Страдалец из Полчаниновки

0
229
Время на чтение 5 минут
Несколько дней назад в Саратове прошел ставший уже традиционным межрегиональный церковно-научный форум - Пименовские чтения. Те, кто знал приснопоминаемого Архиепископа Пимена (†1993), свидетельствуют, что он уделял много внимания сохранению памяти о праведниках и святынях нашей земли. И промыслительным представляется то, что память одного из святых саратовских новомучеников, священномученика Иоанна Днепровского, будет совершаться Церковью именно в дни работы Чтений - 15 декабря по новому стилю. Рассказ о жизненном пути этого страдальца за веру мы представляем сегодня вниманию наших читателей.

Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне - в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря.

В 1891 году по прошению он выбыл из первого класса Саратовской Духовной семинарии и 5 ноября 1892 года стал псаломщиком Казанской церкви села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии, где учительствовал также в церковно-приходской школе: до 1894 года преподавал по всем предметам, до 1895 года - был учителем пения. С 28 сентября 1894 года по 20 октября 1903 года Иван Михайлович - учитель пения в школе грамоты села Улыбовка. 14 февраля 1899 года он был посвящен в стихарь.

Отец Иоанн был женат на дочери священника Илии Аткарского из села Полчаниновки Александре (†1933) и имел дочь Серафиму (1899-1945) и трех сыновей: Михаила (1900-?), Николая (1902-1963), Сергия (1904-?).

3 декабря 1905 года святителем Гермогеном, Епископом Саратовским и Царицынским, представлен, а 1 января 1906 года Преосвященным Палладием, епископом Вольским, рукоположен во диакона в село Терса Вольского уезда, где служил в Богоявленской церкви. 5 ноября 1906 года утвержден законоучителем терсской церковно-приходской школы, а также учителем церковно-славянского языка и пения. Через два года, в 1908-м, стал законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки.

После рукоположения в иерея будущий святой с 1911 по 1929 год служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас - в Татищевском районе Саратовской области). Каменный однопрестольный храм в селе был построен в 1831 году тщанием помещицы Наталии Михайловны Казариновой (по имени которой, вероятно, Полчаниновка и получила свое второе название - Новонатальино). При храме была устроена одноклассная церковно-приходская школа.

Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Он обвинялся в том, что под престолом в храме якобы хранил две ручные бомбы. Видимо, даже сотрудники "чрезвычайки" понимали абсурдность подобного обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями на веру (и, скорее всего, с закрытием храма), он оставил открытое служение. В настоящее время на месте разрушенной полчаниновской церкви выстроен магазин.

Безместный священник устроился наблюдателем на Нижне-Волжскую испарительную метеорологическую станцию в городе Новоузенске, где проработал до самого ареста. Его приютила у себя монахиня Акилина (Шилина), которой принадлежал дом по адресу: ул. Калачевского, 24.

8 декабря 1937 года отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в "распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях советской власти" и "проведении антисоветской агитации против советской власти" и заключен в тюрьму в городе Саратове. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. При обыске у священника был обнаружен только паспорт - других вещей и ценностей у служителя алтаря Господня не было. На следующий день новомученик был допрошен. Вот протокол допроса святого Иоанна:

"- Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.

- Виновным себя в этом не признаю.

- Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?

- Это я также категорически не признаю.

- Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден,- будете ли это отрицать?

- Не признаю и это.

- Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство,- признаете ли это?

- Да, это я действительно говорил - что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.

- Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?

- Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.

- В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях - вы дали согласие действовать заедино?

- Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует,- с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.

- Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы - Япония, Германия. Признаете ли это?

- Нет, этого я не признаю.

- Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии?

- Это я категорически отрицаю".

В тот же день следствие было закончено, дело святого Иоанна, заведенное на него в милиции, по рассмотрении помощником оперуполномоченного Новоузенского районного отделения НКВД было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Саратовской области, а еще день спустя, 10 декабря, священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление тройки было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. Близко общавшийся со святым Иоанном священник Алексий Иванович Попов, клирик новоузенской Свято-Екатерининской церкви, попал в жернова НКВД еще раньше - после "следствия", продолжавшегося всего девять дней, он был расстрелян в Саратове 21 сентября 1937 года [1].

В 1961 году сын святого Иоанна Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации отца. В следственном деле были обнаружены "показания" трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в далеком тридцать седьмом никаких показаний на Днепровского И.М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком. По протесту прокуратуры Саратовской области президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.

Однако дети отца Иоанна, хотя и добились реабилитации, так и не узнали о его судьбе. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков святого, Владимира [2] и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что их дед был расстрелян. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.

Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!



Сноски

[1] Иерей Алексий Попов был реабилитирован в 1989 году.

[2] Внук святого Иоанна, Владимир Сергеевич Днепровский, вспоминает, что еще в начале 1920-х годов его дед купил на окраине Саратова, в районе Соколовой горы, небольшой деревянный дом, для того, чтобы подрастающие дети могли жить и учиться в городе. Дом был записан на дочь новомученика, которая жила в нем до самой смерти, последовавшей в 1945 году. По семейному преданию, именно здесь в голодный 1933 год отошла ко Господу супруга отца Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском кладбище Саратова.


http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4531&Itemid=3
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Максим Плякин
Просвещение молодежи в годы гонений
Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.
26.12.2018
Все статьи Священник Максим Плякин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06