itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Христианство требует от человека естественных вещей для его духовного здоровья и нравственного достоинства"

Интервью с профессором Московской Духовной академии Осиповым А.И.

0
256
Время на чтение 8 минут
Подошли к концу ежегодные XVI Международные Рождественские образовательные чтения. Из года в год не ослабевает интерес к этому событию. Это является показателем того, что проблемы воспитания и образования продолжают волновать многих наших соотечественников. Ведь именно от того, каким вырастет молодое поколение России, зависит будущее нашей страны. О том, каким образом может осуществляться духовно-нравственное воспитание в нашей стране, какое место в этом процессе должна занимать Православная Церковь размышляет доктор богословия, профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов.

- Алексей Ильич, какое место, на Ваш взгляд, должна занимать Церковь в проблеме воспитания и образования молодежи?

- Прежде нужно обратиться к догматическому определению и уяснить, что такое Церковь. Часто говорят - Церковь выступила с заявлением, а выступил Патриарх, или Синод, или Архиерейский собор - то есть церковное руководство. И это верно, но не всегда. Ибо в истории христианства были даже "вселенские соборы", которые церковным сознанием не приняты и получили название лжесоборов. Поэтому, когда мы говорим о Церкви и какое место она занимает в решении той или иной проблемы, необходимо договориться, что конкретно мы подразумеваем под понятием "Церковь".

- Церковь - это мы, верующие люди...

- Это одностороннее понимание, ибо и иерархия, и народ составляют единое тело церковное - они все и есть Церковь. Поэтому в деле воспитания все православные должны участвовать и своей жизнью, и, где возможно, словом показывая красоту христианства и то достоинство человека, которое открыто в Евангелии. Если бы христиане стали действительно примером в семейной, гражданской и общественной жизни, то, думаю, это стало бы самым действенным участием Церкви в воспитании нового поколения. Одни же благочестивые слова, без примера жизни - бессильны.

-Как Вы считаете, введение в государственную общеобразовательную программу православного духовно-нравственного предмета будет способствовать поднятию нравственного уровня в подростковой среде?

- Все зависит от того, кто и как будет его преподавать. Ведь подростки - народ непростой, и здесь от педагога зависит очень и очень многое. Сейчас идет штурм обязательного преподавания в школах "Основ православной культуры", но нельзя забывать, что с кадрами у нас очень большая проблема. Нет соответствующего количества преподавателей, а те, которые собираются вести курс "Основы православной культуры" или уже его преподают, подчас имеют самое слабое представление о Православии. И можно предполагать, каков будет результат их обучения, с каким багажом православной культуры выйдут учащиеся из школ. Конечно, вводить эту дисциплину надо, но делать это нужно постепенно, тщательно подготавливая для этого педагогические кадры. Сейчас есть такая возможность с помощью компьютерной техники. И нужно бы использовать этот ресурс в полную силу. Разработать единые программы, составить список необходимой литературы и просить лучших педагогов прочитать и записать на видео соответствующие курсы лекций. А затем обязать всех преподавателей "Основ православной культуры" пройти подготовку по этим лекциям и сдать по ним полноценные экзамены. Для этого совсем не обязательно ехать куда-то за тысячи километров, их могут принять соответствующие комиссии в каждой епархии. И только тех, кто сдаст экзамен надлежащим образом, допускать до преподавания. Вот таким образом мы могли бы существенно ускорить процесс подготовки педагогов и, соответственно, способствовать поднятию нравственного уровня в подростковой среде.

- Можно ли использовать религию для того, чтобы учить детей быть послушными, хорошо себя вести, быть добрыми, уступать место в трамвае, т.е. в чисто практических целях?

- Понятие использовать религию для нравственного воспитания неуместно. При правильном понимании Православия и основ его духовной жизни человек естественно будет вести и соответствующий образ жизни. Поэтому важнейшей задачей преподавания ОПК является такое ознакомление учащихся с Православием, которое вызвало бы как минимум интерес к нему и уважение к его нравственной и духовной жизни. В противном случае всё обессмыслится и может даже привести к прямо противоположным результатам. Такой прецедент был в нашей истории, когда формальное преподавание Закона Божия привело в конечном счете к ужасам революции.

- Человек вставая на путь христианства, встает на путь подвижнический, который не всегда сопряжен с какими-то благами, хотя их чаще всего ждут. Ведь многие считают приход в Церковь панацеей от всех бед и проблем. А на самом-то деле, когда человек приходит в Церковь, зачастую он сталкивается с еще большими проблемами. Принимая христианский образ жизни, человек не вписывается в светский уклад жизни. Как можно быть честным, когда вокруг все врут, или не воровать, когда все воруют? Как можно человеку показать, что жить честно и по совести лучше? Ведь он скажет: "мне так не выгодно поступать, ради чего я должен так жить, если надо мной из-за этого смеются, притесняют, оскорбляют"?

- Правильная жизнь в Церкви, очищая совесть человека, снимает с него множество духовных, психологических проблем, но не материальных. Эти последние просто приобретают для христианина другой характер - снижается их давление на душу. Но, с другой стороны, часто христианскую жизнь представляют, к сожалению, по образу житий строгих монахов-подвижников, стремившихся к достижению богоподобной чистоты ума и сердца и потому порывавших все связи с мирской жизнью. Но монашество по своей идее - исключительное явление в жизни Церкви (я говорю о монашестве, а не о монашеской форме при мирской жизни), и всегда не так много находилось тех, кто искал этой полноты исполнения заповедей Евангелия и способен был к такому особому образу жизни. Но Евангелие и не требует этого от всех людей. Первое чудо, совершённое Иисусом Христом, было претворением воды в вино - на свадьбе. И если хотите, это чудо является ключом к пониманию христианского взгляда на правильную жизнь в миру. Ведь, ясно же, что не для пьянства Господь сотворил такое чудо. Так вот, христианство говорит: человек, ты можешь и есть, и пить, и вступать в брак, и зарабатывать на жизнь и т.д., но берегись напиваться, объедаться, прелюбодействовать, воровать и проч., ибо всё это, в конечном счете, приведет тебя к самым печальным последствиям не только в будущей жизни, но, как правило, и здесь.

Мы иногда создаем ложный образ христианства, пугаем сами себя, чтобы оправдаться и сказать: "это невыполнимо", а значит, будем жить как все. Но в том и сущность христианства, чтобы противостоять языческому образу жизни и насколько возможно быть примером честности, сострадания и великодушия для всех других людей.

- Как в школе научить детей тому, чтобы они стремились к христианской жизни?

- Во-первых, воспитание надо начинать не со школьного возраста, а с самого раннего детства. Мы беремся за воспитание, когда чаще всего уже поздно, и ничего сделать нельзя. Спохватываемся, когда ребенок выходит из-под контроля и родительской власти, а до этого лишь растим его, а не воспитываем. Но дом начинают строить не с пятого этажа, а с фундамента.

Во-вторых, очень важно довести до сознания ребенка, что христианство не требует от него никаких непосильных вещей, а призывает к вполне естественным для его здоровья и благополучия семьи образу жизни.

Но самое важное - это пример христианской жизни самих родителей. Яблочко от яблоньки далеко не катится. У лукавых, алчных, тщеславных и т.д. "христианских" родителей едва ли когда дети будут действительными христианами.

- В чем особенности и отличия, если Вы их усматриваете, пастырского духовного наставничества от иных способов духовно-нравственного воспитания, в частности преподавания духовно-нравственных дисциплин?

- Пастырство предполагает доверительные беседы, исповедь, открытие духовнику той стороны своей жизни, которую ребенок часто не откроет никому другому. Пастырь по идее - это самый близкий друг. Доверие к нему и является нередко определяющим все поведение ребенка. Но для этого пастырь должен соответствовать своему положению, иначе можно очень сильно пострадать. Так, преподобный Петр Дамаскин с горечью писал: "Много я пострадал от неопытности наставников".

Преподаватель же, связанный узами программы, является, как правило, скорее "ликвидатором безграмотности", нежели наставником. Вот в чем существенная разница между тем и другим.

- Нередко, особенно в православной среде, приходится сталкиваться с категорическим неприятием так называемого полового воспитания. И тем не менее отношения полов - неотъемлемая часть нашей жизни. В подростковых журналах врачам психологам и сексопатологам молодежь в возрасте от 11 до 17 лет задает самые разнообразные вопросы, касающиеся, в том числе, чисто физиологических тонкостей. Это свидетельство того, что потребность знаний на данную тему в подростковой среде существует. Как Церковь со своей стороны может осуществлять воспитание этой стороны жизни? И должна ли Церковь это делать или это должно осуществляться в семейном воспитании?

- Эта сторона жизни в юном возрасте является особенно уязвимой и требует большой осторожности и деликатности в обсуждении, чтобы не ранить нежных струн детской души и преждевременностью постановки вопроса не возбудить в ребенке то животно-инстинктивное, что способно на всю жизнь уничтожить в его душе всё самое чистое и священное. Поэтому, думаю, только родители или те лица, которым они вполне доверяют, например, духовник, имеют право на половое воспитание своих детей. Задаваемые же подростками вопросы на эту тему проистекают, в основном, совсем не из потребности и тем более необходимости знания их, а из элементарного любопытства, потому и ответы на них должны учитывать этот фактор.

Человек посторонний, в том числе и педагог, как правило, в меньшей степени, чем родные мать и отец, переживает чувство ответственности за духовную безопасность ребенка и легко может оказаться Гулливером в хрустальной лавке лилипутов. Это, к сожалению, и происходит в тех школах и на тех уроках, где педагоги, иногда просто потерявшие стыд, буквально развращают детей своими сексуальными "откровениями".

Вы спрашиваете о роли Церкви в решении данного вопроса. Верующие родители, опытный духовник - это и есть уже Церковь, малая Церковь. Церковь же в целом, как носительница веры и нравственного христианского учения, своею проповедью о первичности духовных ценностей в человеке, о вечной жизни личности, о целомудрии как превысшей красоте человеческого достоинства - всегда делала и теперь делает свое великое дело воспитания подрастающего поколения.

В какой степени могут помочь этому православные молодежные движения - не простой вопрос. Сами понимаете, как легко можно под православным названием организовывать обычные молодежные тусовки. Дай Бог, чтобы этого не было, а богослужения и особенно причащение на них не превращались просто в мероприятия, и сами встречи носили, прежде всего, нравственно-полезный характер.

- В православных гимназиях, как и в высших духовных школах, введено обязательное посещение молитвенных правил, соблюдение обрядов и церковных норм. Какие принципы педагогам необходимо учитывать, чтобы обрядовая сторона церковной жизни не приобрела в детском сознании сухого довлеющего влияния и не вызвала в дальнейшем отрицания и отторжения церковной жизни?

- Семинаристы мне как-то задали вопрос: "Почему нас насильно заставляют молиться? Христианство - это религия свободы!" Я ответил: "Правильно. Но насильно молиться вас никто и не заставляет. От вас требуют выполнять только распорядок внутренней жизни школы, в которую вы сами добровольно поступили. Поэтому вы должны соблюдать дисциплину и присутствовать на молитвенном правиле в положенное время, а будете ли вы молиться - дело уже вашей веры и вашей воли. Правила, распорядок существует везде, в школах, в армии, в интернате, в институте, в любом учреждении". Но чтобы время, посвященное молитве, было действенным, для этого необходимо разумное слово педагога. Как нужно молиться, о чем нужно молиться, зачем нужно молиться и т.д., - это всё надо обязательно объяснять и объяснять не по собственному разумению, но по учению признанных Церковью опытных подвижников молитвы. При этом требуется доброжелательный, дружеский характер отношений с учащимися, а не приказной - это особенно важно. Нужно объяснить, подсказать, но внутрь души лезть не надо. Призывы же к молитве без объяснения ее существа и научения их верному ее совершению будут для детского сознания пустыми словами.

Первостепенной задачей воспитателей православных школ и гимназий является изучение святоотеческих указаний о молитве с тем, чтобы передать их детям и научить их именно молиться, а не вычитывать молитвы, как это делают язычники. Для нашего времени лучшим учителем молитвы является святитель Игнатий (Брянчанинов). К его бесценным творениям и письмам и следует постоянно обращаться за руководством по всем вопросам, связанным с ней.

Беседовала Семенова Светлана "Prokimen. Ru."

http://www.prokimen.ru/article_2896.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Осипов
Все статьи Алексей Осипов
Последние комментарии