середины XIX века Н.Г. Чернышевский. История не имеет сослагательного наклонения, «бы» в ней отсутствует. Вчерашний день, он уже история, он состоялся таким, каким состоялся.
Наша главная задача - понять пружину причинно-следственной связи, почему люди вели себя так, а не иначе, как бы порой нам, бы хотелось.
Итак, Ленин. Современен ли он? Стоит ли ещё раз анализировать ситуацию начала XX столетия? Думаю, да, в этом я убеждён, чтобы в который раз последующие поколения не наступали на грабли, как их предки и были мудрее и умнее. Мне всегда было интересно понять внутренний механизм поведения исторической личности, что ею двигало? Благородные или эгоистические порывы?
Ленин, как и протоиерей отец Иоанн Сергиев Кронштадтский вошли в моё сознание ещё в середине 1960-х годов (ничего себе, противоположная пара, читатель далее поймёт хитросплетение сюжетной линии автора), когда я, немного повзрослев, стал общаться с двумя моими дедами, этими семейными коренниками, художниками.
Церковный живописец Гришин Г.А., выпускник живописной школы Троице-Сергиевой лавры, в начале 1890-х годов был знаком с отцом Иоанном Кронштадтским и много рассказывал мне о нём. Тютиков И.И., его ученик, светский живописец рассказывал, как он в начале 1930-х годов посетил с. Шушенское, место сибирской ссылки В.И. Ульянова (тогда ещё не Ленина), как встречался с крестьянами (тогда ещё живыми), с которыми будущий вождь пролетариата охотился и рыбачил. Посетил дома, в которых проживали Ульянов с женой Крупской Н.К. и её матерью Елизаветой Васильевной. Эта пожилая и умудрённая жизнью женщина не всегда понимала его разговоры о будущем переустройстве России, уж всё это отдавало какой-то маниловщиной.
Дед, таким образом, писал вождя по горячим следам, что, конечно, и предоставляло ему некий карт-бланш от посягательств известных органов, что не всегда, кстати, и спасало. Несколько сибирских художников, Тютиков жил тогда в Новосибирске, были репрессированы.
Вот такое противоречие жизни. И они, находящиеся какое-то время по разную сторону баррикад, не казались мне, тогда 16-летнему, каким-то отдалёнными друг от друга, потому, что были близкими мне дедами, которых я любил и уважал, хотя их и нет уже достаточно давно (а как хочется порой, до слёз, с ними пообщаться. Но жизнь состоялась и прошла. Так, что берегите своих стариков, побольше с ними общайтесь, узнавайте через них свою родословную).
Но вернёмся к Ленину. Вы поняли, что уже давно он стал для меня вполне осязаемой личностью, а не картонной фигурой. Это был человек-кремень, человек-идея, человек-магнит. Плеханов чувствовал, общаясь с ним физическую силу его ума. И это говорил Георгий Плеханов, первый русский марксист, старше Ленина на 16 лет. Эсер Чернов: «Как можно бороться с Лениным, который о революции думает все 24 часа в сутки». «Матёрый человечище» - это о нём говорил Максим Горький.
Что побудило его, потомственного дворянина перейти на идейные позиции рабочего класса и защищать этот класс? Ответ один - вопиющая социальная несправедливость. Что, разве это не современно. Что ему не хватало в жизни? Он никогда не голодал, не ходил в дранных носках и рваных галошах, не дрожал от холода, как всё это сполна пришлось пережить Сосо Джугашвили. Шушенское - это курорт по сравнению со станком Курейка, местом заполярной ссылки И. Сталина.
Плеяду революционеров сплачивало чувство социальной несправедливости и ненависть к монархии, к царским сатрапам.
Мы, исследователи, сегодня тоже ведь не те, которые были в советское время. Мы ведь тоже в своих представлениях перевернулись (перевёртышами я уж не называю, а то коллеги могут обидеться). В начале августа в Елабуге собираются потомки Шишкиных и Стахеевых, официально пригласили и меня, как внука иконописца Стахеева.
Так о чём там будет разговор? О том, какие Стахеевы были благотворители, радетели о жизни народной. Ни один из присутствующих, я в этом уверен, не скажет, что их миллионы, это результат жестокой эксплуатации, надувательства, афёр. И я промолчу, всё-таки приглашён, как-то неудобно. Да, их благотворительность сегодня преобладает над их эксплуатацией рабочих. Вот так-то, сменилось время, сменился и камертон.
Но вернёмся к Ленину. Все мы носители комплексов, особенно помним обиды, нанесённые в детстве. Детские раны долго не заживают.
А представьте себе, Вам 16 лет. Вы баловень судьбы. У Вас уважаемый отец, добрая, любящая Вас мать, братья и сёстры. И вдруг в одночасье всё рушится. Неожиданно в возрасте 54 лет умирает любимый и уважаемый в обществе отец, а через год повесят Вашего любимого и уважаемого, правда в узких кругах, старшего брата, посягнувшего на самого помазанника Божиего - императора.
Вы переживаете, хотите поделиться своей скорбью с друзьями, знакомыми, соседями, а перед Вами, как перед прокажённым закрываются двери, калитки, окна и форточки. Скорбь перерастает в непонимание, непонимание - в презрении, презрение - в ненависть к окружающим, а затем и к самому миропорядку.
Российская действительность 1880 - 1890-х годов формировала революционеров, бунтарей. Молодёжь рвалась в среду ниспровергателей режима. Вспомним протоиерей отца Иоанна Кронштадтского, его посещение Казани. В нашем городе он был летом 1894 и 1897 гг. Я обратил внимание, что в июле 1897 г. он был аж четыре дня, а это много для плотного графика «всероссийского пастыря», как его уже тогда называла вся православная Россия. Оказывается он прибыл в Казань по приглашению своего земляка и друга, известного профессора Казанской Духовной академии Н.Ив. Ивановского, который жил на Ново-Горшечной (ныне ул. Бутлерова).
И вот представьте картину того времени - на первом этаже два богослова рассуждают о величии Духа Святаго, а дети профессора со своими друзьями - о попрании прав и свобод, бредят идеями Маркса, мечтают о социализме. И подобных примеров можно привести множество.
В августе 1887 года Ульянов поступает в Казанский императорский университет. В этом ему помог своей рекомендацией Фёдор Керенский (отец Александра Фёдоровича - председателя Временного правительства в 1917 году), директор Симбирской гимназии N 1, в которой учился Володя Ульянов.
Об этом все знают, но главное - помог Н.И. Ильминский, друг Ильи Николаевича. После смерти мужа Мария Александровна приехала в Казань, встретилась с ним. «Николай Иванович, в память о Вашем друге и моём супруге, прошу Вас устроить Володю в университет». Авторитет Ильминского был непререкаем, он был вхож не только к ректору университета, но и в губернский дворец, его лично знал и ценил император Александр III.
Судьба вела Ульянова, она явно ему благоволила. А вот об этом нам в советское время и никто не говорил. Богослов и вождь мирового пролетариата - вещи явно не совместимые.
Но свой выбор им был сделан. Он не мог находиться в стороне от студенческой сходки 16 декабря 1887 года. Дале ссылка в с. Кокушкино, имение деда по материнской линии Бланка. Писал прошении на восстановление в университет, но неизменно получал отказы. А может бы и приняли, глядишь, и испарился революционный запал. Но найдите пример из нашей и зарубежной истории, чтобы власть благосклонно бы отнеслась к родному брату человека, посягнувшего на жизнь руководителя страны. Найдёте ли такой пример? Я лично не знаю.
Всё. Окончательный выбор сделан. Единственным кумиром для него до конца жизни стал Карл Маркс, его нетленное учение. Монблан мысли, сделавший политический и экономический анализ ранней стадии капитализма. Если бы он творил бы в наши дни, то это готовый лауреат Нобелевской премии.
В 1895 году Ульянов - организатор Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», а ведь ему было всего 25 лет.
Революционер - это особый человеческий типаж. Он мыслит глобальными человеческими категориями. Вспоминаются слова, сказанные Николем Бухариным в начале 1920-х годов: «Мы, коммунисты, пойдём даже на то, что уничтожим 10 миллионов человек, но зато сформируем человека новой формации». Сказал, сделал, так не проси уж пощады у тирана, не ползай на коленях, что твоя жизнь одного человека, когда разговор вёл о миллионах. Так и хочется сказать власть предержащим - счастье на несчастье других не построишь.
Поэтому Ленин мыслил категориями больших чисел. В его голове вызревал план революционного переустройства не только России, но и всего мира (при Сталине коммунисты контролировали до 70% земного шара).
Вдумайтесь, в декабре 1922 года на учредительном съезде был создан СССР - как часть союза мировых советских республик. «Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем», радостно восклицал поэт Маяковский.
У подобных людей преобладает идея-фикс. Другие точки зрения их просто не интересуют, они их не видят, отбрасывают. Поэтому фантаст Герберт Уэллс так и не увидел то, что виделось Ленину.
Встретив в 1915 году там за границей одного из своих многочисленных оппонентов, взял его за пуговицу (его одна из любимых привычек) сказал: «Голубчик, если Вы и впредь будете идти против нас, то придя к власти мы Вас повесим, так и знайте».
Хотя, придя к власти, вспомнил своего старшего по возрасту студента Казанского университета по сходке 1887 года и записочкой спас ему жизнь: «Дорогой Чириков, уезжайте из России, сейчас я Вам могу помочь, завтра вряд ли». Таким образом, жизнь известного писателя-эсэра была спасена, он эмигрировал. Его потомки ныне живут в Нижнем Новгороде, я с ними встречался. Они благодарны Ленину.
Подобные типажи - люди власти. Власть - их идол, их кумир. Они всеми силами стремятся к ней. Им наплевать на то, в чём они будут ходить (Ленин так и умер в заношенном и заштопанном женой пальто, которое 5 лет назад ему прострелила Фаина Каплан), что будут есть (гурманом он не был, к рациону был равнодушен, хотя Надежда Константиновна так и не научилась сносно готовить, да всё некогда было).
Власть - это всё. Вспоминается 1919 год. Конница Деникина в 300 верстах от Москвы, взяли Орёл. Власть большевиков зашаталась. Вызывает преданную большевичку с дореволюционным партийным стажем (ещё до революции 1905 года) и даёт ей задание, на случай сдачи Москвы белым, готовить подпольные диверсионные группы и партячейки.
Всякий человек живёт в заданных рамках своего времени. Выйти за них - удел гениев. Поэт сказал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Ленин, несомненно, перешагнул рамки своего неспокойного времени, своей 54-летней жизни, шагнув в век 21 и я не думаю, что он растворится в ближайшей перспективе.
Борис Пастернак: «Предвестьем льгот приходит гений, и гнётом мстит за свой уход». Очень сильно сказано. Уж очень многое мы хотим от гния, от личности. Многое мы требуем от него. Вот Медведев уходит с поста Президента страны, прошло четыре года. Вспомните, что позитивного было сделано за этот срок. Каждый вспомнит про себя, не вслух. А это же было мирное время, войны же нет, лишений же нет, голода же нет. Пьянство, воровство, проституция, рэкет, шампанское не по назначению, не в счёт, это издержки сегодняшнего времени.
В мирное время, как председатель СНК РСФСР Ленин правил всего 2 года и 7 месяцев (!). У власти он находился с ноября 1917 по январь 1924 года (75 месяцев), из них на период Гражданской войны приходится (апрель 1918 - октябрь 1920 г. - 31 месяц), на болезни - 13 месяцев.
За этот исторически очень короткий период были построены фундамент будущего советского государства, заложены основы го промышленной базы, органов управления, план ГОЭЛРО, в 1920 году произошёл резкий поворот в сторону НЭПа (новой экономической политики), подавлено инакомыслие, вплоть до судебных процессов над меньшевиками и эсерами, создана основа будущей карательной системы.
За это время осуществлён прорыв дипломатической блокады (нас признали Афганистан, Иран, Ирак, Монголия; Великобритания чуть позже - в 1927 г., а США - в 1934 г.), завершил своё теоретическое наследие, составившее 55 томов (Ленин и Сталин, явились последними руководителями страны, а можно сказать и единственными, кто сам лично, не прибегая к помощи спичрайтеров, писали свои книги, статьи и выступления).
За этот период были сохранены основные территории бывшей российской империи, созданы очаги советского укрепления в Средней Азии, на Кавказе, Дальнем Востоке (буферное государство - ДВР).
Титанический труд, гигантская по напряжению работа. И всего за два года и семь месяцев (!) мирного времени, на фоне братоубийственной гражданской войны. Назовите имена современных государственных руководителей, кто справился с подобным объёмом работ? Ведь некоторым и не хватает и двух сроков по четыре года, и они уходят ещё на 6-летний период интенсивного труда. А этот трудился как раб на галерах и сгорел в 54 года (юношеский возраст для российского мужчины). Вот и задумаешься надолго.
Ленин, что это зло или благодать для нашей страны в представлении нас уже живущих спустя 91 год со дня его кончины? Когда я спрашивал студентов, что легче проанализировать, допустим, петровский период правления или ленинский? Некоторые говорили - ленинский или современный, но большинство утверждали - легче петровский. Конечно, петровский, ибо история уже улеглась успокоилась, камни мостовой сцементировались, отшлифовались, а тут, конечно, не живы те, кто лично его видел, работал с ним, даже сидел на коленях, но живы дети - старики его соратников, поколение, которое кормилось (и неплохо) несколько десятилетий его идеями. Жива партия КПРФ, постоянно получающая на выборах в верховные органы власти неизменные 15 - 25% голосов избирателей. Это я к тому, что ещё не наступило время для объективной оценки. Ну, хотя бы ещё лет 50 - 70.
Вопрос о ленинском атеизме. До 16 лет он посещал церковь, молился, исповедался, причащался. Потом резко перестал, выбросил нательный крестик. Начал курить, но когда мать сказала, что курево - накладно для семьи, бросил.
Сказать, что он рос в безбожной семье, не скажу. Отец - Илья Николаевич - глубоко верующий православный, монархист по убеждениям. Не эти ли разговоры со старшими детьми - Сашей и Анной, когда он понял, что они стали вдруг чужими ему по взглядам людьми, свели его рано и неожиданно в 54-летнем возрасте в могилу.
Мать - Мария Александровна, ведь тоже была верующим человеком. А сколько ушатов грязи за последнее время было вылито на неё! В Казани недалеко от дома, который они снимали на 1 Горе (ныне улица Ульянова - Ленина) стоял величественный краснокирпичный храм, освящённый в честь Кирилла и Мефодия. Так вот, Мария Александровна остеклила собор на свои средства, купив стекла на сумму в 250 рублей, достаточно большая сумма по тому времени.
Но сын стал оголтелым атеистом, но и ненавистником всех церковнослужителей и царской семьи. По существу, это был сподвижник народника Нечаева, воплотившем на практике его «Катехизис революционера». Тот только мечтал уничтожить всю Романовскую ектению, а этот, это осуществил. Вот здесь от суда истории и Божиего суда никуда не деться.
Он покусился на Бога, и потерпел поражение уже при жизни. Гнилость системы, заложенной при нём, он уже увидел, но не мог ей противостоять. Но не раскаялся, не попросил прощения (это не в правилах наших руководителей, может быть выпадает здесь уходящий Ельцин, попросивший прощения за то, что хотелось, но не свершилось. Да Сталин, когда петух клюнул, 3 июля 1941 г. обратился к советскому народу, как к пастве, помятуя, наверное, своё катехизисное образование: «Братья и сестры! Друзья мои!).
Верил в свою звезду. Рано стал смотреться в историческое зеркало, но не увидел, что оно искажает истину. Бюрократия, им взращённая, его же и утопила в пафосных речах, в памятниках, названиях, выхоластила крупицы разума.
Умирал страшно тяжело. Атеисты так умирают, без веры, без Бога. Страшно умирал первый атеист Вольтер. Сошёл с ума его казанский друг, масон Василий Ипатович Полянский (ум. в 1800 г.), дядя графа Толстого. Его могила до середины 1920-х годов ещё проглядывалась среди высокой некошеной травы на территории бывшего Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря (Архиерейская дача).
Ленин, Сталин, большевики и современность, это два сообщающихся сосуда. Чем ближе сегодняшние руководители к народу, тем вожди большевизма дальше от нас, и наоборот. Чем современная система более демократична и прозрачна, тем опыт большевизма мене нам интересен и симпатичен, и наоборот. Об этом, сегодняшним руководителям, несомненно, надо помнить.
Ленин - сложно, многопланово явление. Титаническая личность. Пожалуйста, применительно к современности. Кому сегодня по плечу создать партию, взять власть в свои руки, сохранить целостность государства, заставить половину человечества верить идеям, идти по тобой намеченному пути?
P.S. Ленин, несомненно, уже в молодые революционные годы видел себя в историческом зеркале (Не зря же он заставлял секретарей собирать в архив все го записочки, статьи, рукописи). Зеркало, которое за прошедшее столетие не раз меняло своё выражение. Каким оно будет через годы, десятилетия, века, это уже не в Его власти и силах, да и не в наших. Он сделал всё, что мог, хотя и желал несомненно большего.
Анатолий Елдашев, председатель Казанского общества историков-краеведов
57. Ответ на 56., Туляк:
56. Ответ на 54., Lucia:
55. Re: Ленин: современное прочтение
54. Ответ на 53., Алекса81:
53. Re: Ленин: современное прочтение
52. Ответ на 49., Лебедевъ:
51. Ответ на 50., Лебедевъ:
50. Ответ на 46., Lucia:
49. Ответ на 47., Дачник:
48. Ответ на 47., Дачник: