Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Полупризнанные

Илья  Вукелич, Независимая газета

03.03.2008


Объявив о независимости, косовские албанцы не вывели из равновесия Балканы и отношения России с Западом …

Провозглашение независимости Косово, происшедшее 17 февраля 2008 года, как и прогнозировала "НГ", не повлекло за собой серьезных негативных последствий для безопасности Балканского полуострова и не сказалось существенным образом на отношениях Москвы с ее западными партнерами. Россия (и даже Сербия) не разорвала дипломатических отношений со странами, признавшими Косово, и не объявила о конкретных санкциях против них. Москва использует в целом сдержанную риторику, заявляя о незаконности действий сепаратистов и тех, кто их поддержал (если не считать выпады со стороны посла РФ в НАТО Дмитрия Рогозина), и подчеркивает свою приверженность несиловым методам решения проблем.

Контакты с США и Европой на международной арене пока никак не пострадали. Владимир Путин по-прежнему собирается принять участие в саммите Россия-НАТО, который пройдет в начале апреля в Бухаресте. Не далее как сегодня на голосование в СБ ООН будет поставлен проект резолюции по ужесточению антииранских санкций, и в этом вопросе Москва и Вашингтон намерены продемонстрировать единодушие. Кроме того, Россия планирует принять более активное участие в ближневосточных делах, что, в свою очередь, будет невозможно без активного взаимодействия с США и Европой.

На днях Джордж Буш почти комплиментарно высказывался о России, посоветовав тому, кто сменит его на посту президента США, установить прямой личный контакт с будущим президентом РФ. "Очевидно, что мы не согласны по Косово, и будут другие области, в которых мы будем не соглашаться, и все же в интересах страны иметь взаимоотношения между лидерами", - утверждал Буш. Ясно, что новому российскому президенту будет сложно строить отношения с руководством США, если реакция Москвы на косовскую независимость превзойдет американские ожидания. Исходим из того, что Кремль эти ожидания не обманет. В связи с этим примечательно еще одно высказывание Буша, сделанное после провозглашения независимости Косово: "Нами постоянно проводились тесные консультации с российской стороной. Для России это не было сюрпризом..."

Москва, очевидно, отдает себе отчет в том, что ее требование к Миссии ООН в Косово аннулировать решение приштинских властей не будет выполнено. Дальнейшая стратегия России, вероятно, будет связана с недопущением Косово в международные структуры и демонстрацией поддержки Сербии. Подписанное на днях в Белграде соглашение по газопроводу "Южный поток" также подается как элемент поддержки Белграда.

Равновесие сохранено

Односторонний шаг косовских албанцев не мог вывести Балканы из равновесия с учетом той подготовки, которая была проведена в последние годы (и особенно последние месяцы) ключевыми западными странами, а также с учетом нахождения в регионе мощной группировки НАТО. "Эта стратегия была хорошо спланирована", - признал Буш после провозглашения независимости Косово.

Основные действия по суверенизации южного края Сербии были предприняты в рамках резолюции СБ ООН 1244, лишившей Белград контроля над мятежной провинцией летом 1999 года, по итогам воздушной операции НАТО. Запад перешел к одностороннему сценарию после того, как минувшим летом Россия заблокировала в СБ ООН план Мартти Ахтисаари о предоставлении Косово независимости под международным контролем (то есть со стороны НАТО и Евросоюза). Такой вариант представлялся Западу единственным жизнеспособным решением косовской проблемы (это представление, собственно, и легло в основу плана Ахтисаари), в то время как Москву вполне устраивал "замороженный конфликт".

Переговоры между Белградом и Приштиной, на которых настаивала Россия, были обречены на провал, поскольку Америка и Европа изначально встали на сторону косовских албанцев, требовавших независимости. Основные спонсоры балканского урегулирования - США, Великобритания, Германия и Франция - более не хотели ждать, невзирая на отсутствие желаемого согласия сторон, а также консенсуса в рамках СБ ООН. С подачи американцев возник тезис о том, что резолюция 1244 не запрещает Косово провозгласить независимость. Логика такова: формулировки, относящиеся к суверенитету и территориальной целостности бывшей Союзной Республики Югославии, упоминаются в преамбуле резолюции, а не в ее постановляющей части, имеющей юридическую силу; хотя резолюция 1244 и была направлена на согласованное решение, она не предопределяла конечного результата и юридически не требовала согласованного решения. (Крайне спорное и в любом случае не поддержанное Москвой, Пекином, рядом других столиц утверждение.)

Договоренность, достигнутая в Европе по вопросу о направлении в край гражданско-полицейской миссии ЕС (EULEX) на замену администрации ООН, открыла путь одностороннему провозглашению независимости Косово. Без согласия европейцев взять на себя контрольные функции американцы не могли разрешить косовским албанцам предпринять односторонний шаг. Колебания отдельных членов ЕС были преодолены с помощью американского нажима. В итоге все прошло относительно гладко, если не считать отдельные инциденты в Косово (уничтожение сербами нескольких КПП на административной границе с Сербией и сожжение десятков автомобилей) и атаки на восемь посольств в Белграде, наибольший ущерб из которых понесло американское.

Решение косовских сепаратистов хоть и вызвало всплеск эмоций в ряде конфликтных зон, о заметном росте напряженности все же речи не идет. Через две недели после провозглашения независимости Косово никто не последовал примеру Приштины. Отсутствие достаточной международной поддержки делает бессмысленным одностороннее провозглашение независимости в других случаях.

Первые шаги

В минувший четверг в Вене состоялось учредительное заседание "Международной группы управляющих по Косово", задача которой - реализация плана Ахтисаари. В группу управляющих вошли представители 15 стран - Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Италии, Словении, США, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии и Швеции. На повестке дня развертывание миссии EULEX в составе 2 тыс. человек. Самая непростая задача - распространение ее деятельности на север Косово, где сербы намерены оказать сопротивление. Направление в край дополнительных подразделений КФОР призвано продемонстрировать несогласным силу тех, кто будет строить демократическое мультиэтническое государство.

К сегодняшнему дню Косово признали около 20 стран. В числе первых, как и следовало ожидать, оказались США и Германия. Косовское правительство во главе с премьер-министром Косово Хашимом Тачи начало готовить документы для присоединения к ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ. Тем временем в Сенат США внесена резолюция, в которой говорится о поддержке интеграции Косово в евроатлантические институты. Такая рекомендация выглядит совсем уж поспешной. Косово, недавно пережившее войну и не обладающее ни нормальной экономикой, ни развитыми демократическими институтами, ни полноценными вооруженными силами, не может рассчитывать в среднесрочной перспективе на членство в НАТО. Кроме того, для вступления в альянс необходим консенсус между всеми союзниками, а среди них есть страны, отказавшиеся признать независимость Косово: Испания, Словакия, Греция, Румыния и пока еще Болгария. Вашингтону, скорее, следовало бы задуматься над тем, как обеспечить делимитацию границы нового государства, созданного на территории Сербии вопреки воле Белграда. А без этого о членстве в НАТО говорить бессмысленно.

Еще большее значение на данном этапе имеют финансовые вливания в Косово. Стабильность нового государства будет напрямую зависеть от его экономического развития и степени интеграции в мировую экономику. Масштабная коррупция и оргпреступность явно не улучшат инвестиционный климат. И судя по оценкам международных экспертов, на этом направлении в ближайшие годы мало что удастся сделать. При построении своей экономики Косово, безусловно, будет нуждаться в значительной помощи. Стоит вспомнить, что это была самая отсталая провинция бывшей Югославии, понесшая дополнительный ущерб в результате отмены ее автономного статуса и боевых действий 1998-1999 годов. По оценкам американцев, в первые три-четыре года понадобится помощь в размере 2 млрд. долл. Вашингтон ведет работу с потенциальными донорами, но сам при этом не демонстрирует особой щедрости.

Могла ли Сербия сохранить Косово?

Еще во времена турецкого владычества в Сербии сложилась поговорка: "Сербию утихомирить нельзя". Теперь в устах многих она получила новую формулировку: "Сербия не может утихомириться". Подтверждением стали события минувшей недели.

В четверг на очередном заседании правительства министр экономики Младжан Динкич предложил прекратить выплату Сербией так называемого косовского долга, то есть задолженности перед иностранными кредиторами на нужды развития края времен СФРЮ. Динкич указал, что из платежей в счет долга в размере более чем 1,2 млрд. евро три четверти уходят на нужды косовских албанцев, провозгласивших независимость, при том, что с 1991 года они не платят налогов.

Премьер-министр Воислав Коштуница резко прервал министра, указав, что прекращение выплаты задолженности означало бы косвенное признание независимости Косово. В тот же вечер Динкич открыто сказал, что к мозгу премьера пробиться невозможно, что борьба под его руководством за сохранение государственного суверенитета превращается в коллективное сумасшествие, что 55% процентов сербского внешнеторгового оборота осуществляется через страны Евросоюза и только дурак может ограничивать связи с этими странами. Наконец, Динкич сказал, что борьба за суверенитет под руководством Коштуницы осуществляется теперь милошевичевскими методами.

Могла ли Сербия сохранить Косово? Ответ на этот вопрос - скорее всего да. Несмотря на то что в 1912 году, когда Сербия вновь отвоевала у Турции этот край, его этнический состав весьма отличался от средневековых времен, косовские албанцы в целом лояльно вели себя по отношению к новым властям. Положение изменилось, когда сербские, а затем югославские королевские власти взяли курс на планомерное вытеснение албанцев из Косово. Классическим примером этого было соглашение югославского короля Александра Карагеоргиевича и президента Турции Кемаля Ататюрка о принудительном массовом переселении косовских албанцев в Анатолию. Вмешательство западных держав помешало реализации проекта.

Годы войны тоже не способствовали улучшению отношений в Косово, где сосуществовали едва ли не пятнадцать национальностей, однако со временем все так или иначе устроились. Правда, косовские албанцы настаивали на предоставлении их краю статуса республики в СФРЮ, что привело к массовым беспорядкам в 1968 году. Это, а также давление со стороны Хорватии и Словении, заставило президента Тито согласиться с принятием в 1974 году новой Конституции Югославии, предусматривавшей децентрализацию страны. Косово стало автономным краем в составе Сербии, который наравне с Воеводиной, получил статус составляющих образований югославской федерации. В рамках же Сербии эти края обладали правом вето на решения центральных республиканских властей.

Нельзя, однако, отрицать двух фактов. Во-первых, косовские албанцы, даже обретя по Конституции 1974 года практически полную власть в своем крае, продолжали настаивать на предоставлении статуса республики, что привело к восстанию весной 1981 года. Во-вторых, не прекращался нажим на косовских сербов, которых путем угроз вынуждали продавать свое имущество и уезжать из края. В свою очередь большинство сербов испытывали к албанцам открытое презрение.

В конце 80-х годов на волне недовольства косовских сербов к власти в Сербии пришел Слободан Милошевич. Парадоксально, но именно тогда и создались наилучшие условия для поиска долгосрочного решения косовской проблемы. Волна перемен, захлестнувшая в 1989 году Восточную Европу, поставила и Югославию перед необходимостью менять политическую систему. Именно к этому стремился премьер-реформатор Анте Маркович. К тому времени Милошевич еще более обострил косовскую проблему, аннулировав автономию края и приказав арестовать его лидера Азема Власи. На секретной встрече с Милошевичем в 1990 году Маркович предложил компромиссный вариант: введение во всей стране системы многопартийной демократии и поручение ему, Марковичу, переговоров с умеренными косовскими политиками, в первую очередь с тем же Власи, Ветоном Сурои и Ибрагимом Руговой.

Целью Марковича было дробление косовских албанцев по политическим опциям и достижение договоренностей с наиболее конструктивными лидерами. Но Милошевич отказался, причем не столько из-за мании величия, сколько по причине несогласия с введением многопартийной системы (Сербия обрела ее последней из бывших югославских республик). По сути, это была последняя возможность сохранения Косово в составе Сербии.

Правительство Марковича вскоре смела череда военных конфликтов - в Словении и Хорватии, затем в Боснии и Герцеговине. В Косово тем временем сохранялось спокойствие - албанцы избрали на импровизированных выборах своим президентом Ибрагима Ругову и занялись организацией параллельной жизни - госслужб, систем здравоохранения и образования. Провозглашенные Руговой методы ненасильственной борьбы действовали до 1997 года, когда молодые албанские радикалы учредили Освободительную армию Косово, получившую поддержку со стороны ЦРУ. Таким образом, судьба Косово была решена.

Белград-Приштина-Косовска-Митровица-Москва

http://www.ng.ru/courier/2008-03-03/13_polupriznannye.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме