Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свидетельство нашей веры

Наталья  Волкова, Православная вера

16.09.2010

Десять лет назад в Москве, в храме Христа Спасителя, прошел Юбилейный Архиерейский Собор. Пожалуй, самым главным деянием этого церковного собрания стало прославление в лике святых сотен исповедников и новомучеников Российских, претерпевших во времена гонений на Православную Церковь со стороны советской власти в ХХ веке всевозможные скорби и мученическую смерть за веру Христову. От них нас отделяет совсем немного времени - всего лишь несколько десятилетий, однако мы очень мало знаем о тех, чьей кровью и твердостью была спасена наша Церковь. 

Однажды мне довелось услышать возле храма беседу двух милых барышень. Они советовались по поводу маршрутов будущих паломничеств, одновременно пытаясь рассказать друг другу о святых и почитаемых иконах. Конечно же, им хотелось поехать и в Псково-Печерский монастырь, и в Дивеево, и в Санаксары... Но вдруг одна из них сказала, что мама советует лучше съездить на Бутовский полигон в Москву.

- Бутовский полигон? А что это? - спросила ее подруга.

- Там, кажется, хоронили кого-то - то ли во время войны, то ли еще до революции...

Поняв, что девушки не знают, что же такое на самом деле Бутовский полигон и кого, как и когда там «хоронили», я бестактно вмешалась и удивила их своими познаниями в истории. Рассказала, как в 1930-е годы по ночам на окраине Москвы, в Южном Бутове, расстреливали тех, кто так или иначе мешал советскому строю: кто-то своими политическими воззрениями, кто-то просто нестандартностью мышления, а кто-то - верой в Единого Бога, Который несоизмеримо больше любой идеологии...

Ушли барышни ошарашенные. А я осталась думать о такой странности: почему в век стремительных информационных технологий многие не знают простых фактов родной истории? И почему до сих пор неизвестными для большинства христиан остаются судьбы тех, кто достоин почитания за духовный подвиг? Ответить на этот вопрос можно по-разному. И каждый ответ будет дополнять предыдущий.

Конечно же, новомучеников почитают. Вспомним, что во время богослужения мы молимся им, особо чтимым в своей епархии. В Саратове - это священномученики Косма (Петриченко), Гермоген (Долганёв), Герман (Косолапов) и Михаил (Платонов), мученик Александр (Медем). Даже если не все прихожане саратовских храмов знают в подробностях обстоятельства их судеб, то приблизительно понимают, за что их причислили к лику святых.

Святой Косма, выходец из крестьянской среды, ставший священником в грозные 20-е годы, был расстрелян после трех дней следствия в 1937 году. Святой Гермоген, епископ Саратовский, был брошен с гранитной глыбой на ногах в реку Туру в 1918 году. Святые Герман и Михаил, отпевшие сами себя, были расстреляны как заложники красных при наступлении войск Деникина на Саратов в 1919 году. Святой Александр, «добрый помещик», выстроивший храм в родном имении Александрия, умер в тюрьме после множества арестов и заключений в 1931 году. Разные жизни, но цель у всех была одна - войти в Царствие Божие, приблизиться ко Христу. Страдали они смиренно, благословляя палачей, потому что знали, ради Кого.

Конечно же, о большинстве новомучеников не знают - их сотни, если не тысячи. Труд игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», который попытался в нескольких томах свести воедино всю известную информацию о подвижниках XX века, доступен немногим. То, что публикуется на страницах церковной периодики, выходит в эфир на православных телеканалах,- всего лишь капля в море. И проблема усложняется тем, что распространению информации о новомучениках способствуют энтузиасты, единицы.

Человек по своей природе ленив, но ведь христиане призваны преодолевать свою природу, разве не так? Невозможно жить в Церкви и не знать тех, кто составляет ее славу. Нельзя верить в Бога и не почитать тех, кто стоит у Его Престола. Сегодня почти всё можно найти в Интернете. Если нет доступа к Интернету - в библиотеке храма. Если книги нет, то можно попросить купить ее для библиотеки - наверное, любой настоятель обрадуется, когда увидит неподдельный интерес своих прихожан к истории Церкви, которая является при этом и ее живой жизнью...

Есть люди, которые сомневаются в целесообразности института канонизации, в правильности молитвы тем, которые когда-то тоже были грешными людьми. Однако молитвы святым - это просьба о помощи, о посредничестве между нами и Богом. Это не поклонение, которое принадлежит только Господу. Тот, для кого «облако свидетелей» заслоняет Солнце Правды,- идолопоклонник.

Наши молитвенные обращения к ушедшим братиям и сестрам основаны на простом факте: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12, 27). Ведь здесь, на земле, мы поверяем друг другу свои нужды, просим друг друга о помощи, о совместной молитве (где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)), и потому можем рассчитывать на любовь тех, кто отошел от нас в сиянии славы небесной.

То, что души праведников взывают к Богу, известно из книги Откровения. То, что наставников наших надлежит поминать, прямо заповедовал Апостол. И мы просим ушедших поддержать нас. Обращение к святым - это свидетельство нашей веры в то, что любовь не умирает.

 

Газета «Православная вера» № 17 (421) 2010 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность 

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10633&Itemid=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме