О последствиях вступления Грузии в НАТО

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Политическая ситуация в Грузии 
0
212
Время на чтение 8 минут
Главным вопросом для всего Кавказского региона является вопрос, "уйдет" ли Южный Кавказ (Закавказье) на Запад или останется в сфере влияния России. На сегодня это, по сути, вопрос о последствиях вхождения Грузии в НАТО. В основе тяги грузинской верхушки к вступлению в Северо-Атлантический альянс - не приверженность западным ценностям, а вполне определенные обязательства перед теми силами на Западе, которые осуществили "революцию роз", плюс сознание собственной беспомощности в решении грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Мнится грузинским политикам и то, что, став членом богатой и могущественной натовской семьи, они обретут надежную защиту от "ненавистного оккупанта - России" и получат немалые финансовые выгоды.

На референдуме 5 января 2008 года большинство грузинских избирателей проголосовало за вступление страны в НАТО. "Я обещал моему народу, что мы войдем в НАТО. Сейчас этот процесс стал необратим - все европейские члены НАТО и США сказали, что Грузия может стать членом альянса", - заявил Саакашвили в эфире грузинских телеканалов.

Грузия может вступить в НАТО до окончательного урегулирования конфликтов Тбилиси с непризнанными абхазским и югоосетинским государствами. Об этом заявил еще в марте 2007 года заместитель госсекретаря США Метью Брайза: "После того, как Грузия покажет, что продвижение реформ в стране стало необратимым, твердо и четко продемонстрирует выбранный ею путь на решение территориальных конфликтов мирным путем, это убедит страны альянса, что она заслуживает членство в этой организации". При этом Брайза особо подчеркнул, что "те страны, которые не являются членами НАТО, не смогут наложить вето на желание Грузии вступить в альянс".

К концу 2007 года завершились работы в рамках индивидуального партнерства Грузии с Северо-Атлантическим альянсом, в соответствии с Планом действий по подготовке к членству в НАТО. Дальнейшее вроде бы зависит только от самого альянса. Правда, два "маленьких препятствия" - замороженные грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты - все равно остаются.

Грузия, в соответствии с имеющимся у нее Соглашением с Правительством США в сфере сотрудничества в военной области, уже открыла воздушное пространство и дала разрешение на использовании территории страны транспортными средствами (воздушными, сухопутными, морскими) американских вооруженных сил. Процедура предельно упрощена: американцам достаточно иметь водительские удостоверения. Военнослужащие США могут ввозить в Грузию без лицензирования, без объявления и обложения пошлиной и без налога все необходимые им оборудование и материалы. Транспортные средства не облагаются налогом за транзит, за посадку и стоянку, за пилотирование и навигацию.

Задача закрепиться на Кавказе имеет для США стратегический масштаб: это ворота в Среднюю Азию, контроль за нефтью, плацдарм для нападения на Иран, реальный контроль над Черным морем, фактическая ликвидация российских баз в Армении.

Москва пока еще не рассматривает НАТО как противника, но уже имеет все основания не видеть в альянсе не только союзника, но и партнера (исходя из ситуации с размещением элементов ПРО США в Европе, отказа решать проблему по ДОВСЕ, стремления ограничить влияние России в Арктике, на Балтийско-Черноморской перемычке, в Средне-Западной Азии).

Нельзя не видеть, что появление баз НАТО на Южном Кавказе чревато очень серьезными последствиями с точки зрения региональной и глобальной безопасности Грузия сегодняшнего дня - типичное несостоявшееся государство. Свидетельства тому - хронически нелегитимное (в результате переворотов, на плечах толпы) избрание трех президентов, территориальные конфликты, не решаемые собственными силами, разгул криминальных структур, всепроникающая коррупция. Территория Грузии используется вооруженными чеченцами-сепаратистами (с согласия или без согласия грузинской стороны - неважно).

Нетрудно предсказать, как отразится вхождение Грузии в НАТО на Азербайджане, Армении, Турции, Ираке, а также на Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и какую линию поведения изберет Россия.

Если НАТО, в нарушение своего же Устава, заявит о приеме Грузии в свои ряды, то первым ответом России, по всей видимости, станет признание независимости Абхазии и Южной Осетии с последующим размещением там своих военных баз. НАТО будет вынуждена, не завершив войны в Ираке и Афганистане, срочно решать проблемы Грузии, вмешавшись в ее споры с непризнанными государствами. Руководство НАТО по просьбе из Тбилиси выделит часть сил для охраны миссий связи НАТО и имущества нефтяных компаний, для чего на Кавказ перебросят несколько бригад из состава сил быстрого реагирования - в восточную Грузию и на границу с Ираном.

Вступая в НАТО и одновременно покидая СНГ, Грузия изменит формат нахождения миротворческого контингента в Абхазии, добиваясь удаления оттуда российских миротворцев. Тбилиси обратится к Евросоюзу за полицейской помощью для "защиты возвращающихся беженцев в родные дома и временного правительства Абхазии, находящегося в Кодорском ущелье, и правительства Санакоева в Южной Осетии", однако "воссоединяться" на грузинских условиях абхазы и осетины не согласятся. Возможно, Грузия предложит ввести параллельно с миротворческими силами, действующими в Абхазии и Южной Осетии, полицейский корпус для принуждения "незаконных правительств" Багапша (в Абхазии) и Кокойты (в Южной Осетии) к расселению возвращающихся беженцев. В состав полицейских сил могут войти военнослужащие Польши, Литвы, Эстонии, Чехии, Великобритании, правительства которых уже заявили о своем возможном участии. Ввод этих сил на территорию Грузии может быть организован с баз НАТО в Польше, Румынии и Болгарии, водным путем из румынского порта Констанца, сухопутным путем через Турцию или через воздушные коридоры НАТО, проложенные на кавказском направлении. В краткосрочной перспективе Грузия получит стимул для экономического развития, в долгосрочной перспективе - утратит национальную идентичность, а возможно и государственность. Азербайджан не станет вступать в НАТО сразу вслед за Грузией. Постсоветская азербайджанская элита ориентирована на Турцию и США, но при этом у Баку есть "болевая точка" во взаимоотношениях с Тегераном - проблема Южного (Иранского) Азербайджана. Сейчас ссора с Ираном не в интересах Азербайджана, однако в более отдаленной перспективе, Баку будет стремиться к тому, чтобы снять последний "кордон" на пути объединения "двух государств одной нации" и одновременно попытаться решить проблему Карабаха. Азербайджан постарается принудить Армению и Нагорной Карабах к выполнению требований Минской группы ОБСЕ, оформленных как решение Совета Безопасности ООН (при поддержке НАТО). Что касается Армении, то она переведет свою ПВО на режим боевой тревоги и выберет анти-натовский вариант военного сотрудничества, обратившись к России и, возможно, к Ирану. Однако после того, как турецко-азербайджанско-грузинское НАТО окончательно перережет ее связь с Россией, Армении придется повторить путь Грузии. Возможно, потребовать от России вывести ее военные базы, уступить Карабах, вступить в НАТО или позволить расширить за счет своей территории Турцию. Под вопросом может оказаться сама армянская государственность. Что касается Турции, то она сейчас с тревогой наблюдает за усилением курдской автономии. В случае силовой акции США против Ирана и, как следствие, неизбежного усиления курдской группировки противоречия Анкары с Вашингтоном обострятся еще больше. Вместе с тем перспектива вхождения Грузии в НАТО даст Турции возможность продвинуться до самой грузино-азербайджанской границы: размещенные в Грузии базы НАТО будут обслуживаться, в основном, турецкими военнослужащими. Расширится и турецко-азербайджанская демографическая экспансия. Иран будет вынужден усилить фронт против Азербайджана и Турции. Возможно, быстрее вступить в ШОС и, заручившись поддержкой Китая и России, объявить о значительном переносе своей морской границы на Каспии на север, блокируя силы флота Азербайджана. Вероятно, Иран окажет материальную и гуманитарную помощь Армении, - например, для борьбы против "сепаратистов Южного Азербайджана". Южная Осетия и Абхазия еще раз призовут Россию признать их независимость, приведут свои воинские части в боевую готовность. Одновременно возможен массовый отток населения в Северную Осетию. Карабах в этой ситуации обратится к России, ООН, Евросоюзу, начнет готовиться к партизанской войне.

Во всех вариантах развития событий для России Грузия становится новым источником угроз, и откладывать выбор линии поведения Москве уже нельзя. Сколь бы невнятной ни была до сих пор политика постсоветской Москвы на Кавказе, думать, что после появления в Грузии военных баз НАТО Россия "уйдет" из Абхазии и Южной Осетии, "отдаст" Армению, а за ней и всякую возможность своего влияния на Ближнем Востоке и в Западной Азии, позволит продвинуть иностранные военные базы вплотную к своим границам, по меньшей мере, наивно.

В то же время России необходим точный расчет ресурсов и возможностей по отношению к непризнанным государствам. Международное признание Абхазии или Южной Осетии не должно стать исключительно российским (или, как вариант, российско-белорусским). Иначе возможно возникновение угрозы "балканизации" уже самой Российской Федерации. В деле изменения конфигурации постсоветского пространства России необходимы союзники в ООН, среди государств, которым угрожают планы перекройки карты Европы, в Организации Исламской Конференции, СНГ, ШОС, ОДКБ. Для этого нужны внятные аргументы: к чему, собственно говоря, вся эта тяжба о непризнанных. Отказ Грузии на протяжении 16 лет вносить изменения в свою конституцию по вопросу о предоставлении автономий национальным меньшинствам, а также отказ от рекомендаций СБ ООН и ОБСЕ подписать соглашение "О неприменении силы" в Южной Осетии и Абхазии знаменуют провал начального варианта мирного решения проблемы самопровозглашенных государств. Руководство в Тбилиси (как и в Баку) вообще отказывается говорить о федерализации. В этой ситуации Москва не может не считать, что региональная безопасность всего Кавказа под угрозой. Поэтому России предстоит пересмотреть свой взгляд на непризнанные республики. Москве потребуется не ждать появления "прецедента" в Косове, а, четко определив свою позицию по проблеме замороженных конфликтов на территории СНГ, создать свой прецедент. Возможно, отложенный Государственной Думой РФ вариант законопроекта, упрощающего принятие в состав РФ автономий союзных республик бывшего СССР на основе "волеизлияния народа, проживающего на территории данных автономий", будет применен по отношению к Южной Осетии, Абхазии. Почему нельзя признавать Косово? Да хотя бы потому, что в Косове государственное управление подменено кланово-мафиозной системой. В противоположность этому Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия - состоявшиеся государства. И именно это делает невозможной их реинтеграцию с бывшими "метрополиями" мирным путем. Во всех непризнанных государствах прошли несколько избирательных циклов, произошла смена лидеров через выборы. Ни в Грузии, где президенты сменяют друг друга в череде переворотов или на арене "цирка с выборами", ни в Азербайджане, где отец назначает своим преемником во главе государства сына, ничего похожего нет.

Москве придется отвечать на два вопроса: 1)В состоянии ли Россия способствовать превращению Кавказа в более стабильный регион? 2)Могут ли Грузия и Азербайджан контролировать "непризнанные территории" иначе, как силами НАТО, с неизбежным в таком случае применением насильственных депортаций и этнических чисток? Что, кроме фраз о "широкой автономии", способны дать своим бывшим автономиям, а ныне государствам де факто, Грузия и Азербайджан? "Возвращение" новых государственных образований в СНГ в пределы бывших советских республик следует признавать невозможным, коль скоро оно влечет за собой военный конфликт, депортацию или этническую чистку.

Чтобы не допустить дестабилизации обстановки на Кавказе, Россия будет вынуждена резко усилить свою военную группировку в Армении, в основном, силами ВВС и дополнительных ПВО. Точно так же Россия будет вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии и, не включая эти государства в состав Российской Федерации, ввести дивизии внутренних войск МВД РФ для "защиты граждан России, проживающих на территориях Абхазии и Южной Осетии". Затем, по договоренности с абхазским правительством, Москва должна будет решить вопрос о военных базах. По-видимому, объявив о военной угрозе своим южным границам, Россия обратится к ОДКБ и ШОС за дипломатической, политической, экономической, военной поддержкой и закроет воздушное пространство для самолетов НАТО на афганском направлении.

Если попытки закрепиться в Грузии для НАТО станут более важными, чем безопасность Кавказа, пути России и Северо-Атлантического альянса разойдутся окончательно.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1148
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Цыганок
Учит Ливийская война
Успеет ли российская армия приобрести новый облик и перевооружиться до возникновения реальной опасности агрессии против РФ
08.02.2012
Все статьи Анатолий Цыганок
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Политическая ситуация в Грузии
«Выступающие против принятия закона действуют однозначно в интересах другого государства»
Истерика вокруг закона об иноагентах может говорить только о том, что есть решения Вашингтона и Брюсселя по свержению действующей грузинской власти, а принятие закона может эти планы сорвать
18.04.2024
Высокомерие и бессильная злоба Запада
О протестах в Грузии и необходимости ужесточения российского закона об иностранных агентах
17.04.2024
Грузинская власть стоит на правильном пути
На сей раз ничто не помешает парламенту Грузии принять законопроект об иностранных агентах
05.04.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
«СССР не сумел отрешиться от идей прыжка в социализм»
Советский Союз потерпел поражение на идейном фронте, и советское общество вступило в когнитивный диссонанс само с собой
17.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 20:37
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 20:35