Обзор печати (30 мая)

0
107
Время на чтение 4 минуты
НГ-религии публикуют статью академика Виталия Гинзбурга "О сказках и вере в существование Бога". Виталий Лазаревич, несомненно, весьма глубокий специалист в области своей научной специальности - физики, в области отношения к религии воспроизводит традиционные тезисы советской пропаганды. Видеть это огорчительно не для веры, а для разума - эти старые идеологические клише просто недостойны такого ученого человека. Однако у атеизма (если понимать под ним не просто неверие, а активные нападки на веру), есть одна особенность. У него есть "канонический" набор клише, которые были уже подробно рассмотрены христианскими апологетами, но который продолжает воспроизводиться слово в слово одним атеистическим агитатором за другим. Например, Виталий Гинзбург пишет:

Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т.д. Все это выдумки, фикция. Это на современном языке по современным понятиям просто сказки.

Нельзя не поразиться антинаучности этих слов - ведь наука предполагает, во-первых, четкую терминологию, во-вторых, обоснованность и проверяемость (верифицируемость) своих утверждений. Как существование ангелов противоречит научным законам? Какому именно закону оно противоречит? Кто-нибудь может назвать этот закон? Сам Виталий Лазаревич может назвать нам конкретный закон природы, которому противоречит существование ангелов? На самом деле науке просто нечего сказать об ангелах - ангелы недоступны регулярным наблюдениям, экспериментов над ними поставить нельзя, они просто вне компетенции науки. Точно также, как рай и ад - довольно затруднительно отыскать законы физического мира, которые бы противоречили существованию духовных реальностей. Да, в духовную реальность можно не верить - но утверждать, что ее существование противоречит законам, которые мы наблюдаем в материальном мире - более чем странно. Но далее автор прибегает к хорошо знакомому аргументу - Это на современном языке по современным понятиям просто сказки. Неужели это научный метод опровержения - просто обозвать утверждения оппонентов "сказками"? Что такое "современные понятия"? Кто их определяет? Научно ли ссылаться на столь неопределенное основание?

Также и с такими чудесами, как Воскресение Христово или Непорочное Зачатие. Они не противоречат науке - они просто находятся вне сферы ее компетенции. Чудеса - события по определению уникальные; наука имеет дело с событиями регулярно повторяющимися. Наука может утверждать, что в нашем мире воскрешения мертвых и безмужние зачатия не происходят регулярно - ну так и Писание не делает секрета из уникальности этих событий. Характерно, что многие выдающиеся ученые - например, один из авторов концепции расширяющейся вселенной, бельгийский священник Жорж Леметр, или руководитель проекта по расшифровке генома человека Френсис Коллинз, открыто свидетельствовали о своей вере в Создателя.

Но смею ли я упрекать академика, нобелевского лауреата, в ненаучности? Я бы не осмелился на это, если бы речь шла об области, в которой он компетентен; да и здесь не упрекаю, а только выражаю горестное изумление. Так бывает с атеистами - когда человек говорит о том, что он знает и любит, то он и умен, и учен, и добр, а как начнет обличать религию - так кажется, на его место заступает совсем другая личность. Кажется, только что человек выказывал глубочайший и дисциплинированный ум - но при разговоре о религии что-то ломается и мы слышим вещи интеллектуально просто неприличные. Похоже, что слепая враждебность к тому, чего человек не знает, способна омрачить и самый могучий интеллект.

Журналист Андрей Мельников в той же НГ-религии рассказывает о фильме, излагающем мусульманскую версию жизни Господа Иисуса. Автор фильма - иранский режиссер Надер Талибзаде снял его осенью 2007 года. Министерство культуры и исламской ориентации Ирана с тех пор старается познакомить с этой кинолентой христианский мир. Как пишет Андрей Мельников, фильм излагает исламскую версию событий:

Накануне ареста Иисуса забирает на небеса архангел Гавриил. При этом он чудесным образом преображает Иуду Искариота. Слюнявое трясущееся лицо предателя принимает благородные черты вознесенного к Богу Учителя. Солдаты хватают Иуду, бичуют и распинают его. Так же, как и в христианском Священном Писании, Петр отрекается от идущего на казнь, но не из-за трусости, а потому, что чувствует - Учителя подменили. Принявший облик Иисуса Иуда, корчась на кресте, вопиет: "Господи, почему Ты оставил меня?" Этой карикатурной по отношению к христианскому преданию сценой и завершается фильм.

Иранский режиссер, впрочем, вовсе не имел намерения богохульствовать, а просто хотел совершить своеобразный "жест доброй воли", открывающий глаза "людям Книги" на "истинную" историю Иисуса. От кого же нам узнавать подлинную историю Иисуса - от Апостолов, которые были Им призваны, знали Его лично, провели с ним годы, или от Муххамеда, который пересказывает эти события спустя шесть веков? Но в одном отношении фильм может быть полезен - от показывает, что не "все религии учат одному и тому же" и уж точно не "все религии выражают одну и ту же истину". Так в чем же истина - в том, что Сын Божий "премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарные и злонравныя" или в том, что никто за нас не распинался, и никакой Жертвы за нас не совершал, а Иисус был унесен на небеса, подставив вместо Себя другого? Две эти версии уж точно не могут быть истинными одновременно.

"Российская газета" - Юг России сообщает о том, что во всех донских школах будут вводиться уроки православной культуры. Об этом региональное министерство образования договорилось с Ростовской епархией. Газета обращает внимание на то, что пока на федеральном уровне кипят споры, в регионах уже переходят к преподаванию. Введение нового курса сталкивается с определенными трудностями - не хватает и педагогов, и учебных пособий. Однако руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии Олег Добринский подчеркивает его необходимость, для того, чтобы научить подрастающее поколение "жить по заповедям, а не по понятиям".

Что ж, наши дети действительно нуждаются в знаниях о Православии; но не только дети. Похоже, некоторым почтенным академикам и кинорежиссерам ликвидация безграмотности в этом вопросе тоже пошла бы на пользу.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2738
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии