itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Магия цифр

Католическая Церковь теряет верующих даже в своих традиционных вотчинах

0
350
Время на чтение 9 минут
В официальной ватиканской газете L'Osservatore Romano в конце марта появилось интервью с монсеньором Витторио Форменти, главным редактором статистического ежегодника Annuario Pontificio. Он заявил, что мусульман в мире стало больше, чем католиков, - 1,25 млрд. человек против 1,13 млрд. Виной всему, по словам Форменти, высокая рождаемость в мусульманских семьях. Католики за ними просто не поспевают.

Однако цифра 1,13 млрд., которая содержится в Annuario Pontificio, - заметное приукрашивание действительности. Из епархий в Ватикан поступают данные о том, сколько человек были крещены. Крестит Церковь немало, но крещеный ребенок вовсе не обязательно, повзрослев, станет посещать богослужения и вообще считать себя католиком. Таким образом, в Ватикане, по всей видимости, склонны преувеличивать число людей, мнение и убеждения которых выражает и представляет Католическая Церковь. Папа Римский, конечно, остается "главой миллионов католиков", но миллионы эти постепенно сокращаются.

Падение бастионов

В 2002 году во Франции, по данным Compara-tive Study of Electoral Systems, лишь 8% населения регулярно (то есть раз в неделю) посещали католические богослужения. Начиная с 1995 года около полумиллиона австрийцев покинули Католическую Церковь. Впрочем, Ватикан, похоже, давно махнул рукой на эти прежние оплоты католицизма в старушке Европе. В последние годы все свои надежды на Старом континенте он связывал с такими странами, как Испания, Ирландия, Польша. Впрочем, и там, как показывают социологические исследования, для Церкви наметились малоприятные тенденции.

Испанская исследовательская организация Investiga прошлым летом опросила 1600 человек в возрасте от 15 лет на предмет их религиозности. 73,8% опрошенных назвали себя католиками. При этом выяснилось, что лишь 36% еженедельно ходят в церковь. По данным организации Centro de Investigaciones Sociologicas за 2002 год, католиков в стране - 80%, а богослужения регулярно посещает лишь четверть испанцев. Еще более интересен опрос, проведенный в 2006 году исследователями из Harris Interactive для британской газеты Financial Times. Он показал, что лишь 48% испанцев... верят в Бога. Выяснилось, что 30% жителей страны - агностики, еще 11% - атеисты. Для многих католицизм - часть национальной идентичности, и не более того.

"Многие испанцы не чувствуют связи с церковными установлениями, догмами, моралью, - говорит иезуит Хосе Игнасио Витон, профессор Мадридского университета Понтифиция Комийас. - Они уважают Церковь. Они разделяют защищаемые ею ценности. Но они не могут следовать этим ценностям в повседневной жизни, соответствовать предписаниям".

В 2006 году ирландские социологи по поручению государственного информационного агентства RTE провели исследование, которое показало, что лишь 61% жителей Зеленого острова считают себя религиозными людьми. В 1990 году еженедельно богослужения посещал 81% ирландцев (для секулярной Европы цифра потрясающая!), в 1998 году уже 60%, в 2002 году - 50%, а в 2006 году - 48%. В ирландских деревнях "посещаемость" церквей за пять лет - с 1997 по 2002 год - снизилась на 17%, даже в городах спад был менее ощутимым. По состоянию на 2006 год лишь 75% ирландцев считали себя католиками. Католический "корабль" в Ирландии помогают поддерживать на плаву многочисленные иммигранты из Польши.

Католический священник, преподаватель социологии из университетов Чикаго и Аризоны Эндрю Грили считает, что Ирландия, превратившись в европейского экономического гиганта с одним из самых высоких уровней жизни на континенте, "перестала быть аграрной, благочестивой католической страной", каковой ее традиционно считают. Большинство ирландцев верят в Бога, жизнь после смерти и чудеса, но не считает нужным придерживаться католической этики. Они хотят быть католиками "по-своему". Как отмечает Грили, лишь 7% ирландцев в возрасте от 30 до 40 лет доверяют Католической Церкви. При этом 70% доверяют местному духовенству. Местный священник для них - "свой парень", фигура популярная, чуть ли не фольклорная, тогда как "церковная машина", бюрократия их совершенно не прельщают. Говорить о повальном католицизме в Ирландии, как считает Эндрю Грили, не приходится. То же самое, по его мнению, касается Италии и Польши.

Бытует мнение, что католики в Польше составляют свыше 90% населения. В то же время, по данным польского Центра исследования общественного мнения, около 87-89% поляков считают "важными" крещение и похороны по церковному обряду, но при этом готовы назвать себя религиозными людьми лишь 69% опрошенных. Социологи обнаружили парадокс: 96% поляков утверждают, что они католики, при этом в Бога, как выясняется, верят лишь 95% опрошенных. Немецкие социологи в рамках проекта Aufbruch выяснили, что в 1990-е годы каждый пятый поляк не верил в то, что Христос воскрес. Лишь 45% жителей страны, по данным Института статистики Католической Церкви, регулярно посещают богослужения. При этом регулярно причащаются только 16,5%.

Если судить по числу крещений, венчаний и похорон по церковному обряду, то в европейских бастионах католицизма "все в порядке". Однако углубленное изучение проблемы показывает, что волна секуляризма постепенно накрывает Испанию, Ирландию, Польшу, Италию, Португалию, Словению, Словакию. Копни польского или ирландского католика чуть поглубже - получишь светского европейца, вполне индифферентного к религии.

Закрытие Америки

"Основным оплотом католицизма остается Латинская Америка. В целом на Американском континенте, в Северной и Южной Америке, проживают 49,8% католиков всего мира", - сообщил в интервью L'Osservatore Romano монсеньор Форменти. Annuario Pontificio ежегодно фиксирует рост числа католиков в этом регионе. Он составляет чуть более одного процента. Едва ли это признак стабильности. Рост числа католиков объясняется высоким уровнем рождаемости, тогда как в целом Церковь в Америке переживает острый кризис.

Традиционно страной, где проживает наибольшее число католиков, считается Бразилия. Между тем, по данным национального Института географии и статистики, в 2000 году лишь 73,6% бразильцев считали себя католиками. Если учесть, что в 1960 году таковых было 93,1%, а в 1980 году - 89%, то тенденция для Католической Церкви вырисовывается тревожная. За 40 лет число бразильцев, считающих себя католиками, снизилось почти на 20%. Еще более печальные цифры привел весной прошлого года исследовательский институт Datafolha. Выяснилось, что свою принадлежность к Католической Церкви готовы подтвердить лишь 64% бразильцев. При этом свыше 90% из них верят в Бога и воскресение Христа, а 86% в непорочное зачатие Девы Марии. Бразильцы принимают ряд фундаментальных католических догматов, но Церковь как институт вызывает у них все большее отторжение. Результаты опроса были опубликованы в газете Folha de Sao Paolo в мае, накануне визита в страну Папы Римского Бенедикта XVI.

"Вера становится более индивидуальной, поэтому Церковь слабеет", - считает епископ Жозе Нельсон Веструпп из бразильского городка Санту-Андре. В числе основных причин снижения числа католиков нередко называют моральный ригоризм Церкви, а также урбанизацию. Церковь преимущественно опирается на село, а сельские жители все чаще перебираются в крупные города. Жизнь в городе постепенно разрушает их привычки, в том числе и связанные с религиозной жизнью. "Городская жизнь основана на потреблении", - констатирует священник Фернандо Альтемейер из Католического университета Сан-Паулу. На этом поле, по его мнению, католикам сложно состязаться с весьма активными протестантскими миссионерами, которые традиционно связывают веру и материальное благополучие. Сельский житель, оказавшись в городе, не перестает быть верующим, но протестантизм кажется ему более привлекательным, адекватным ситуации.

По данным американского Pew Research Center, 34% населения Бразилии принадлежат к харизматическим протестантским общинам и Церквам, в первую очередь - к пятидесятническим. В Чили к харизматам относит себя 1/5 часть жителей. По данным демографических исследований, проводившихся по заказу правительства Гватемалы, в конце 1990-х католики составляли 52,6% от населения страны, протестанты - около 30%. В 2006 году Pew Research Center провел собственное исследование в Гватемале, и выяснилось, что католиков в стране 48%, а протестантов - 34%. Только Annuario Pontificio уже в нынешнем столетии продолжает "упорствовать" и утверждать, что католиков в Гватемале... свыше 70%, тем самым выдавая желаемое за действительное.

Согласно опросу, проведенному в 2004 году Университетом Коста-Рики, католиками считают себя 71,3% жителей страны - при том что годом ранее таковых было 77%. В середине XX века население Колумбии было почти полностью католическим. Сейчас лишь 2/3 колумбийцев заявляют о своей принадлежности к Католической Церкви. В странах Латинской Америки растет число людей без определенной религиозной принадлежности и просто неверующих. Мексиканский институт статистики, географии и информационных технологий опубликовал в конце марта этого года интересную статистику. Выяснилось, что в стране наблюдается ежегодный прирост числа католиков - 1,7%. Но при этом ежегодный прирост атеистов составляет... 5,2%. И эти цифры (в отличие от данных католических организаций) никакими крещениями не объяснишь.

"Бога отодвинули на задний план", - сетует архиепископ города Картаго и глава Конференции католических епископов Коста-Рики Хосе Франсиско Уллоа Рохас. Однако, по мнению религиоведа и латиноамериканиста Элио Масферрера, речь вовсе не идет о кризисе веры. Просто Католическая Церковь теряет позиции в "религиозном супермаркете". "Если Церковь не изменит свою централизованную структуру и авторитарный стиль управления, то в Латинской Америке в ближайшие 15 лет ее ожидает настоящий крах", - прогнозирует Масферрер.

Что касается США, то здесь довольно красноречивую картину дает февральское исследование Pew Research Center. По его данным, 10% американцев - бывшие католики. Общее число католиков год от года остается относительно стабильным лишь благодаря иммигрантам. Но ведь иммигранты не прилетают из космоса, а приезжают из той же Латинской Америки... Вопреки оптимизму Форменти Католическая Церковь медленно, но верно теряет Американский континент, судорожно пытается спасти положение и постепенно поворачивается в сторону более перспективных регионов.

Миссионерские территории

По большому счету у Католической Церкви осталось лишь три направления для возможной экспансии. Одно из них обозначилось в конце 1980-х - начале 1990-х. Это страны бывшего соцлагеря и республики бывшего СССР. Однако в таких странах, как Польша, Венгрия, Словакия, Церковь уже выработала свой ресурс, рост ее популярности сменился постепенным спадом. Что касается Белоруссии, Украины и России, то здесь католикам просто не даст развернуться Православная Церковь, которая видит в них своих конкурентов. В многомиллионной России католиков, по разным оценкам, от 200 до 600 тыс. человек, и едва ли эта цифра в обозримом будущем претерпит существенные изменения.

Другое направление - Африка. Черный континент в последние десятилетия стал отрадой и надеждой Католической Церкви. В 1978 году здесь, по данным Annuario Pontificio, проживало около 55 млн. католиков. Сейчас - свыше 150 млн. Более 13% католиков всего мира - африканцы. Ежегодный прирост верующих - свыше 3%. "Самые католические" страны - Бурунди (65% населения - католики), Конго (свыше 50%), Демократическая Республика Конго (около 50%), Руанда (48%), Уганда (42%). При этом наиболее показателен "католический бум" в таких странах, как Нигерия, где, по некоторым данным, проживает около 25 млн. католиков (19% от всего населения страны). За год их число увеличивается на 4,7%. Африка также чемпион по числу католического духовенства и готова экспортировать темнокожих (и довольно консервативных) священников в Европу и США, чтобы воздать "белым миссионерам" сторицей. Сегодня Католическая Церковь куда больше нуждается во внутренней миссии среди европейцев, чем во внешней.

Причины успеха Католической Церкви в Африке вполне понятны. Это, в частности, высокий прирост населения. Это высокая активность миссионеров. Причем обращают они в католицизм не только "бесхозных" язычников, но и мусульман, которым местный ислам кажется слишком жестким. Впрочем, головокружение от успехов опасно. Рост числа верующих естественным образом подпитывает амбиции местного духовенства, неудовлетворение которых в будущем чревато конфликтами, схизмой, поиском своего "африканского" пути в католицизме. II Ватиканский Собор (1962-1965) предоставил африканцам возможность бить в барабаны и танцевать во время мессы, но других послаблений не последовало. Ватикан возлагает на Африку большие надежды, но на ее проблемы подчас закрывает глаза. На юге континента священники на свой страх и риск раздают больным СПИДом презервативы. В традиционно католической Руанде с середины 1990-х число мусульман увеличилось в 16 раз. Причина - преступления католического духовенства в период геноцида народа тутси.

Третья надежда Католической Церкви - Азия. Католиков здесь приблизительно 113 млн., львиную долю которых составляют филиппинцы. Прирост числа католиков в Азии составляет свыше 2% в год. Достигается он, разумеется, не за счет мусульманских стран. За последние десятилетия католицизм стал ведущей христианской конфессией в Индии, католики составляют 7% от населения Вьетнама и около 10% от населения Южной Кореи. Около 5 млн. человек являются членами Китайской патриотической католической ассоциации, при этом официальная статистика не дает точных сведений о числе католиков-катакомбников. По данным Ватикана, их чуть ли не 8 млн. Пока отношения между Святым Престолом и Пекином не нормализуются, говорить о том, сколько в Поднебесной католиков, можно лишь приблизительно.

Поступающие из Азии в Рим отчеты могли бы быть еще более оптимистичными, если бы Церковь не сталкивалась в регионе с ограничениями миссионерской деятельности со стороны правительств (как, например, в том же Вьетнаме или некоторых штатах Индии). В то же время для Филиппин, единственной традиционно католической страны Азии, характерны (пусть и в несколько смягченном варианте) те же тенденции, что и для стран Латинской Америки. По данным официальной переписи 2000 года, Annuario Pontificio и опроса Pew Research Center за 2006 год, католики составляют чуть более 80% от населения страны. Их число не растет, а, напротив, постоянно снижается, и протестанты (прежде всего пятидесятники) перехватывают бывших католиков.

Стоит ли Ватикану вообще цепляться за цифры, которые в большинстве случаев ни о чем не говорят? Кто важнее, ценнее для Церкви: небольшие группы убежденных католиков, сохранивших веру в условиях секулярной Европы, или толпы новообращенных африканцев, освоивших лишь азы католицизма и в душе остающихся язычниками? Количество никогда автоматически не переходит в качество. Но, видимо, в Ватикане считают наоборот!

http://religion.ng.ru/problems/2008-04-16/5_magic.html?mthree=3
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии