itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пресс-периферия

Информация о Церкви по-прежнему остается в дефиците

Новости Москвы 
0
103
Время на чтение 5 минут
В конце марта в Москве прошли первые трехдневные курсы повышения квалификации работников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ. Это, казалось бы, рядовое событие, состоялось на высшем церковном уровне, при личном участии Патриарха, и стало по-настоящему знаковым, потому что подчеркнуло: Церковь признает одной из главных своих проблем в отношениях со светским обществом недостаток информации о Православии и церковной жизни.

Ситуация с освещением религиозной жизни в нашей стране по-настоящему парадоксальна. С одной стороны, Церковь остается сегодня, пожалуй, самым открытым общественным институтом. Журналистам прекрасно известно, что получить комментарий от настоятеля храма куда легче, чем от представителя какой-нибудь крупной компании, и уж, тем более, от госчиновника, большинство из которых не откроют рта без предварительных письменных запросов и согласований с начальством. С другой стороны, на федеральных телеканалах архиереев продолжают называть батюшками и кормят зрителей сказками про то, что Пост - это такая диета.

Церковные темы считаются перспективным направлением исключительно в "бульварной прессе", которая спешит повторить в малых формах успех "Кода да Винчи". Слезная псевдоистория про любовь послушника и прихожанки, рассказ о чудесах, который никогда не подтвердит священноначалие, зато стократно повторят церковные бабушки - все это до сих пор продается лучше всего. И образ лубочной, неживой Церкви во многом лепится статьями вполне светских газет, где священников называют "святыми отцами" и заставляют размахивать паникадилами.

Отдельно стоят те, кто все-таки стремятся использовать Церковь в качестве орудия для достижения своих политических целей. Тогда на нее либо льют ведра ничем не подтвержденного компромата. Либо начинают выпускать псевдоправославные газеты, где учат, что Православие и фашизм - это одно и то же.

Здесь, кстати, дает слабину та самая информационная открытость: не имея должных структур, Церковь не может контролировать даже собственную зону ответственности. Антицерковные и откровенно экстремистские газеты распространяются на территории крупнейших православных монастырей России, паломники возвращаются из них, нагруженные анонимными листовками про ИНН, про конец света и необходимость "православной" революции. В то же время настоятели лишь разводят руками: мол, ничего не можем сделать, не ходить же круглыми сутками за каждым паломником и монахом.

Число журналистов, всерьез пишущих о Церкви не так уж и велико. Их статьи отнюдь не всегда хвалебны, но объективны и взвешены. Вот только они, как правило, тонут в общем потоке домыслов и легенд.

Когда-то считалось, что интернет с его неограниченной свободой слова положит конец этому "журналистскому беспределу", но все вышло ровным счетом наоборот. Читать длинные умные тексты по истории и богословию никто не спешит, в сети куда популярнее живое обсуждение, а оно лишь умножает слухи, домыслы и скандалы. Церковь как всегда открыта к диалогу, и, увы, как всегда достаточно пассивна - ждет вопросов, в то время как люди давно нашли ответы на них в другом месте...

В СМИ любят тему несоответствия в социологических опросах. Мол, страна, где большинство населения называют себя православными, живет сказками о христианстве. Многие даже примерно не представляют, в чем смысл этой религии и чем она отличается от других. И касается это не только тех, кто просто говорит о своем Православии в опросах социологов, но даже многих из тех, кто ходит сегодня в храм и присутствует на службах.

Но нет ли в таком положении вины и самих журналистов? Объективный рассказ о религии в светской прессе помог бы многим разобраться в их отношении к вере. И, может быть, стало бы меньше поклонников псевдоправославных культов?

Впрочем, для этого и церковным структурам следует к привычной открытости присовокупить и дополнительную активность. Ведь в нашей постсоветской реальности миссионеры нужны значительно больше, чем просто священники, способные служить требы или поддерживать жизнь маленьких приходских общин. И, конечно, никто не будет спорить, что в информационном обществе главным орудием миссионера должны быть средства массовой информации.

- Создание три года назад пресс-службы Московской Патриархии показало, насколько она была необходима и Церкви, и самим журналистам, - подчеркнул на открытии курсов Патриарх Московский и всея Руси Алексий. - За это время значительно выросло не только количество, но и качество материалов, посвященных Православию. Однако для самоуспокоения в этой области нет причин. Прежде всего, из-за того, что, несмотря на постоянные призывы священноначалия уделять особое внимание информационной деятельности, до сих пор эта сфера остается на периферии интересов многих епархий Русской Православной Церкви.

Насколько Церкви удастся пробиться со своим словом к современному обывателю: не к атеистам и не к представителям других религий, а к тем, кто называет себя православными? Вряд ли будет преувеличением сказать, что от ответов на эти вопросы зависит сегодня не только судьба Православия, но и весь духовный климат в нашей стране.

Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Сергей ЧАПНИН: "Проблемы роста"

ПРОБЛЕМЫ РОСТА

Сегодня самым разным людям в Церкви - и мирянам, и священникам, и епископам - необходимо понять, что церковная журналистика - один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ - это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.

Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты "Церковный вестник" комментирует статью Алексея Соколова "Пресс-периферия":

Сегодня самым разным людям в Церкви - и мирянам, и священникам, и епископам - необходимо понять, что церковная журналистика - один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ - это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.

Но готова ли сама Церковь к диалогу на этой площадке? К сожалению, далеко не всегда. Пробовали ли вы когда-нибудь получить от священника или епископа комментарий по тем или иным актуальным событиям? Не рассказ о церковном празднике, не проповедь, а именно аргументированный ответ на вопрос о современной жизни общества? Не только для светских, но и для церковных журналистов это крайне сложная задача. Конечно, дело не в том, что духовенство пытается что-то скрыть. Они боятся, не хотят или не знают, что и как говорить журналистам.

И в то же время очевидно, что голос Церкви должно звучать ясно и убедительно. Это возможно лишь тогда, когда священник говорит на понятном языке. Однако многие священники привыкли поучать, говорить штампами, смотреть на собеседника сверху вниз. Так обращаться к светской аудитории нельзя, с ней необходимо говорить на равных. Это потом уже люди поймут, что перед ними - духовный авторитет, уже потом придут к нему за советом. А сейчас им важно понять, что священник - человек твердых нравственных принципов, честный и открытый, уважающий чужое мнение. Тогда и только тогда возникнет доверие к Церкви. Каждый раз, когда священник обращается со страниц СМИ к людям, он должен это доверие завоевывать, подтверждать.

Другая сторона проблемы - непростая ситуация среди собственно церковных СМИ. Необходимо четко обозначить группу изданий, которые искажают позицию Церкви, манипулируют сознанием верующих. Введение церковной цензуры сегодня практически невозможно, и централизованно решить проблему распространения псевдоправославных СМИ не удастся. Но если сотни приходов и монастырей, прочитав, к примеру, газету "Дух христианина" или "Русский вестник", скажут твердое "нет" их распространению, это создаст хороший, здоровый прецедент. Мнение Церкви станет подлинным ориентиром для читателей.

Церковь должна говорить о реальных духовных проблемах современного человека. Безусловно, жития святых дают примеры святой и благочестивой жизни, но если такое свидетельство звучит со страниц периодических изданий, оно теряет свою силу... Журналистика - это разговор о современном мире. И мы должны уметь говорить о задачах церковной жизни хорошим современным языком - газетным, журнальным, языком новостного телерепортажа. Журналист или редактор, который выпускает блеклую, перепечатанную с дореволюционных брошюр, полную безличных официозных отчетов газету, не профессионал и, как бы жестко это ни звучало, очень плохой миссионер. Потому что он вышел на такое церковное служение, для которого у него нет таланта, харизмы, духовной чуткости. И результат будет соответствующим.

Но всему можно научиться. И проблемы, о которых я говорю, это не тупик, это проблемы роста. У церковной журналистики блестящие перспективы, потому что люди устали от нравственного безразличия и жестокосердия, царящих в СМИ. Они всегда откликаются на материалы, где профессионально и без морализаторства дается христианский взгляд на события наших дней.

http://www.foma.ru/articles/1595/

http://www.foma.ru/articles/1596/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Соколов
Святая простота
В день памяти Тверских святых
14.07.2014
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
12.10.2013
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
28.09.2013
Просто преподобные
или Еще одно забытое место
21.09.2011
Все статьи Алексей Соколов
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии