«На Святой Земле православных паломников должны сопровождать православные экскурсоводы»

Беседа с диаконом Александром Занемонцем

0
461
Время на чтение 9 минут

Два года назад в Иерусалиме начал работать семинар для экскурсоводов, которые сопровождают православных паломников по Святой Земле. А в сентябре этого года открылась Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле. Поводом для создания семинара и школы послужила необходимость профессиональной подготовки кадров для работы с паломниками, так как в России и других странах, некогда входящих в состав СССР, резко возрос интерес православной общественности к христианским святыням на Святой Земле и, как следствие, заметно увеличилось количество желающих совершить туда паломничество. Один из инициаторов создания православного семинара для экскурсоводов и школы по изучению христианства - диакон Александр Занемонец, преподаватель византийской истории и истории Византийской Церкви в Хайфском университете (Израиль).

- Отец Александр, в Русской духовной миссии в Иерусалиме ваше начинание расценивают как возрождение старой научной и образовательной традиции, но в то же время и как новую форму просветительской и научной деятельности русских православных людей, живущих на Святой Земле. Когда вам пришла идея организовать в Иерусалиме православный семинар для экскурсоводов?

- Иногда бывает, что одна и та же идея приходит в головы одновременно нескольким людям. И вот случилось так, что мы, я и Роман Гультяев - экскурсовод и аспирант Иерусалимского университета, почувствовали: нужно создать какое-то собрание или семинар для экскурсоводов. Необходимость организации православного семинара продиктована современным требованием: православных паломников должны сопровождать православные гиды, обладающие определенным уровнем знаний об истории христианства и русского присутствия на Святой Земле. По инициативе нескольких православных гидов, и в первую очередь Романа Гультяева, в Иерусалиме открылся семинар для гидов. Среди имен его устроителей числится и мое. Изначально этот семинар предназначался исключительно для тех, кто работает с православными паломниками на Святой Земле - кстати, слово «гид» является, на мой взгляд, слишком светским применительно к паломничеству. Позже семинар несколько расширился. Сегодня участниками семинара являются не только те, кто работает с паломниками, но и те, кто интересуется историей христианства вообще и Православием на Святой Земле в частности.

- Существуют ли какие-то принципиальные различия в работе профессиональных гидов и православных экскурсоводов?

- Мне кажется, что паломничество - это совсем другое дело, нежели туризм. Сопровождение православных групп нельзя сравнивать с работой с туристическими группами. Особенностью современного паломничества из России, да и из ряда других стран бывшего СССР, является, по-моему, то, что это паломничество пока не имеет молитвенного характера. Для меня образцом являются православные паломничества, которые организовывались в середине XX века из русского зарубежья. В эти паломничества отправлялись, руководимые архиереем, подлинно церковные люди. Они приезжали на Святую Землю не только помолиться, но и оказать посильную помощь русским учреждениям. В наше время паломничество из России имеет катехизический характер. Мне это напоминает времена императора Константина, когда в IV веке в Римской империи обращалась в христианство масса язычников. Тогда люди, крестившись, еще не слишком много знали о принятой ими вере. И сегодня многие едут на Святую Землю, чтобы как можно больше узнать о своей вере.

- Какой статус имеют те, кто профессионально сопровождает паломников по Святой Земле?

- В Израиле все гиды и сопровождающие туристов и паломников должны иметь соответствующую лицензию. И все, кто живет в этой стране, соблюдают ее законы. Однако лицензии бывают разными. Граждане Израиля, заканчивая учебу на специальных курсах для туристических гидов, становятся обладателями государственных лицензий. И нельзя работать с паломниками, если нет такого документа. А проживающие в Израиле как иностранные подданные или монашествующие имеют специальное церковное удостоверение, которое дает им право работать с паломниками. Поэтому в настоящее время не встает вопроса о наличии документов о лицензии. Другое дело, что эти лицензии разнятся - в зависимости от статуса или положения гида.

- Как бы вы охарактеризовали современного паломника, прибывающего в святой град Иерусалим?

- Мне кажется, что современный паломник - это человек, который хочет больше узнать о Христе. Ведь не секрет, что многие паломники - это люди, которые не прочитали до конца Новый Завет. А о Ветхом Завете, пожалуй, и говорить не стоит. Поэтому далеко не всегда люди знают, чем Вознесение Господне отличается от Воскресения, какие события происходили на горе Елеон, а какие - на горе Фавор. Вот почему современное паломничество на Святую Землю - это особый вид катехизации. И задача православных сопровождающих заключается в том, чтобы рассказать паломникам о христианских святынях и местах евангельских событий. И потому сами православные сопровождающие должны быть на уровне достаточных церковных и гуманитарных знаний.

- А что больше всего интересует паломников на Святой Земле?

- Конечно, паломников, в первую очередь, интересуют евангельские события, которые разворачивались на Святой Земле, и история земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это вот то главное, о чем мы рассказываем паломникам. Кроме того, они интересуются и всем тем, что связано здесь, на Святой Земле, с русским присутствием, жизнью и деятельностью видных представителей Русской Церкви и истории. Также, пребывая с паломниками на том или ином святом месте, мы рассказываем им о тех величественных храме или базилике, какие предстали перед взором паломников.

- Каков состав аудитории ваших семинаров?

- Основное ядро участников семинара - проживающие в Иерусалиме христиане, работающие в качестве православных сопровождающих паломнических групп. Но состав участников меняется в зависимости от обсуждаемых тем. Сейчас к нам приходят и русские монашествующие из числа сестер Горненского монастыря и обители Марии Магдалины. Каждый раз наш семинар посещает кто-то из духовенства. Так, дважды у нас пребывали архиереи Русской Православной Церкви за рубежом: архиепископ Берлинский и Германский Марк и епископ Штутгартский Агапит. Участниками семинара являются и те русскоязычные израильтяне, которые хоть и не являются христианами, но проявляют интерес к русскому христианскому присутствию на Святой Земле.

- Какие формы работы используются в деятельности семинара?

- Обычно мы собираемся два раза в месяц по пятницам, и каждый раз у нас имеется докладчик, который читает лекцию или доклад, а после этого проходит обсуждение той или иной темы. Один из новых проектов и форм работы нашего семинара - летняя школа, посвященная истории христианства на Святой Земле. Ее участники слушают лекции, а также посещают вместе со специалистами все те места, где происходили те или иные значимые или известные события. Так, в период с 1 по 4 сентября этого года по благословению Русской духовной миссии у нас состоялась первая такая Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле.

Преподавателями школы, то есть лекторами и экскурсоводами, выступали археологи, историки и географы, занимающиеся историей христианства и Израиля. А участниками школы были сестры русских монастырей в Иерусалиме, послушанием которых является сопровождение паломнических групп, а также православные гиды, студенты и все те, кто интересуется проблемами христианства и его истории на Святой Земле. В работе этой школы, помимо израильтян, участвовали гости из России, Украины, Польши, Германии и Канады. Слушатели школы во время учебы посетили ряд иерусалимских музеев, совершили поездки на места раскопок в Хевроне, Тель-Араде, Аполлонии, Кейсарии, Иродионе, в окрестностях города Давида в Иерусалиме. Здесь участники школы познакомились с современным состоянием исторических и археологических исследований на Святой Земле. Они побывали в тех местах, которые весьма редко или вообще не посещаются паломниками, впервые совершающими путешествие по Святой Земле. Надеемся, что наше начинание, связанное с работой такой школы, со временем станет одной из церковных и академических традиций возрождающейся «русской Палестины».

- Вы заранее планируете на год тематику семинаров, или у вас спонтанно в качестве докладчиков выступают те люди, которые по каким-то причинам приехали на Святую Землю?

- У нас в Иерусалиме имеется около десятка людей из числа русскоговорящих жителей Израиля, кто профессионально занимается историей христианства на Святой Земле. Известными специалистами в этой области являются и местные археологи. Кто-то из них участвовал в раскопках в Хевроне, кто-то «копал» город Давида или христианские или византийские монастыри Святой Земли. Все эти люди для нас чрезвычайно ценны и интересны, ибо они могут нам рассказать то новое, о чем еще не знает никто. Таких специалистов мы стараемся ежегодно задействовать для чтения докладов на нашем семинаре. Мы приглашаем и крупнейших специалистов по агиографии, истории христианства и Византии из России. В последнее время в Израиль часто приезжают очень крупные и интересные специалисты, которых мы приглашаем выступить у нас с докладом или сообщением. Поэтому, составляя заранее план семинарских занятий, мы учитываем и такую ситуацию, когда у нас могут появиться незапланированные интересные докладчики, которым живущие в Иерусалиме специалисты уступают свое место на кафедре.

- Вы тоже, конечно же, выступали на семинаре с какими-то темами?

- Как клирик, я представляю в Иерусалиме Русскую архиепископию Константинопольского Патриархата. Что касается основной сферы моих научных занятий, то это византийская история. Тем не менее, учитывая не только научный характер нашего семинара, мне доводилось выступать с темами, далекими от византийской истории. Например, об истории паломничества из русского зарубежья под руководством епископа Мефодия (1902-1974). Также я делал сообщения о различных аспектах византийской истории на Святой Земле.

- Поддерживает ли ваш семинар связи с какими-то местными или российскими научными центрами?

- Некоторые наши постоянные докладчики являются православными людьми и учеными - аспирантами или преподавателями Иерусалимского или Хайфского университетов. Наши коллеги-археологи являются либо университетскими работниками, либо сотрудниками Израильского управления древностей. Наши российские докладчики - это преподаватели Московских или Санкт-Петербургских духовных школ, а также университетов из этих же городов. В Израиле особое значение для наших контактов приобретают французская и британская Библейские и археологические школы.

- Как бы вы охарактеризовали прикладное значение вашего семинара? Используют ли полученные знания его участники в своей экскурсионной практике с паломниками?

- Несомненно. Гиды, обучавшиеся на государственных курсах в Израиле, получают у нас те знания о христианстве и церковной истории, которых они не могли получить на своих профессиональных курсах. Православные гиды, быть может, и не имеющие специального богословского образования, получают у нас определенную сумму знаний о христианстве и истории Церкви, которых у них до этого не было. Те и другие приобретают те знания, которые они не могут почерпнуть из одних только книг или учебников. Естественно, православные сопровождающие из числа участников нашего семинара могут рассказать о тех или иных христианских святынях значительно больше, чем те, кто не слушал многие наши лекции.

- А как вы оцениваете содержание тех многочисленных книг-путеводителей, специально выпущенных для паломников?

- На сегодняшний день, по-моему, нет такого путеводителя, специально написанного для православных российских паломников, который можно было бы считать совершенным. Но, конечно же, среди обилия справочной литературы есть и книги, которые, на мой взгляд, пригодны для современного паломника. Пожалуй, лучшими являются те первые путеводители по Святой Земле и сборники евангельских текстов и песнопений, которые были составлены в середине ХХ века епископом Мефодием Кампанским и его паломниками. Положительно можно оценить путеводитель греческого православного автора, ученого-археолога Василиоса Цафериса «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли». Но эта книга, скорее, альбом, нежели путеводитель. Хорошим пособием является недавно переизданная книга «Святая Земля. Исторический путеводитель», подготовленная коллективом авторов под общей редакцией академика М.В. Бибикова. По-моему, создание современного путеводителя для православного паломника является делом будущего. В нем должна быть необходимая информация о тех местах, которые посещает паломник, и описание произошедших здесь евангельских событий. Причем должна присутствовать практическая информация для паломника, отправляющегося на Святую Землю с группой или самостоятельно.

- На Святой Земле в мои руки попал сборник докладов «Иерусалимский православный семинар», выпущенный в этом году в московском издательстве «Индрик». По-моему, его материалы могут быть полезны не только для такого узкого круга специалистов, как православные сопровождающие, но и для самих паломников.

- Добавлю: всех интересующихся христианством и русским присутствием на Святой Земле. Хотя у нашего семинара и нет отдельной издательской программы, но я надеюсь, что традиция публиковать наиболее ценные и интересные доклады будет сохранена и в последующие годы.

А вот это как раз и явится возрождением и продолжением еще одной традиции Русской духовной миссии в Иерусалиме - традиции просвещения православного населения и проведения разнообразных научных изысканий, что в начале ХХ века послужило теоретической базой для так и не осуществившейся на практике идеи - создать в Иерусалиме такое научное заведение, как Русский археологический институт.

http://www.pravoslavie.ru/guest/39385.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Диакон Александр Занемонец
Все статьи Диакон Александр Занемонец
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27