Поставление епископа: как это делается?

0
254
Время на чтение 5 минут
Как епископ получает благодать?

Епископ: служение или "функция"?

Как конкретно осуществляется епископская хиротония? Откуда взялось это слово? Зачем нужно рукоположение и собор епископов?

Обращаясь к тому, как осуществлялось доставление епископов, мы остановимся на принципиальных составляющих постановления.

Термин "хиротония"

Термин "хиротония", усвоенный доставлению епископов (также пресвитеров и диаконов), по свидетельству Юстелла (толков. на V правило Лаодик. Собора), заимствовано Церковью ("от внешних"). У классических народов хиротония имела значение избрания, совершающегося через подачу голосов, причем голоса подавались через протягивание рук, - отсюда. С течением времени рассматриваемый термин из светского стал собственно церковным и получил значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой стороны - самого акта поставления в ту или другую степень. С таким значением мы дважды встречаем его уже в Новозаветном тексте. Ап. Павел во II послании к Коринфянам пишет, что он послал с Титом, отправившимся к Коринфянам, "брата..., избранного от церквей," - по греч. тексту:, а в Деяниях 14, 23 повествуется, между прочим, что св. ап..Павел, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукоположил к каждой Церкви пресвитеров. Выражение "рукоположил" в греческом тексте обозначается тем же глаголом.

У греческих церковных писателей, в апостольских и соборных правилах слово "хиротония" тоже употребляется в указанном двояком значении. Зонара в толковании на упоминавшееся выше I апостольское правило, которое требует, чтобы епископ был поставляем двумя или тремя епископами, пишет: 'Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку ). А в древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово "хиротония". Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя самое избрание "хиротонией"[1]. Примеры такого употребления можно указать в 4 пр. I Вселенского Собора, 13 и 19 пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского и многих других. Однако, как видно уже из приведенных слов Зонары, термин "хиротония" с течение времени утратил свое древнее значение стал употребляться только для обозначения поставления в степени клира. Поэтому все чины поставлений в греческих и славянских богослужебных книгах и носят названием чинов хиротоний.

Рукоположение

Что поставление епископов уже при апостолах совершалось через рукоположение, свидетельствуется множеством примеров. Так апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (I Тим. 4, 14) т.е. благодать Тимофею была преподана собором старейших священнослужителей, под которыми, согласно авторитетному толкована Св. Иоанна Златоуста, следует понимать старших пастырей Церкви, епископов (in 1 Тим. 4, 14)[2].

Кроме того, в этих словах мы находим указание на еще одно весьма важное обстоятельство, которое отличает доставление в епископы от доставления в другие иерархические степени, а именно, что епископа должен поставлять собор епископов или по крайней мере (как зафиксирует в последствия 1-е апостольское правило) три или два епископа. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т. е. совместная власть нескольких епископов. Этого правила строго придерживается и в настоящее время наша Православная Церковь.

Таким образом, уже при апостолах определились существенные моменты чина епископской хиротонии:, она должна была совершаться собором епископов и состоять из руковозложения и (можно принять за несомненное) молитвы.

В Апостольских постановлениях (кн. VIII) в чине епископского рукоположения с полной ясностью различаются три отдельных момента:

1) предварительное избрание и наименование пресвитерством и народом местной общины кандидата на епископство,

2) торжественное испытание собором епископов наименованного кандидата в присутствии местного пресвитера и народа.

3) торжественное рукоположение (с возложением на главу Евангелия и молитвой архиереев) и посаждение на престол.

Первый и второй из указанных в Апостольских Постановлениях моментов епископского рукоположения не имели характера литургического, так как совершались не по определенному чину и не соединялись с молитвословиями и священными обрядами. Но с течением времени избрание епископов и их испытание утратили прежний свой характер и из приготовительных действий, предварявших совершение чина хиротонии, превратились в составные части этого чина, приобрели характер литургический. Причиной такого изменения их характера послужило изменение в самом порядке избрания епископов. Ибо, если участие иерархии в избрании и доставления епископов, которым она передает божественные полномочия, осталось и не могло не остаться неизмененным, то участие народа с течением времени подверглось различным изменениям и в целом значительно умалилось, хотя и не потеряло все-таки значения, как это засвидетельствовал Иерусалимский собор 1672 г. (в своем 10 члене, вошедшем в символические книги Православной Церкви, именно в послание восточных патриархов 1723 г).[3]

Когда избрание епископов стало совершаться одним только собором епископов, тогда оно приобрело характер литургический, вследствие чего выработан был даже особый чин, строго регламентирующий порядок этого избрания и входящий в состав чина епископского хиротонии. Равным образом, и, прежний порядок испытания кандидата, тот порядок, о котором говорят апостольские Постановления, вследствие предоставления права избрания лиц для замещания епископских кафедр собору иерархов, утратил характер публичного расследования; путем опроса народа, о правоспособности избранного и получил тоже характер литургический, превратился в особый чин исповедания веры кандидатом в епископы. И этот чин, подобно чину избрания в епископы, стал частью сана епископской хиротонии.

Исповедание хиротонисуемым веры, засвидетельствование им знания церковных канонов имело место при хиротонии епископа по крайней мере уже во времена Юстиниана[4]. В разные века форма клятвенных обещаний и форма исповедания веры менялись, соответствуя; внешнему положению Церкви и степени развития христианской догматики, но самый обычай давать клятвенные обещания и произносить исповедание веры оставался неизменным.

Таковы основные моменты доставления в высшую степень церковной иерархии - степень епископскую. Укажем лишь еще, что чин архиерейской хиротонии совершается с чрезвычайным великолепием. Присутствуя на нем, верные чада Церкви видят, на какую степень церковного управления поставляется их пастырь. Сам посвящаемый, произнося торжественные обеты и участвуя в таинственных обрядах, познает всю духовную важность и долг своего звания, того звания, о котором отцы Иерусалимского Собора 1672 г. говорят буквально следующее:

"Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Св.Духа, получив преемственно данную ему от Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира"[5].




[1] Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима Милоша, т. ?, СПб., 1911, с. 47.

[2] Толкование на I Посл. к Тимофею, том. 13, 1.

[3] Послание Восточных Патриархов, изд. 1848 г., с.24.

[4] ?ovel, 137, cap.11.

[5] Послание восточных патриархов, М., 1848.

http://www.taday.ru/text/122223.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59