Херувимская и Серафимская песни

0
332
Время на чтение 4 минуты

«Как скоро иерей... начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, в великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства».

Так преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с людьми. «Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь».

Ангелы в храме

В Житиях Спиридона Тримифунтского, Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших, как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого священнослужителя - чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось, проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние, что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария:

- Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?

- Не знаю, чадо, - ответил Макарий, также удостоенный видения. - Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то священнослужитель приехал с князем? (А в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, - и иноки уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий. х

Когда литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.

- Что это вы видели, чада? - сказал преподобный. - Божественную литургию служили Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с нами не было.

Так он хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее. Тогда он сказал:

- О мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам - могу ли я утаить? Тот, кого вы видели - ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.

На современном языке

Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных - когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.

Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?

«Песнь «Иже херувимы», которая поется во время Великого входа, имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам... отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии», - читаем в Письмах о богослужении Муравьева.

Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь - достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:

«Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе».

Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:

«Мы, которые таинственно изобразуем херувимов («мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, - аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! («хвалите Господа!»)».

Изобразуя херувимов

Как сказано в «Объяснении Литургии» Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.

«Наше священноначалие, сравненное с ангельским, - писал святой Дионисий Ареопагит, - есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению». В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.

Тот же смысл имеет другое песнопение - Серафимская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея».

Она названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!».ВеликийВходх

Потому-то песнопение и напоминает нам : «всякое ныне житейское отложим попечение». Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?

Пожалуй, не очень понятно выражение «дориносима». Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Историческая справка

По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь была введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской -во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. «Когда поется Херувимская песнь, - рассуждал патриарх Герман, - с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения».

http://www.taday.ru/text/147136.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44