Рождество в Греции: корабль вместо елки и гранат на счастье

0
157
Время на чтение 8 минут

Греки празднуют Рождество 25 декабря - по новоюлианскому календарю. О греческих колядках и рождественских и новогодних традициях «ТД» рассказала исследователь греческих традиций и фольклора, к.ф.н. Ксения Климова.

- Ксения Анатольевна, Вы встречали Рождество в Афинах. Как греки отмечают этот праздник?

- Рождество в Греции - праздник общенационального масштаба. Все празднично украшено, везде стоят елки. Апогей зимних празднований- 25 декабря. Новый год отмечается гораздо менее торжественно.

Те, кто обычно ходят в церковь, отправляются в храм на богослужение. Но это далеко не все греки. Вот на Пасху, особенно на крестный ход, ходят все, а Рождество в основном празднуют дома.

Мои друзья собрались дома у своей тети. Хозяйка дома традиционно печет «Христов хлеб» (Христопсомо, Χριστόψωμο) с крестом сверху и украшает его орехами: один орех в середине и 4 по краям. Хлеб не сладкий, в отличие от пирога святого Василия, который все пекут и едят 1 января на Новый год.

Вообще считается, что на рождественском столе должно быть очень много блюд, потому что это изобилие будет равно богатству и изобилию всего последующего года. У греков нет какого- то определенного рождественского блюда. В последнее время они взяли моду готовить индейку, но это уже западное влияние. Раньше жарили барана или свинью, кто победнее - птицу.

Обязательно на столе должны быть орехи и сухофрукты, потому что это очень важные элементы предметного кода любого переходного обряда. Орех вообще - символ жизни, плодородия и т. д.. Еще непременно надо поставить сладости, в которых есть мед - важный для многих культур обрядовый продукт.

Из свежих фруктов самую большую роль на Рождество играет гранат, потому что гранат - символ наступления нового времени. Он используется в каждом переходном обряде, и особенно активно - на Новый год.

У нас есть свидетельство о том, что в Византии, когда Новый год отмечали 1 сентября, гранат тоже воспринимался как символ наступления нового времени: в нем много косточек, и подарить гранат - значило как бы пожелать человеку много денет, скота и других благ. В традиционной культуре гранат разбивали о порог дома на Рождество или на Новый год в день святого Василия, для того чтобы как сыпались зернышки граната в доме, так же богатство заполнило весь этот дом. В традиционной культуре также разбрасывали пшеницу, монетки, какие-то зернышки по дому. Совершали такой символический посев богатства. Сейчас не «сеют», монетки и зернышки не разбрасывают. Но гранат периодически разбивают, в том числе и в городе.

Гранат украшали: втыкали монетки, причем дорогие. Сейчас их изготавливают специально к празднику. Любой греческий магазин сейчас полон гранатов во всех возможных видах: пластмассовые, деревянные, украшенные бисером, золотые, серебряные, бронзовые, позолоченные. Их уже просто дарят как рождественский сувенир друг другу на Рождество.

Еще гранаты украшают голубыми глазами от сглаза, как в Турции. Это известная греческая традиция: раньше голубые камни доставали из моря и в качестве оберега от сглаза носили с собой.

- Вернемся к Рождеству: как современные греки готовятся к празднику?

- К Рождеству украшают город, наряжают елки. Вообще, в Греции украшение елки - поздний обычай. На Рождество могли украшать рождественское дерево: обычную палку, на которую привязывали ленточки и колокольчики. Получался образ мирового древа, известный в любой традиционной культуре.

Изначально в приморских областях украшали специально вырезанные для праздника деревянные корабли - увешивали их лентами, цветами, колокольчиками. В деревне таких кораблей было несколько, но стояли они не в каждом доме: только зажиточный человек мог выделить время и средства на изготовление корабля. Потом дети обходили с этими кораблями деревню и пели колядки.

В некоторых деревнях дети колядуют до сих пор. В Афинах, кстати, тоже начинают колядовать за несколько дней до Рождества. Правда, корабли, специально украшенные к празднику, теперь покупают в магазине.

Колядующие дети носили с собой еще всякие железки - кастрюли, сковородки - обязательно железные, в которые стучали. Стук о железо считался оберегом, который прогонял всяких нехороших персонажей. И вообще, железо - символ счастья, здоровья и благополучия: подковы, которые вешают и так далее. Сейчас дети ходят с музыкальными треугольниками.

- Дети ходят по желанию или кто-то специально их организует?

- Чаще всего их собирают школы. Специально разучивают колядки - и ходят по городу, воспроизводя народный обряд. Конечно, дети думают, что они колядуют, чтобы собирать угощение. Но в общекультурном плане колядки - отнюдь не способ получить сладости или пирожки, а традиционный общефольклорный обходной обряд, который совершается накануне большого праздника. На Рождество поют колядки и обходят все дома в деревне, на Масленицу тоже заходят в каждый дом и желают, чтобы был хороший урожай.

Эта древняя традиция сохранилась в Византии, когда, например, 1 сентября (когда отмечали начало нового года) во время обходного обряда объявляли о наступлении нового года и желали всевозможных благ.

Исторически получилось, что Рождество совпало с переходным временем (конец осеннего - начало зимнего цикла). Обряды переходного периода существовали еще до принятия христианства. Традиция обходного обряда осталась, появились новые тексты колядок, в которых сообщается о том, какой праздник отмечается.

- Откуда взялись тексты колядок? Остались ли в них языческие элементы?

- Трудно сказать, кем именно были написаны эти тексты. Интересная история произошла с самой известной колядкой:

Καλήν εσπέραν άρχοντες, αν είναι ορισμός σας,

Χριστού την ιείαν γέννησιν να πω στ'αρχοντικό σας.

Χριστός γεννάται σήμερον εν Βηθλεέμ τη πόλει,

Οι ουρανοί αγάλλονται, χαίρει η κτίσις όλη...

Вам добрый вечер, судари, прошу соизволения

Иисуса сына Божьего вам возвестить рожденье

Христос родился в этот день во граде Вифлееме,

Возрадовались небеса, ликует все Творенье...

(поэт. перевод А. Гришина)

Написана она не разговорным, очень сложным для понимания обычного носителя традиционной греческой культуры языком. Она была зафиксирована в 19 веке, хотя основана, возможно, на более раннем тексте. В Греции ее знают практически все, с удовольствием поют в Рождество, но никто не знает имени автора.

Эта колядка - общегреческая, скорее городского типа, но для меня как для исследователя особенный интерес представляют местные варианты колядок. Например, на Закинфе самый почитаемый святой - Дионисий. В одной из колядок упоминается «О Агиос» («Ό Άγιος»), что в переводе означает «Святой». Но с определенным артиклем. Обычно центральное место в колядке занимает сам Христос, и, как правило, именно Он подразумевается под «Ό Άγιος». На Закинфе здесь большую роль отводят св. Дионисию, поэтому в здесь «Ό Άγιος», несмотря на Рождественский контекст, обозначает не Христа, а святого Дионисия.

В зависимости от местности может меняться характер пожеланий. Например, на близких к Западной Европе Ионических островах девушке будут желать выйти замуж за испанского принца. Это «остатки» средневековых представлений о мире, сказок, которые до сих пор живут в текстах колядок.

В Мани, например, в VI веке жили славяне. И если в колядках других областей упоминается некая большая река - символ живой воды - в маниатских колядках будут петь про славянский Дунай. И когда спрашиваешь информантов, а что такое Дунай и где он находится, они говорят, что Дунай - это река, а где находится, никто не знает, никто сказать не может.

- А какие колядки самые древние? Когда они возникли?

- Сложно сказать. Есть свидетельства о традициях обходных обрядов, но текстов нет. Можно сказать, что зафиксированные колядки формируются примерно начиная с XII века - это можно установить благодаря некоторым упомянутым в них реалиям или языковым формам. При этом там еще встречаются более старые реликты. Однако точное время возникновения колядок неизвестно.

- Пять дней от Рождества до Нового года праздник продолжается?

- О да! Все это время стоит богато накрытый стол, продолжаются каникулы. А 1 января празднуют другой праздник - День Святого Василия. До сих пор совершают Подарико (Ποδαρικό). Это обычай, когда 1 января в дом входит первый гость, он должен обязательно быть хорошим человеком, войти с правой ноги.

- С ним договариваются, что он должен придти, или как повезет?

- Иногда специально договариваются, иногда человек может сам придти, зная, что его знакомым будет приятно, если он сделает Подарико, потому что у него в семье никто не умирал последнее время и сам он успешен.

На Новый год обязательно готовят василопиту (Βασιλόπιτα) - сладкий пирог, в котором запекают монетку. На пироге святого Василия нет никакой христианской символики. Сейчас василопиту продают в любом супермаркете. Так же, как на Пасху - крашеные яйца. Один кусочек василопиты символически отдают Христу, другой - Святому Василию.

- И куда девают эти кусочки?

- Кто-то говорит, что их кладут за икону до следующего года, а потом его выбрасывают. Большинство говорят, что эти куски потом все равно делятся и съедаются членами семьи.

Монетку до сих пор кладут и всегда проверяют, кто будет счастливым в следующем году.

- Святой Василий как- то особенно почитается в связи с Новым годом?

- Конечно! Именно святой Василий приносит детям подарки. В греческой традиции он выглядит, как святой Николай в западноевропейской: красная шуба, красная шапка, белая борода и мешок подарков. Только шуба не длинная, а короткая.

- Это тоже западное влияние?

- Да нет. Просто красный цвет - праздничный. Очень интересны новогодние колядки - колядки святого Василия. Все они посвящены этому святому. По сюжету, он приходит из Кесарии, непонятной, далекой, почти сказочной страны и оказывается ученым, который очень долго обучался грамоте. И вот он теперь обходит все города и веси, и куда бы не приходил, его просят рассказать алфавит: «Святой Василий, здравствуй! Откуда ты идешь? - Иду я из Крицарици, а иду я к вам.- А спой нам какие-нибудь песни, расскажи нам что-нибудь: истории, сказки. - Песен я не учил, сказок я не учил. Я учился грамоте, я обучался читать. - Хорошо, расскажи нам тогда алфавит». И когда он начинает рассказывать алфавит, происходит все самое интересное и важное: расцветает мировое древо, на его ветвях появляются четыре Евангелия, а в центре - Сам Христос.

- А праздники устраивают, на которых инсценируется этот диалог со Святым Василием?

- Как у нас с Дедом Морозом и Снегурочкой? Таких нет. В доме ставят куклу Святого Василия в качестве новогодней декорации. Например, под елку.

- И последний из зимних праздников - Крещение...

- У греков очень интересные традиции празднования Богоявления. Большая процессия прихожан во главе со священником отправляется к какому-нибудь большому источнику воды или морю. Они обязательно кидают в воду крест, чтобы освятить ее, и молодые люди прыгают в воду. Кто крест достанет, считается «первым парнем на деревне» в течение всего следующего года.

http://www.taday.ru/text/268360.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44