itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Особенности русской законопослушности

0
374
Время на чтение 4 минуты
В принципе, для русского человека фраза о том, что "закон есть закон" самым справедливым образом ничего не объясняет. В основе его представлений о жизни лежит мысль о невозможности четкой её регламентации и принципиальной несводимости к набору инструкций. Жизнь, ведь,в конечном счете, управляется совсем не теми законами, которые человек изобрел сам для себя

Основа мироорганизации западной цивилизации это - регламентация. Тотальная регламентация всего и вся. Это логично. В мире, где любая неожиданность и непосредственность принимаются в расчет в лучшем случае в качестве статистической погрешности, подобная организация общественного бытия и полезна и неизбежна. Поскольку мысль о том, что человек может не делать плохого другому даже, если это не запрещено законами рационально и научно недоказуема, то вся человеческая деятельность должна быть с максимально возможной полнотой юридически описана.

Западный законодатель во все века исходил из того, что, если не ограничить человека четко изложенными предписаниями с прилагающимся к ним списком наказаний за нарушения, то люди вскоре просто поубивают друг друга. Поэтому для законопослушность является на Западе высшей добродетелью, а любое нарушение юридических норм перестает быть частным нарушением, а превращается в покушение на основы мироустройства.

Нельзя сказать, чтобы так было всегда, но основы такого подхода, в общем-то, заложены уже в римском праве. Понятно, что с развитием западной цивилизации этот процесс только набирал силу, даже христианство тут не слишком помогло. Напротив феодальное средневековое общество буквально основано на сложнейшей системе юридической организации. Даже уставы монашеских и рыцарских орденов представляют собой огромные фолианты, в которых детально регламентировано всё что касается их жизни и отношений с окружающим миром. Кроме так сказать "официального законодательства" существовало еще множество дополнительных форм регламентации жизни, в том числе частной, как то, рыцарские законы чести и цеховые правила у ремесленников из которых потом выросла вся современная корпоративная культура Запада. В основе всего этого, конечно, лежит глубинный страх оставить человека наедине с собой и Промыслом Божиим, не огражденного никакими предписаниями и указаниями.

На доведении этого подхода до его логического предела, кстати построены все западные антиутопии ХХ века, например, знаменитый роман Джорджа Оруэлла "1984" описывающие общество тотального контроля и регламентации поведения. Нашей интеллигенции казалось, что эти книги написаны как злая карикатура на советское общество, однако из авторов гораздо больше волновал тот ужас полной власти правил и предписаний к которому неумолимо идет "свободный мир".

Но неправильно будет и заявить, что СССР тут совсем не при чем. В момент своего появления Советский Союз был вершиной западной цивилизации и самым радикальным ее проектом. Именно отсюда происходит пресловутая "забюрократизованность советской жизни" над которой так любили в поздние брежневские и так боялись в позднесталинские времена наши интеллигенты. Однако гораздоинтереснее здесь противоречие практически сразу же возникшее между советским проектом и русской почвой на которой он осуществлялся.

Вообще вся эта бюрократизация русской жизни, возникшая еще в петровские времена, явилась как раз следствием европеизации России. Но до революции всё это, по большому счету, касалось лишь верхних слоев русского общества. Огромная крестьянская масса продолжала жить так, как завещали предки, да как Бог судит.

В принципе, для русского человека фраза о том, что "закон есть закон" самым справедливым образом ничего не объясняет. В основе его представлений о жизни лежит мысль о невозможности четкой её регламентации и принципиальной несводимости к набору инструкций. Жизнь, ведь,в конечном счете, управляется совсем не теми законами, которые человек изобрел сам для себя.

Будем откровенны русские люди - ревизионисты, любой закон условен и возможность, а также способ его применения зависит от конкретной жизненной ситуации. Отсюда и "закон, что дышло как повернул так и вышло" и более позднее и отрефлектированное "суровость закона в России компенсируется необязательностью его исполнения".

Поэтому советская жизнь и выглядела несколько странно. Огромный и мощный государственный аппарат пытался загнать себя и всё население страны в жесткие рамки многочисленных инструкций, предписаний, законов и подзаконных актов, а люди при этом не то чтобы даже сопротивлялось, а попросту никак не могли заставить себя отнестись к этим усилиям с достаточной степенью серьезности. Пока у власти был соответствующий задор и силы ей, с помощью мощнейшего идеологического давления и жестоких репрессий, более или менее удавалось загонять стихию народной жизни в свои рамки (на чем, пожалуй, и войну выиграли), однако, как только этот прессинг, после смерти Сталина немного ослаб, всё довольно быстро стало разваливаться, а русский человек вернулся к своему стихийному пассивному анархизму.

Закончилось это всё дикой вольницей первой половины 90-х, поскольку долгие усилия по вытравливанию из русских людей представления о Высшем законе ( "Но есть и Божий суд наперсники разврата") принесли свои плоды и они забыли про него, а законы человеческие за обязательные для себя так и не признали.

Нынешняя относительная стабилизация положения достигнута, прежде всего за счет новой прививки вестернизации, внесения элементов буржуазности в жизнь русского обывателя. И за счет всеобщего понимания того, что, если дикая вольница в самой радикальной форме продлится еще какое-то время жить станет элементарно невозможно.

Видимо после всего, что произошло с Россией за в ХХ веке по-другому было, и еще какое-то время будет, нельзя. Во всяком случае, до тех пор пока по Милости Божьей, может быть не подрастет новое поколение русских людей, которые будут знать что есть Высший Суд и уповать на Того, Кто есть Источник всякой Справедливости.

http://www.pravaya.ru/column/12256
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Хаськович
Все статьи Илья Хаськович
Последние комментарии