Число "католических" стран - членов ЕС, в которых действуют жесткие законодательные ограничения на практику абортов, на минувшей неделе сократилось. Президент Португалии Анибал Каваку Силва 10 апреля подписал ратифицированный парламентом закон, разрешающий женщине делать аборт до 10-й недели беременности без каких-либо "дополнительных условий". Раньше без этих "условий" было не обойтись: законодательство разрешало прерывать беременность лишь жертвам изнасилования, а также в случаях деформации плода или угрозы жизни матери.
Португальский парламент, в котором большинство составляют социалисты, одобрил закон 8 марта. За месяц до этого вопрос о либерализации законодательства об абортах был вынесен на всенародный референдум, признанный впоследствии недействительным из-за низкой явки (40% при необходимых 50%). Так или иначе, результаты референдума (59% человек высказались за либерализацию законодательства) насторожили иерархов Католической Церкви Португалии, а действиям социалистов дали "моральную санкцию". По мнению португальского журналиста Жозе Мильязеша, с которым побеседовал корреспондент "НГР", социалисты продемонстрировали нерешительность: имея право принять закон без референдума, они решили еще раз заручиться поддержкой населения.
Казалось бы, что в этом странного, ведь Португалия - католическая страна, а право женщины на аборт - щепетильная этическая проблема?! Однако, как показывают социологические исследования, роль Католической Церкви в жизни португальцев преувеличена. 90% жителей страны крещены в Католической Церкви, но богослужения регулярно посещают менее 30%. И высокий процент голосовавших за смягчение законодательства об абортах - тоже показатель: между этикой "среднестатистического" португальца и католическим этическим консерватизмом не следует ставить знак равенства. Влияние Церкви возрастает, когда у нее есть реальный политический инструмент воздействия на общество, например, консервативное большинство в парламенте. Сегодня в Португалии совсем другая ситуация.
"Референдум по абортам стал для Католической Церкви в Португалии самым тяжелым поражением со времен восстановления демократии в 1974 г.", - написала в феврале газета Publico. Имеется в виду год падения режима Марселу Каэтану. При нем и его предшественнике Антониу Салазаре консервативный католицизм был едва ли не государственной идеологией. За последние 30 лет картина существенным образом изменилась. И сегодня уже секретарь Конференции католических епископов Португалии епископ Карлуш Азеведу призывает бороться с абортами, принимая во внимание их социальную обусловленность. Социальная поддержка и повышение уровня образования простых португальцев создадут условия, при которых женщине не придется делать аборт, считает епископ. Гневная проповедь с амвона, запреты, игнорирующие реальные условия жизни португальцев, уже не метод, и в Церкви это начинают понимать.
Бывший президент Португалии Мариу Соареш считает, что католический епископат страны "менее ретрограден" по сравнению с испанским. Так или иначе, португальские женщины, желающие сделать аборт, до недавнего времени были вынуждены ездить именно в Испанию. Теперь же испанские клиники открывают свои филиалы в крупных португальских городах. Бывшие форпосты консервативного католицизма сдают свои позиции. Церкви же остается лишь адаптироваться к меняющимся условиям и выбирать новую модель поведения.
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна