Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Соловки - актуальные вопросы взаимодействия Церкви, государства и общества (опыт последнего пятилетия)

Д.  Лебедев, Prokimen.Ru

08.06.2007


Доклад на секции "Культура, общество и государство. Меценатство в деле сохранения и приумножения культурного достояния России". Рождественские чтения 2007 …

Мое сообщение делается от лица общественной организации - "Товарищество северного мореходства" (ТСМ), которая связывает свою деятельность с Соловецкими островами и Русским Севером.

Первоначально предполагалось, что это сообщение должно прозвучать на секции "Пути взаимодействия светской и церковной культур", так как именно в этой области нами накоплен некоторый практический опыт, интересный для осмысления и тиражирования. И хотя в деятельности ТСМ в полной мере присутствуют благотворительные мотивы - организация является общественной по своему юридическому статусу, некоммерческой по сути, и все участники Товарищества трудятся в различных проектах ТСМ (о них далее) безвозмездно, имея при этом свою основную работу - нам бы хотелось, в первую очередь, привлечь внимание слушателей Рождественских чтений к вопросам, вынесенным в название сообщения.

Мне всегда казалось, что право говорить о Соловках надо заслужить. Не хочется выглядеть нескромным, но деятельность ТСМ на Соловках дает нам некоторые основания считать, что у нас это право появилось, и мы являемся не сторонними наблюдателями всех местных процессов, а включенными участниками.

ТСМ как неформальное объединение людей образовалось на Соловках в конце 80-х годов, а в конце 90-х обрело юридический статус и статус региональной общественной организации. У нас 30 человек официальных членов и участников, а с сочувствующими и членами семей - около 100. В основном, это гуманитарная интеллигенция - преподаватели МГУ и ПГУ, историки, философы, художники, предприниматели, судостроители, юристы, искусствоведы, музейщики... из Москвы, Архангельска, Онеги, Петербурга, с Соловков. И всех их объединяет любовь к Северу, Соловкам, Морю. А также готовность трудиться в каком-либо из проектов Товарищества. Перечислю основные направления деятельности ТСМ:

- Издательская деятельность (ежегодный историко-литературный альманах "Соловецкое море", научно-популярные книги о Соловках, факсимильное издание истории Соловецкого монастыря, книга по истории онежского крестьянства, карта и путеводитель по Соловкам, и т.п.).

- Реконструкция исторических объектов (часовня Петра и Павла, амбар для гребных судов, крестовоздвижение).

- Создание морского музея и выставочных экспозиций.

- Судостроение (строительство судна-реплики государевой яхты Петра I "Святой Петр", строительство по старинной технологии поморского промыслового судна - шняки).

- Начиная с 2000-го года при поддержке и участии ТСМ было снято несколько передач о Соловках, показанных по центральному телевидению, а в прошлом году в Московском Доме Кино состоялась премьера документального фильма "Соловки историка Морозова".

- Соловецкие мореходные классы - занятия с местными детьми по теории и практике морехождения.

- Морские экспедиции по Белому морю.

- Информационная деятельность - создание и поддержка сайта www.solovki.info.

Всю указанную деятельность ТСМ ведет с одобрения Соловецкой обители и во взаимодействии с другими организациями острова (реставраторы, музей, муниципалитет, школа, лесхоз...). Главным вкладом членов Товарищества в указанные проекты является прежде всего их собственный труд - профессиональный, интеллектуальный, физический. И в этом заключается главная особенность благотворительной деятельности ТСМ. "Мы Богу работаем" или "трудимся на Соловецких Преподобных" - так говорили подвижники, трудившиеся на Соловках до революции. Эта же иррациональная с точки зрения современного прагматического сознания мотивация несет в себе заряд потрясающей силы и вдохновляет нашу деятельность.

Последние пять лет характеризуются стремительным вовлечением Соловков в общероссийское экономическое пространство и развитием на архипелаге рыночных отношений. Гостиничный и туристический бизнес, строительство и реставрация, транспорт и связь, торговля и услуги - основные сферы экономической, предпринимательской и финансовой активности на островах.

За этот же период наблюдается рост государственных ассигнований на реставрацию и инфраструктуру, рост частных инвестиций, принципиальное увеличение туристического потока с 2-4 тыс. человек в год в конце 90-х до 30 тыс. в год в 2005-м и т.п.

Условно-позитивные изменения на островах наблюдаются повсеместно, а глубинный кризис "идеи Соловков", их миссии и ценностей, фактическое, иногда даже преднамеренное превращение этих понятий в своего рода миф, замечается лишь излишне вдумчивыми наблюдателями.

Одновременно с ростом экономической активности появляются различные глобальные стратегические планы и концепции, пытающиеся определить формы и направления развития Соловецких островов.

В целом эти концепции опираются на следующие представления о Соловках:

- Святыня.

- Культурное наследие.

- Ресурс.

- Среда обитания.

Соответственно из этих представлений вырисовываются и стратегии, которые с некоторой степенью условности можно свести к четырем основным:

- Монашеская.

- Православно-культурологическая.

- Культурологическая.

- Ресурсная.

Ниже привожу основные положения указанных стратегий. При всей схожести используемой терминологии, думаю, что от внимательного взгляда не ускользнут нюансы, делающие эти концепции или стратегии полярными по своему содержанию.

Монашеская

Соловецкие острова созданы Богом для жизни монашеской, поэтому иные "формы жизни" здесь невозможны. Все соловецкое достояние создано православной Церковью, поэтому должно быть ей возвращено. На этом основании предлагается полностью передать острова Русской Православной Церкви. Население переселить на материк. Гражданскую жизнь упразднить. Указанная стратегия носит гипотетический характер. Практические инструменты ее реализации отсутствуют.

Православно-культурологическая

Соловки - величайшая православная Святыня, развивающиеся как православный духовный и культурный центр. Предлагается вернуть монастырю имущественный комплекс, т.е. все дореволюционные постройки. Понимается и принимается общечеловеческое значение соловецкого наследия. С современной гражданской жизнью на островах налаживается нормальный диалог. Принципиальные решения по хозяйственной деятельности и стратегии развития архипелага предлагается согласовывать с монастырем. Музей существует при монастыре. Соответственно директор музея - или сам наместник или же человек, чья кандидатура была согласована с монастырем. Монастырь контролирует средства, идущие на реставрацию, и совместно с компетентными госорганами по охране памятников определяет приоритеты использования этих средств. Основной туристический и паломнический поток направляется в паломническое и экскурсионное бюро монастыря. Инструменты реализации стратегии - монастырь совместно со всеми разделяющими стратегию силами.

Культурологическая

Соловки, прежде всего, - это уникальные памятники археологии и архитектуры общемирового значения. Особо ценный природный объект. Необходимо изучать, восстанавливать, сохранять и демонстрировать уникальное наследие Соловков. Обеспечить полноценные возможности для нормальной деятельности монастыря. Обеспечить свободный доступ ко всем объектам наследия. Развивать полноценный музейный комплекс. Регулировать туристический поток и нагрузки на территорию. Для охраны природного наследия рассмотреть вопрос о создании национального парка. Инструменты реализации стратегии - музей совместно с отечественными и международными общественными организациями, монастырь, лесхоз и местная администрация.

Ресурсная или бизнес стратегия

Соловецкое культурное и природное наследие рассматривается как основой ресурс для развития территории и получения прибыли. Необходимо воспользоваться устойчивым интересом к Соловкам для превращения их в международный центр туризма и паломничества, визитную карточку Севера России. Активно использовать государственные средства, выделяемые на реставрацию памятников, для создания привлекательного внешнего вида и благоустройства территории. Создание гостиничной и иной инфраструктуры. Создание современных бытовых условий для туристов. Привлечение частных инвесторов в туристический и гостиничный бизнес. Создание условий для деятельности монастыря как одного из объектов показа. Жесткий контроль всех завязанных на острова финансовых потоков. Основной инструмент реализации стратегии - структуры Министерства культуры, руководство музея и коммерческие фирмы, занимающиеся подрядными работами, туристическим и гостиничным бизнесом.

Отмечу, что ТСМ и его члены в большинстве своем отдают предпочтение православно-культурологической стратегии.

Как же к такому многообразию взглядов относится Церковь и государство? Как они позиционируют свое участие в описанных процессах. И вот с этого места начинаются события, которые вызывают у меня большое недоумение.

Государство т.е. центральная федеральная власть в отношении Соловков, похоже, не определилась. На уровне Президента, Государственной думы и Правительства не обнародовано никакой четкой позиции касательно этого вопроса. Это говорит о том, что "творцы" современной государственной политики и идеологии не понимают, какое место Соловецкий феномен мог бы занять в системе ценностей нового российского государства. Государственную точку зрения по проблеме Соловков реализуют ведомственные (Министерство культуры) и региональные (Администрация Архангельской области) органы. К сожалению, их базовой идеологией является ресурсная стратегия. А все соловецкое достояние - не целью, а средством. Следствием такого государственного подхода явилась заявка администрации Архангельской области в Министерство экономического развития и торговли по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Беломорье-Соловки". Из-за отсутствия заключения государственной экологической экспертизы заявка была отклонена, но работа над проектом продолжается. Как вообще можно было такое придумать в отношении Соловков? Рискну предположить, что авторами документа двигала даже не жажда наживы и намерение воспользоваться государственными средствами, а реальное желание принести пользу родной области. Но пользу, понимаемую по-своему, в рамках своих "представлений о прекрасном", в рамках своего образования, культуры и богатства души. Чиновникам, творившим этот "дивный" проект, не объяснили родители, что такое Соловки, не рассказали в школе, сами они даже если и ездили туда, то, судя по всему, ничего не поняли. Новейшая российская история, демонтировав советскую систему ценностей, не предложила ничего взамен. Чем дольше будет продолжаться идеологический и нравственный вакуум в нашей стране, тем больше вероятность, что такие проекты, как "туристско-рекреационной зоны на Соловках", совсем скоро станут нормой. Вопрос, как такое возможно отпадет, потому что возможно все, что экономически целесообразно. И корректировать экономическую целесообразность будет не нравственный закон, не просвещенное сознание, и даже не интуиция, а воля чиновника.

Примером проявления этой воли может служить другой тип государственного подхода к проблеме Соловков образца 2006 года. Речь идет о принятии внутренних установлений ФСБ о придании островам статуса пограничной зоны со всеми вытекающими из этого обстоятельства ограничениями по передвижению и деятельности. Если первый вариант "зоны" должен привести (по замыслу авторов) к расцвету товарно-денежных отношений на архипелаге и, соответственно, всеобщему процветанию, то пограничная зона ставит на свободном развитии экономики жирный крест. В каком-то смысле сторонники резкого ограничения туристического воздействия на архипелаг могут этому обстоятельству даже порадоваться. Меня всегда поражала широта трактовки понятия "граница". Подойдите к карте и попробуйте найти "сопредельное государство" в районе Соловецкого архипелага.

Итак - это позиции государства. Но не менее загадочным является и поведение третьей и основной (как казалось бы) силы, которая должна была бы определить судьбу Соловков - это Церковь. Еще до недавнего времени создавалось впечатление, что судьба Соловков волнует только православную общественность, а священноначалие предпочитает оставаться в стороне. На основании каких фактов складывалось такое впечатление? Еще нигде в СМИ (до ноября 2006 года) Патриархия официально не заявляла свою позицию по отношению Соловков. Не существуют (или, по крайней мере, не известны широкой общественности) какие-либо попытки разработать монастырскую (церковную) стратегическую программу будущего Соловков (при том, что имеется практически все необходимые наработки и требуется только соответствующий заказ на оформление этого документа). Отсутствует (даже в тезисах) социальная программа Соловецкого монастыря и его позиционирование в местном сообществе. С февраля 2006 года, т.е. уже год, с начала тяжелой болезни Наместника Соловецкого монастыря отца Иосифа, важнейший и крупнейший монастырь РПЦ фактически находится без стратегического управления и отеческого попечительства. До какого же состояния нужно было довести ситуацию, чтобы, наконец, в ноябре 2006 года Московская Патриархия однозначно высказалась по всем злободневным вопросам текущей соловецкой действительности (см. "Церковный вестник" /ЦВ/ N22 ноябрь 2006г.). Прежде чем цитировать упомянутый документ, отвечу - до крайности. Когда на горизонте замаячили угроза строительства на архипелаге многоэтажных отелей, туристических комплексов, а также угроза превращения монастыря в этнографический заповедник с действующими службами, Патриархия выступила с решительным заявлением.

Процитирую некоторые выдержки из этого заявления:

"Большое недоумение вызывает соглашение от 23.09.2005. о распределении памятников между Соловецким музеем и монастырем. Это соглашение противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен...

О каком совместном пользовании храмами может идти речь и как можно согласиться с передачей хотя бы даже одного храма в исключительное пользование музея, который очевидно не способен использовать храм по его прямому богослужебному назначению? Московская Патриархия не поддерживает такие предложения и, более того, ставит под сомнение наличие у музея права оперативного управления недвижимыми памятниками истории и культуры Соловецкого архипелага.

Московская Патриархия полагает, что памятники истории и культуры Соловецкого архипелага, которые ЮНЕСКО рассматривает как апогей русской православной стойкости и мужества, впредь не должны оставаться бесхозными и подлежат передаче Русской Православной Церкви.

В связи с изложенным Московская Патриархия обратилась в Министерство культуры с просьбой определить пообъектный состав памятников истории и культуры Соловецкого архипелага, с целью обеспечения последующей передачи памятников религиозного назначения Русской Православной Церкви.

Не менее важной проблемой является сохранение Соловков как уникального историко-культурного и природного комплекса.

Предложение о включении Соловецкого архипелага в туристско-рекреационную зону не может быть поддержано Церковью. Размещение на Соловецких островах сети домов отдыха и туристических баз, предназначенных для спортивно-оздоровительного туризма, преднамеренно не учитывает подтвержденное ЮНЕСКО значение Соловков как национальной святыни, места религиозного почитания и паломничества. В связи с этим Московская Патриархия предпримет все возможные меры к предотвращению интеграции Соловецких островов в туристско-рекреационную зону "Поморье".

Видимо, вслед за столь очевидными и однозначными заявлениями должны последовать какие-то организационно-правовые действия. Запросы, обращения, указы, распоряжения...

Должна также последовать и реакция государства. Если ничего не произойдет: сторонники туристско-рекреационной зоны будут продвигать свой проект, пограничники ставить столбы и плакаты, а храмы находиться в "совместном пользовании", то это будет означать что государство Российское и его правящая элита не уважает не только мнение православной и просто гуманитарной общественности, но и не уважает позицию Русской Православной Церкви.

Если это возможно, и формат секции и Рождественских чтений в целом, допускает принятие обращений, то хотелось бы в очередной раз обратить внимание самой высокой Власти на позицию и православной общественности и Московской Патриархии в отношении Соловков, а также поддержать эту позицию, изложенную в цитируемом выше издании.

Д.В. Лебедев, заместитель главного редактора альманаха "Соловецкое море", член совета "Товарищества северного мореходства"

http://www.prokimen.ru/article_2701.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме