itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Истина о достоинстве и правах

0
98
Время на чтение 4 минуты
На завершившемся Архиерейском Соборе были приняты ряд важных документов, из которых особый интерес представляют "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", которые были разработаны во исполнение решения Священного Синода от 11 апреля 2006 года. Церковь Христова существует уже скоро два тысячелетия; за это время рушились казавшиеся вечными империи и складывались новые, исчезали с лица земли культуры, народы и языки, а им на смену приходили другие, возникали, приобретали популярность, а потом сходили на нет философские и религиозные доктрины. Церковь не ищет приспособиться к преобладающим мнениям - пройдет немного времени, и они сменятся другими. Церковь рассматривает те или иные учения, те или иные -измы с точки зрения своей основной миссии - спасения людей для вечности. Идеологии, овладевающие умами людей на том или ином отрезке истории, кажутся их последователям воплощением окончательного добра и правды, истиной, наконец-то достигнутой человечеством. Людям кажется, что всякий честный человек должен поддержать их идеологию. Они упрекают, отвергают или даже преследуют Церковь за то, что она не согласна переиначить свою веру и учение в соответствии с их взглядами, взглядами, которые представляются им самим воплощением правды и человеколюбия.

Что привлекает людей в мирских идеологиях? Надо сказать, что в них присутствует некая частичная правда. Даже в коммунизме было стремление к справедливости и сострадание к бедным. Однако, как показывает пример того же коммунизма, благими намерениями бывает вымощена дорога в ад. Прекрасные, глубоко человеколюбивые, и, казалось бы, тщательно продуманные учения могут оборачиваться чем-то очень плохим. Поэтому Церковь, исполняя свое миссионерское и пастырское служение, выносит свое суждение о тех или иных текущих идеологиях с точки зрения Евангельской истины.

Идеология, в наши дни завоевавшая общее признание - это идеология прав человека. Было бы неверно полагать ее полностью антицерковной; в первоначально в ее основании лежала вера в Создателя, который и наделяет людей правами и обязанностями. Многие из тех, кто говорит о правах человека, руководствуются искренним человеколюбием. Нельзя не заметить однако, что утратив свои теистические основания, идеология прав человека постепенно сползает к отрицанию нравственности и к насилию над совестью людей, прежде всего, верующих. Поэтому Русская Православная Церковь и выступила с документом, разъясняющим христианский взгляд на права человека.

Этот документ стоит прочитать полностью - в этой статье мы остановимся лишь на некоторых его аспектах.

Любое высказывание Церкви по общественной проблематике немедленно вызывает шквал обвинений в попытках ввести "клерикальную диктатуру", подчинить жизнь всех и каждого религиозным требованиям. "Основы" разъясняют, что это вовсе не так; "подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом". Речь идет, напротив, о том, чтобы защитить верующих людей от насилия над их совестью: Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека - избавлению от греха и обретению спасения.

Примеров такого принуждения уже достаточно - из недавних можно вспомнить попытки заставить христианские агентства по усыновлению в Великобритании отдавать детей в однополые пары. В России Церковь пока не сталкивается с такими проблемами, однако это лишь вопрос времени. В документе также отмечается, что

Слабость института прав человека - в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха. Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу.

В самом деле, сейчас мы имеем дело с таким восприятием свободы, при котором любой акт личного произвола приветствуется, как проявление свободы, не подлежащее не только юридическому стеснению, но и моральному порицанию. Впрочем, не любой; юридические стеснения, уже актуальные в ряде стран, и резкая критика в СМИ - достается тем, кто по своему выбору придерживается библейских (и вообще сколько-нибудь здравых) взглядов на нравственность.

Церковь также обратила внимание и на опасность использования современных технологий для контроля над людьми. К такому контролю тиранические режимы стремились и в прошлом, однако в наше время технологии предоставляют для этого новые, немыслимые ранее возможности. Как отмечается в документе, "частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия... Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею." В разделе "Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви" особо говорится о "недопущении тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций"

Верные чада Церкви могут вполне положиться на то, что Церковь внимательно следит за происходящим в современном мире и дает свои оценки тем или иным явлениям, опираясь на божественное Откровение, Священное Писание и Предание. Обетование Спасителя "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)" остается непреложным, и именно к Церкви в мятущемся и запутанном современном мире христианам следует обращаться за советом и руководством.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2765
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Белозерский
Все статьи Сергей Белозерский
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31