Но здесь речь совсем о другом. Суть вопроса была обнародована в октябре на высоком международном форуме - в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на сессии ПАСЕ в Страсбурге.
"Сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности", - заявил Святейший Патриарх, одновременно обозначив и остроту проблемы: у европейских народов возникла реальная угроза потери "своей духовной и культурной идентичности, а значит, и самостоятельного места в истории". Чтобы заявить такое представителям 40 стран Европы, надо иметь самые серьёзные основания. И они, судя по всему, есть. Где, скажите, сегодня великие имена европейских художников, композиторов и писателей, в недавнем прошлом звучавшие на весь мир, имена творцов, отвечающих культурным потребностям и запросам своих народов. Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Эрнст Юнгер, Вальтер Шубарт, Альберт Шпеер наглядно отразили всю бездну духовного падения Европы ХХ века. Вся западная цивилизация, в систему основных ценностей которой интегрирована Европа, реально встала на путь саморазрушения, определив приоритет права насилия над правом на жизнь.
Велико и трагично было и падение нашей России, предсказанное в 1917 году святым Патриархом Тихоном, когда и мы усвоили право творить зло ради достижения целей "добра".
Нелегко, тяжко теперь поднимается русский народ, словно вспоминая, кто он, где его корни. И вот чудом, получив в Крещении второе рождение, оживают мёртвые духом, всё яснее и громче слышен голос Православия, призывающий к спасению, к заботе о собственной душе, участь которой в вечной жизни будет определена вне зависимости, верим мы или не верим в её безсмертие.
Православная Церковь - институт духовного спасения и воспитания духа нации, и он начинает возрождаться.
Для спасения города, как о том повествует библейская история, достаточно и десяти праведников. Ясно, что для спасения страны они тоже нужны в своём минимально возможном исчислении. Но ещё более необходимо осознание спасительной и жизнеутверждающей роли самой праведности как нравственного мерила частной и общественной жизни. Это понимание, ставшее убеждением, и есть тот редчайший "товар", который начинает "запускать в производство" наш народ и импортируя который Европа сможет спасти не только тело, но и свою душу. А произойдёт это только тогда, когда в самой России этот "товар" станет массовым, востребованным как самим обществом, так и властями предержащими. И тогда один муж, стяжавший "дух мирен", спасёт тысячу, один народ - тысячу народов.
Пока это понимает лишь малая часть русского народа, объединённая историческими традициями наших предков. Именно ей очевидна простая мысль о необходимости государственной идеологии, основанной на базисных нравственных ценностях и национальных интересах. Часть эта растёт и будет расти, и это обстоятельство вселяет веру в будущее России, в её спасение, в то, что она ещё увидит расцвет своей экономики и культуры, а вместе с ней подтянется духовно и "старушка" Европа - её ближайшая домашняя подруга, историческая соперница и извечная противница нашего православного домостроительства.