itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Драгана Керкез - сербский профессор. Часть 2

Беседа продолжается: Сербия и страны- соседи, многострадальное Косово, "следы" эпохи Тито и "национальные особенности" сербского Православия - предметы размышлений героини

0
201
Время на чтение 8 минут
Часть 1

Серб - один в поле воин...

- Русская проблема у вас, наверное, в глобальном масштабе ещё впереди. Скажите, пожалуйста, какие у вас отношения с соседями? С одной стороны у вас хорваты, с другой албанцы.

- С соседями нам не повезло. Албанцы - мусульмане. Хорваты - католики. В Боснии же есть и православные, и католики-хорваты, и мусульмане. То, что там есть мусульмане - результат пятивекового пребывания под турками.

- Только иудеев не хватает для полноты картины. Я имею в виду как соседнее государство.

- Слава Богу, таких соседей у нас нет. А что касается хорватов... Война закончилась недавно, считается, что всё вроде бы налаживается на государственном уровне, в частности отношения между Хорватией и Черногорией, Хорватией и Сербией. Но если посмотреть вглубь, то я, например, в Хорватию не поехала бы, потому что не чувствовала бы себя там комфортно. Война не так давно закончилась, а поколение наших дедушек и бабушек помнит и Вторую мировую войну. По официальным данным только в одном Ясеновице было убито 700 тысяч сербов.

У меня есть тётя из Хорватии, я очень её люблю, с радостью приму у себя её родственников, но если бы они меня туда позвали - поехать туда для меня было бы непросто. Если хорват приедет в Сербию, то, конечно, может встретиться человек, который как-то его обидит, но вероятность этого достаточно невелика. Если же приезжаешь в Хорватию с сербскими номерами на машине - гарантировано могут побить или приключится какая-нибудь иная неприятность.

- А с Албанией какие отношения?

- С Албанией вообще особые отношения. Сейчас всё упирается в Косово. Пусть не совсем в открытую, но есть заявления о том, что Албания за независимое Косово.

С тем чтобы Косово потом вошло в состав Албании. Опять же, на официальном уровне приезжал премьер-министр Косово, который возглавлял косовских боевиков в начале 90-х, но этот визит не сделал наши отношения лучше. Если человек, как и я, из Сербии, - это самый напряжённый вариант. Косово - самое важное, что у нас есть, и если мы его потеряем - ничего хорошего из этого не выйдет.

- От этого сейчас к сожалению ничего не зависит. Была мысль о том, что Сербия может лишиться Косово в свете современной политической ситуации. С другой стороны, и мы когда-то Москву Наполеону сдавали, но потом вернулись в неё с тем, чтобы начать серьёзный разгром наполеоновской армии. Подобная идея может поддерживать дух сербского народа. Отделение Косово может быть временным явлением. А что предпринимается страной и правительством в этом направлении?

- Я не занимаюсь политикой, но волей-неволей, конечно же, в курсе этих событий. Что сейчас может сделать президент Сербии, премьер-министр? Да ничего по сути.

Я тоже думаю, что это временно. Но сколько это будет продолжаться- 50, 100 лет, кто знает?

Конечно, сложно найти сейчас выход из положения, потому что за то, что Милошевич подписал соглашение о выводе всех наших войск в 1999 году, за то, что мы промолчали тогда, приходится сейчас платить. Это грех. Косово - священная сербская земля, а, подписав те документы, мы отреклись от своей сути.

Мне кажется, любой нормальный серб воспринимает Косово как душу Сербии. Хотя я родилась на севере, всё равно моё отношение к Косово именно таково. И пока это отношение теплится в наших душах, в душах наших детей и внуков, есть надежда на возвращение этой земли. Нас тогда 3 месяца бомбили, мы устали неимоверно, но всё равно я считаю, что это не оправдывает подписанных соглашений. Мы должны сейчас расплачиваться за это.

- Важно ли возвращение Косово для людей? "Болеют" ли они за это?

- Конечно, это важно для каждого нормального человека в Черногории, для любого серба, где бы он не жил. Для нас Косово - это точка отсчёта, мерка, которой мы многое определяем. 1389 год - это не просто дата, это момент, когда наш народ, все сербы во главе с мучеником царём Лазарем сложили свои головы и предпочли Царство небесное, царству земному и мы должны это сохранить. Это наша духовная вертикаль. Если мы потеряем её - мы потеряем всё. Именно тогда наш народ подтвердил, что мы христиане, мы можем пострадать за свою веру, если нужно - погибнуть за неё. А сейчас что получилось? Получилось, что мы словно сделали попытку отвернуться от этого.

Есть история о том, как турки пытались вынудить священника принять мусульманство, угрожая отрезать ему голову. Он сказал им: "Дитя Господа смерти не боится". Вот это то, чего мы должны держаться, мне кажется, что когда-то народы крепче духовно держались именно за эту идею.

"Югославский период"

- Очевидно, что "югославский период" с 1945 года до 90 -х очень сильно изменил сознание верующего серба, согласны?

- Однозначно да, особенно сербское. Тито - это символ того времени, той системы.

- Есть мнение, что объединение в одно государство Хорватии, Сербии, Боснии, Герцеговины и Черногории было весьма своеобразным социалистическим экспериментом над балканским народом, поскольку эти государства никогда не были под единым управлением, они всегда существовали либо независимо, либо в составе более крупной административно-территориальной единицы. И вставший во главе этого объединения хорват Тито в силу собственного воспитания не мог принять сторону сербского народа. Конечно, он мыслил социалистическо-коммунистическими категориями, но нельзя упускать из внимания особенность балканского мышления - силу клана. Люди даже крестились кланами, и "крестная слава" - это признак принадлежности семьи к какому-то древнему роду. Исходя из этого, Тито и проводил в жизнь свою политику.

- Ни на кого он не оказывал такого давления, как на сербов. Вот, например, в Герцег Нове после Второй мировой войны проводилась первая перепись населения. Естественно, все православные сербы указывают свою национальность - серб. И вот мэр города получает письмо из Белграда: "Любой ценой надо сделать так, чтобы 70% этих сербов стали черногорцами, остальные нас не интересуют". То есть если вы хорват, вы могли остаться хорватом. Так, сначала, придумали черногорцев, потом мусульман. У нас в Югославии мусульмане были нацией. Потом коммунистическая партия поощряла деятельность Македонской православной Церкви. Против католиков или мусульман такого движения не было. Против православных - всё время, потому что православные - почти все сербы. А идея объединения, унии, расширения католичества за счёт православных зародилась в умах католических священников ещё в XIX веке.

- Не так много увидишь шедевров зодчества титовского периода, но один из них поражает глубины души. Это мавзолей на Ловчине. При чем ранее там был храм, часовня. И всё это оказалось превращено в строение "египетско-сталинского" стиля, совершенно чудовищного по своей архитектуре, хотя там похоронен человек, сделавший для Черногории больше, чем кто-либо.

- Это самый великий сербский поэт Петр Негуш, который был и владыкой Черногории (митрополитом). Если человек прочтёт "Горный венец", то он сможет понять, каковы сербы на самом деле. По его завещанию он и был похоронен в часовне, но коммунисты разрушили её и построили этот страшный мавзолей.

- Уникальный по своим масштабам, упорству, одержимости сверхидеей, воплощенной в этой постройке.

- Но, слава Богу, по благословению нашего митрополита сейчас появилось несколько часовен, тождественных той, которая была на Ловчине в Черногории. Часовня на Ловчине, конечно, тоже нужна.

- В Черногории можно видеть часто видеть следующее: фотография, принадлежность религиозная - мусульманин, иудей, христианин, такой-то, умер тогда-то. И даже в немаленьком городе можно встретить такое объявление на площади. И все, кто знал человека, приходят проститься с ним.

- В Черногории очень сильно развит культ смерти. Если ты не поздравил человека с рождением ребёнка, это не так страшно. А вот если кто-то умер, а ты не выразил соболезнования и не пришёл на похороны, то этого просто не могут забыть. Я сама не из Черногории, поэтому сразу это почувствовала. Хотя объявления, подобные тому, которое Вы видели, есть везде: и в Сербии, и в Хорватии. Я улыбнулась, когда Вы говорили об этом, потому что вспомнила, как приехавшие из Италии люди, увидев эти объявления, подумали, что это объявления о розыске преступников.

Жизнь в Церкви. Жизнь прикровенная

- Как живется Церкви. С ней вообще кто-нибудь считается?

- На самом деле считаются. Власть знает, что народ к мнению Церкви прислушивается. Для народа важно что скажет митрополит Ионикий, наш Патриарх. И это очень хорошо, что слово священноначалия весомо даже для неверующего человека в Сербии или Черногории. С одной стороны, рады были бы не считаться, но совесть не позволяет игнорировать это мнение. И власть знает, что это не просто послушание людей, а любовь и доверие к представителям церковной власти.

- Честно говоря, не помню случая, чтоб так говорили о русских владыках.

- У нас иерархия другая. У вас она вертикальная, а у нас больше горизонтальная. У нас для любого человека поговорить с митрополитом не так сложно при наличии необходимости. Мы идём к нему, как к отцу.

- А как обстоит дело с духовничеством? В России от недостатка священнослужителей исповедует всякий, кто поставлен в священную степень без поправки на возраст и духовный опыт. Что Вы думаете об этом?

- Многие люди исповедуются у разных батюшек, не имея духовного отца. Но в сравнении с Россией мне кажется у нас больше распространено стремление прихожан к духовному окормлению у конкретного батюшки. Отец Лазарь, не будучи моим духовником, объяснял так: "Вот есть у человека машина. Если она ломается, то человек старается обращаться к одному и тому же мастеру. Вот и для души нужен один и тот же мастер". Мне очень запомнилось это сравнение.

- А как принято исповедоваться, причащаться? В России стараются причащаться часто: раз в две, в три недели.

- Это зависит во многом от духовника. Вот мой духовник, владыка Ионикий, не успевает причастить меня раз в месяц. Случается, что приходится причащаться раз в три месяца. Благословения у всех разные: кого-то благословляют причащаться раз в две недели, кого-то раз в месяц. Опять же это достаточно индивидуально у каждого происходит.

- Предметом многих дискуссий сейчас является наличие или отсутствие церковного формализма. Насколько люди в Сербии придерживаются правил внешнего благочестия?

- Если сравнивать с вами, то мы очень либеральны в этом отношении. В Сербии, может быть, всё это сохранилось в большей степени. В Черногории же буквально никто не ходил в церковь. Батюшка Лазарь объяснял, что не стоит заставлять одеваться в юбку и платок - важнее сам приход человека в храм, важнее, чтобы человек жил церковной жизнью, а внешность в данном случае отходит на второй план. Соответствующая внешность - это хорошо, но необязательно.

Например, в моём родном городе, находящемся на севере Сербии, вы можете войти в храм и в брюках, и без головного убора, но к исповеди и причастию в таком виде вас не допустят, даже если батюшка хорошо знает вас и степень вашей воцерковлённости. У меня был случай, когда я приехала из России, и было очень холодно. Я была в длинном пальто, но под ним были джинсы. На мне был платок, и в храме батюшка, который меня знает, посмотрел внимательно и говорит: "Живёшь ты недалеко..." И я поняла, что придётся мне быстро вернуться, переодеться - и снова в храм. В Черногории такого быть не может, там либеральнее, чем в Сербии.

- А нет ли такого движения с мыслью, что внешняя форма воспитывает внутреннего человека? Я говорю сейчас даже не о джинсах, юбках и платочках, а о каких-то более серьёзных вещах - о воздержании, хождении в храм.

- Есть, конечно. Мне кажется, со временем, когда человек уже имеет опыт пребывания в храме, он постепенно начинает сам, без принуждения делать многое так, как это предписано в Православии. Я знаю это по себе и по многим своим знакомым. Ведь в Церковь хожу не с детства, хоть и родилась в православной семье.

- Когда Вы пришли в храм?

- Когда я училась на третьем курсе, у меня погиб дядя. Именно тогда я ощутила, что без веры мы ничто, без веры всё бессмысленно в земной жизни. Сейчас мне 40, и двадцати лет моей жизни наполнены настоящим, подлинным смыслом.

Все мы рождаемся чистыми божьими существами, потом что-то происходит с нами, не всегда хорошее. Но смысл жизни именно в вере, искренней, детской, настоящей. Всегда надо надеяться, что человек, как бы его не меняла жизнь, не оставит свою веру.

Юлиана Годик

http://www.taday.ru/text/79231.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Драгана Керкез
Все статьи Драгана Керкез
Последние комментарии