Трагедия А.В. Колчака в контексте крупнейшей геополитической катастрофы XX века (фильм Андрея Кравчука "Адмиралъ")

Фильм "Адмиралъ" 
0
462
Время на чтение 4 минуты

После забвения, которому Гражданская война и революция были преданы в киноискусстве 1990-х годов, что было вызвано страхом перед угрозой новой гражданской, наступило пробуждение интереса к этому сложному и во многом еще неизученному периоду Российской истории. Свидетельство тому - фильмы, изредка появляющиеся на отечественном экране в последние годы. Конечно, в них много еще от традиций советского кинематографа с его черно (точнее - красно) - белым взглядом на те страшные события. Просто все перевернулось - белые стали хорошими, красные - плохими. И это было бы отрадно, если бы картины не грешили примитивизмом соцреалистического «искусства» (только перевернутого в оценочных критериях).

Художественное произведение (фильм, роман) об адмирале А.В. Колчаке напрашивалось уже с начала 1990-х годов, когда началась массовая публикация материалов об этой незаурядной исторической личности. Решительный и хладнокровный, удивительно храбрый флотский офицер, талантливый ученый - исследователь Арктики, один из крупнейших деятелей Белого движения, и, наконец, человек тонкой благородной души и высокой культуры. Таким он предстал перед отечественной читающей публикой в своих письмах к Анне Васильевне Тимиревой (Книппер), опубликованных в 1990-е гг. отдельной книгой с красивым названием - «Милая, обожаемая Анна Васильевна». Казалось бы, вот она - панацея от ужасов и мерзостей большевизма; вот путь, по которому должна была пойти Россия после того, как революционный переворот 1917 года стал данностью. Однако, не нужно быть историком, чтобы осознать, - спасения Российской империи не произошло, поход на Москву соединенных Белых армий не состоялся (во многом благодаря предательским действиям чешских батальонов и эсеров), сам адмирал Колчак был предан «союзниками» (в лице французского генерала Жанена) и убит большевиками. Ответов на вопрос «почему это произошло?» существует великое множество. И историки-специалисты, и размышляющие на исторические темы интеллигенты находят массу обстоятельств и причин, объясняющих поражение А.В.Колчака и его правительства.

Но почему-то никто, даже из авторов православных и церковных, не задумался над тем, каким странным титулом удостоил себя адмирал. «Верховный правитель России» - ведь это звучит как узурпация высшей государственной власти, которая адмиралу Колчаку легитимно никак принадлежать не могла. Ведь не присваивали себе подобные титулы нижегородский мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, являвшиеся, безусловно, в свое время спасителями Отечества. Да и в европейской истории - Жанне д'Арк тоже не приходило в голову наречь себя каким-то подобным образом.

Возлагать на себя разнообразные титулы (вместе с регалиями) любил совсем другой исторический персонаж, считавший себя как минимум спасителем Франции и повелителем Европы - Наполеон Бонапарт. Конечно, Александр Васильевич Колчак не был одержим манией величия, не мечтал о всемирном господстве, как пресловутый «император Франции», и, являясь русским патриотом, жизнь свою был готов положить за спасение страны от большевистского ига, но - объективно - стал примером того, как опасно государственному мужу шутить со словом!

Как человек, воспитанный в Православии, он не мог не знать, какими словами открывается Евангелие от Иоанна. Не в этой ли духовной проблеме коренятся все те трагические стечения обстоятельств, которые привели адмирала к поражению и смерти?

Надо признать, что в фильме «Адмиралъ» (режиссер Андрей Кравчук) прокручены более или менее пропорционально все основные события из жизни Александра Васильевича Колчака (в его роли - Константин Хабенский), за исключением, наверное, арктических исследований. Здесь и участие в сражениях с германскими военными кораблями, и морское минирование, и назначение в 1916 г. на должность командующего Черноморским флотом, показанное как благословение самого Государя Николая II. Кстати, при всем уважении к таланту и личности Николая Петровича Бурляева, в роли последнего российского самодержца он не смотрится; помимо полного физиогномического несходства, играет Н.П. как будто не монарха, а старчествующего батюшку из 1990-х годов…

Пытается внешне копировать адмирала Константин Хабенский, иногда это у него удается - как, например, в сцене разоружения офицеров, когда Колчак спокойным и твердым «Пошли вон!» удаляет революционных активистов из своей каюты, а затем организует построение команды на палубе с последующим разоружением, сам же «сдает» свою наградную адмиральскую саблю морской стихии.

Гораздо ближе к оригиналу выглядит генерал Владимир Оскарович Каппель в исполнении Сергея Безрукова. Жутковато снята атака каппелевцев, без патронов идущих в штыковую на пулеметные позиции красных… Это отнюдь не пародия на «психическую атаку» из советского фильма «Чапаев», а что-то из области реальной и страшной истории.

И уж менее всего напоминает Елизавета Боярская А.В. Тимиреву, воспоминаниями которой нам и представлено все это историческое действо. Фильм начинается и заканчивается сценой съемки бала из «Войны и мира» на «Мосфильме» в 1960-е годы. Именно там работала тогда дочь русского дирижёра, директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова - Анна Тимирева (во втором замужестве - Книппер), ставшая последней любовью адмирала Колчака. Любовью возвышенной, страстной и преступной (адюльтер!), которую она пронесла в себе через всю свою жизнь, наполненную лагерными страданиями и скитаниями по России.

Согласно фильму, от участия в массовке при съемке бала Анну Васильевну отстранили в последний момент («контрреволюционерка», «любовница злейшего врага революции», - нашептывал на ухо режиссеру бдительный «киновед» в штатском). Замечательна при этом фраза мосфильмовского режиссера (С.Ф. Бондарчука?): «Где же я еще возьму такие лица?!» Действительно, найти «такие лица» среди современных людей очень непросто. Революция и все последующие события сделали свое черное дело.

И невиновна красивая, внешне слегка напоминающая Анджелину Джоли актриса Лиза Боярская в том, что она - не Анна Васильевна Тимирева. Видно, что ей понравилась та роковая женщина, что очень хотелось ее сыграть… Но - Станиславский в таких случаях говорил: «Не верю!»

И все же, фильм заслуживает самых добрых слов уже потому, что на отечественном экране впервые в истории стали появляться настоящие герои той далекой от нас Гражданской войны. Не мифические «красные дьяволята» с не менее фантастическим Чапаевым, а подлинные патриоты Российской державы, такие, например, как В.О. Каппель. И адмирал Александр Васильевич Колчак, несмотря на все свои жизненные и политические грехи, - один из них.

http://www.win.ru/civil/953.phtml?PHPSESSID=8faf7a558a079f2b5a5548b4470ebaa8

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Вовченко
Все статьи Алексей Вовченко
Фильм "Адмиралъ"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06