Путём скорби и радости

Заметки паломника на Святую Землю

Новости Москвы 
0
131
Время на чтение 5 минут
В паломнической гостинице Вифлеема укладываемся спать. Завтра в Иерусалиме нам предстоит пройти по крестному пути Спасителя. Разговоры перед сном о том о сём и обязательная по нынешним временам процедура - постановка мобильников на зарядку. Здесь, на Святой Земле, это проделываем скорее по инерции, потому что держим большей частью телефоны в отключённом состоянии: не хочется отвлекаться на звонки из дома и начинать с объяснений, что находишься за границей, да и дороговато это. Но Павел, наш молодой спутник, за прошедший день по делам своего бизнеса аккумулятор мобильника успел разрядить.

- У меня в городе аккумулятор на мобильнике из-за постоянных разговоров ещё до обеда "садится" - приходится потом постоянно в машине подзаряжаться, - делится Павел.

Отец диакон Александр, поскребя бороду, решает, что ставить на зарядку телефон ему ни к чему:

- А мне одной зарядки на неделю хватает. Что дома, что здесь - все равно никто не позвонит.

Ещё при знакомстве в Москве он представился дьяконом "диким" - лесник в прошлом, он и сейчас живёт на лесной заимке со своими пчёлами, выезжая служить на монастырское подворье. Человек он исключительно скромный, о таких говорят, что они готовы в любой момент слиться со стеной, лишь бы не попасть в центр внимания. Но, видимо, именно простодушие Господом на Святой Земле более всего востребовано - нигде ему не удавалось "слиться": и у яслей Богомладенца послужить, и в Горнем монастыре на всенощной, и у многочисленных святынь. И он совсем не предполагал, ложась сегодня спать, что назавтра именно ему предстоит пронести Крест по Страстному пути.

* * *

Чтобы пройти "Виа долороса" - крестным путем Спасителя, в Иерусалим заходят через Львиные ворота. Так их прозвали ещё крестоносцы, после восстановления закрепившие над аркой герб Венеции - барельефы четырёх львов. Врата ещё называют Стефановыми, потому что близ них с наружной стороны был некогда побит камнями первый диакон-мученик Стефан. А ещё - Гефсиманскими, потому что выходят на Гефсиманский сад. А ещё - Овчими, потому сразу за воротами - Овчая купель... У каждых из врат этого древнего города - по несколько названий. Так и по жизни: чем старее человек, тем больше к нему пристаёт всяких имён и прозвищ, связанных с разными обстоятельствами его бытия.

Перед началом пути в невероятной суете и гомоне мы покупаем в небольшой греческой церковке крестики из оливкового дерева. С ним нам предстоит пройти по Его пути до храма Воскресения. Первая остановка - место бичевания Спасителя. Оно принадлежит Ордену францисканцев. Здесь стоит Капелла Креста - на том месте, где на Христа взвалили Крест. Отсюда по пятницам выходят процессии католиков к храму Воскресения.

Неподалёку - греческая церковь, в алтаре которой можно увидеть прислонённый к стене большой чёрный деревянный крест. Предыдущий Патриарх Иерусалимский Диадор был уже немощным, стареньким, но в Страстную пятницу нёс его непременно сам. Здесь и наш дьякон Александр - единственный в группе представитель духовенства - берёт крест. Этот крест чуть поменьше, но тоже выше его роста. Вообще кандидатура крестоноши даже не обсуждалась: в России ведь всегда так - если ты в сане, то и иди впереди, руководи, и хорошо бы только это, а то ещё и делай всё сам. Отец Александр как-то резко меняется в лице, сосредотачивается, замолкает. Всю дорогу с крестом он будет идти молча, и вряд ли слушает объяснения нашего проводника. Мы же будем по очереди пристраиваться за ним, чтобы тоже "понести крест".

А пока мы - на территории бывшей римской претории. Вообще Пилат жил на берегу Средиземного моря, там у него была резиденция. В ненавистном Иерусалиме же у прокуратора было своеобразное "представительство", куда он приезжал для разбора дел, одним из которых и стал донос иудейских первосвященников на Иисуса. Преступного в словах и делах Иисуса он не нашёл, но, вместо того чтоб отпустить невиновного, приказал его сечь, чтобы видом окровавленного человека возбудить сострадание в иудеях. Однако добился он совершенно противоположного результата. Сейчас в католическом храме место бичевания Христа отмечено на каменной плите чёрным пятном.

Через сотню шагов - вторая остановка. Здесь - арка над улочкой, носящая название "Ессе Хомо!" ("Се человек!") - слова Пилата, представлявшие Иисуса толпе. Под церковью женского францисканского монастыря - темница Спасителя: мы спускаемся в подземелье - тюрьму, где томился Христос. Сводчатые грубые потолки, кое-где зеленая плесень по стенам. Тесно. Влажно. По соседству католики устроили небольшой музей. Мое внимание почему-то особенно задержали древние игральные кости. Такие некогда солдаты метали, разыгрывая одежду Спасителя. Помнят ли об этом те, кто сегодня бесстрашно бросает кости в казино? А ведь среди них я знаю многих православных (в душе) людей. И ещё: очень странно смотрится в таком месте электрощит на грубой пещерной стене с изображёнными черепом и костями и надписью "Danger!" ("Опасность!"). Конечно, техника безопасности - это важно, но все сделано уж как-то слишком по-музейному, правильно, везде таблички. Ощущение какой-то стерильности, условности в святых местах, обустроенных католиками, повторилось затем и в храме Успения Божией Матери, и в Назарете, и в церковке "Молочного грота". Полная этому противоположность - святые места Палестины, принадлежащие грекам, в них всё - живое. Ощущение иногда такое, будто после евангельских событий так тут всё и осталось нетронутым. (Хотя не обходится без перебора - некоторые строения находятся прямо-таки в плачевном состоянии.) Это можно заметить буквально рядом, в греческой церкви - под которой тоже расположены каменные мешки-темницы Пилата. Именно попав в них, ощущаешь настоящую жуть, тут едва можно повернуться и мрачно даже при электрическом освещении (а ведь прежде здесь узники гнили в полной темноте!). В стенах до сих пор сохранились отверстия для кандалов - одним из узников здесь был разбойник Варрава.

* * *

Всего на Крестном пути до храма Воскресения Господня девять остановок Христа. Остальные пять - под сводами храма (он огромный). Мы идём от остановки к остановке, нас привычно не замечают торговцы, а мы уже научились не замечать их. Но вдруг навстречу - большая лакированная чёрная машина, занимающая почти всю ширину улицы. Нам приходится прижаться к стенам. Из окна высунулся громкоговоритель, из которого разносится оглушительное и в то же время заунывное арабское пение. Когда проезжает мимо, внутри замечаю гроб. Тут поневоле вспомнишь, что находишься в мусульманском квартале Иерусалима, а их кладбище у стен Иерусалима, напротив Золотых ворот, до сих пор действует.

...Пятая остановка обозначает место, где Господь встретился с крестьянином Симоном Кириенянином. Он шёл мимо по своим делам в день казни Христа, но римские воины принудили его помогать нести Крест обессилевшему Спасителю. Я обратил внимание на то, что вместе с нами по "Виа долороса" идут люди не только из нашей группы, но и "примкнувшие" - в основном русские туристы. У них в программе вовсе не значился крестный ход с чтениями Евангелий и молитвами, просто - обычная экскурсия. А они, случайно или нет, присоединились к нам. Знают ли они про Симона? Вряд ли. Невольно задумываешься, сколь универсальны здесь для всех времён и наполнены глубоким смыслом становятся все пути людей.

Одно из преданий, связанных с этим местом, - камень, на который оперся рукой изнемогший Господь. Верующие подходят к этому месту и, по традиции положив руку в отпечаток ладони Христа, просят Его помочь донести личный жизненный крест.

Понемногу мимо дома Вероники, где Христос остановился вытереть поданным ею полотенцем Свой окровавленный грязный лик, мы двигаемся к порогу Судных врат. Не сразу замечаю, что улица из ряда отдельно стоящих лавок превратилась в сплошной восточный базар, а мы идём между двумя торговыми рядами, протискиваясь между покупателями. Христианская атрибутика на прилавках, преследовавшая нас несколькими метрами раньше, исчезла, уступив место рядам с джинсами, бюстгальтерами, фруктами, кальяном и пр. Не успел оглянуться - а где наши? И где наш гид - монахиня Иустина? Рядом ещё несколько таких же, как я, потерявшихся - все мы, точно овечки, сбиваемся в кучу и вопрошаем друг друга: что же делать? Постояв минут пять с крестами в руках среди шумного и совершенно безразличного к нам потока арабов и иностранцев, некоторые женщины начинают паниковать: "Нам их в такой толпе ни за что не найти!" У кого-то находится номер сотового телефона нашего гида - звоним! Вот она - польза ночной зарядки телефонов! И вот уже сигнал наш летит в Москву, возвращается в Израиль и достигает телефона монахини: Алло, где вы?!" - слышим мы на том конце провода. Если бы мы знали, где!

(Окончание в следующем номере)

http://www.rusvera.mrezha.ru/561/5.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04