Осенний обмен любезностями между Госдепом и российским внешнеполитическим ведомством за последние годы превратился в своего рода церемонию: заранее можно предсказать, кто и что напишет и скажет. Американская сторона критикует Россию за систематические нарушения прав верующих, российская сторона отвечает ей в духе евангельской максимы "врачу, исцелися сам". Между тем в "российской части" доклада Госдепартамента из года в год меняется разве что фактура (перечисляются новые случаи дискриминации протестантских деноминаций, "Свидетелей Иеговы", Церкви сайентологии, Армии Спасения и т.д.), концептуальных трансформаций же документ не претерпевает.
Вот уже несколько лет Госдепартамент США обвиняет российские власти и ФСБ в неоправданном преследовании некоторых мусульманских организаций, деятельность которых рассматривается как угроза безопасности России. В 2007 году российское правосудие дало американцам новый повод для скепсиса: Коптевский районный суд Москвы 21 мая постановил считать экстремистскими сочинения турецкого богослова Саида Нурси (см. "НГР" N 9 от 06.06.07). 18 сентября Московский городской суд оставил этот приговор без изменения. В докладе Госдепа приводится позиция главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и Уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина, критически воспринявших это судебное решение.
Наблюдатели из Госдепа называют Саида Нурси "турецким богословом-пацифистом". Между тем его сочинения являются программными для движения "Нурджулар", которое с 1990-х годов создает на территории РФ собственные образовательные учреждения. В спецслужбах России к так называемым нурсистским колледжам относятся с большой подозрительностью, утверждая, что молодежь в них воспитывается в духе пантюркизма и лояльности Турции. В свою очередь, лидер "Нурджулар" Фейтулла Гюлен в настоящее время проживает в США. Американские власти рассматривают его как яркого представителя "умеренного ислама", продвижением которого они озабочены с 2001 года.
Уже не впервые в докладе Госдепа США говорится о "православных активистах", выступающих против инославных исповеданий и новых религиозных организаций. "Я не считаю чем-то недопустимым выражение православными верующими неприятия экспансии инославных христианских конфессий. Дипломаты и чиновники должны принимать во внимание, что конкуренция - вовсе не обязательный элемент межконфессиональных отношений и что одни христиане в процессе диалога могут вполне легитимно выступать против миссионерской экспансии других", - заявил, в свою очередь, Интерфаксу зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Так или иначе, активность Союза православных хоругвеносцев или Союза православных граждан скорее свидетельствует об атмосфере в российском обществе, нежели о прямых нарушениях свободы вероисповедания со стороны властей. В какой мере государство споспешествует этим настроениям и в какой является их заложником - сложный вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ, как это делается в докладе Госдепа США.
http://religion.ng.ru/events/2007-10-03/3_gosdep.html