Батюшка русского рока

Православный священник собрал вокруг себя рокеров, металлистов, хиппи и панков

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 5 минут
Настоятель храма делит веру с рокерами, металлистами, хиппи и панками. Их объединяет территория свободы - "Молодежный культурный центр во имя Святой Блаженной Ксении Петербуржской", что в московском Бибиреве.

За цветным полосатым забором - небольшой деревянный дом. Бывшее помещение воскресной школы. Дверные ручки - из гитарных грифов. На стенах - иконы и рисунки, объявления: "Братья и сестры..." и "Нужен барабанщик в группу".

И люди, много людей. От пятнадцати до пятидесяти лет. Длинноволосые, крашеные, лысые. Рокеры, хиппи, металлисты, панки. Художники, музыканты, поэты, философы. Пестрое сборище неформального народа.

Не пить, не курить (вне специально отведенных мест), не сквернословить, не вывешивать обнаженную натуру и не богохульствовать. Вот и все правила для посетителей "Молодежного культурного центра во имя Святой Блаженной Ксении Петербуржской", что при храме Сергия Радонежского в Бибиреве.

В остальном центр - территория свободы.

Основал его настоятель храма отец Сергий (Рыбко), в миру - Юрка, в прошлом - по прозвищу Террорист.

Еще в школе, в 14 лет, он сколотил музыкальную группу. Мама одного из участников была завклубом - нашлось место для репетиций. Раздобыли два пионерских барабана и три акустических гитары. Юра был ударником. Играли что любили, а не "Взвейтесь кострами...". Любили же Beatles, Deep Purple и Led Zeppelin.

- Рок был выражением бунта, бунта на человеколюбивых началах - против зла, насилия и лицемерия. В "совке" надо было врать, а мне это было противно, - рассказывает батюшка.

Юноша жаждал других истин. Лет в семнадцать из журнала "Вокруг света" и телепередачи "Международная панорама" он узнал о движении хиппи, а вскоре - их самих.

- Я увидел верующих, ищущих людей, изучающих различные религиозно-философские взгляды. Они дали мне Евангелие. Они искали Бога, протестовали против безбожия. А коммунизм, эта смешная и глупая идея, и был системой безбожия. Тогдашние хиппи общались со священнослужителями, ездили по монастырям.

Родители отвечали на его вопросы - о смысле человеческого существования: вот окончишь институт, будешь работать, женишься, заведешь детей... Рыбко было этого мало.

Новоявленный хиппи забросил учебу. Выбрал книги (самиздат) и путешествия (автостоп). В 1978 году в Прибалтике, на одном из первых съездов хиппи, разгонявшемся милицией и собиравшемся снова, Юра узнал Константина. Тот уже отошел от молодежного движения, покрестился и работал чтецом в Елоховском соборе.

Константин привел юношу в храм. Потом Юра устроился там работать. Поскольку когда-то играл на барабанах, быстро освоил систему церковных колоколов. В 19 лет - уже псаломщик. Дальше - девять лет служений в разных храмах.

В 1988 году Рыбко уехал во вновь открытую Оптину пустынь, где принял монашеский постриг и священный сан.

- Это моя духовная колыбель, - говорит отец Сергий. - Когда переступил порог обители, понял: то, что нужно. Монастырь - это рай на земле.

Из всех сторон деятельности отца Сергия (служение в двух храмах, строительство нового, сестричество, православное издательство) наиболее известна эта: миссионерство среди молодежи. Батюшка читает проповеди - в клубах перед концертами. Коротенько, минут на десять. Никогда не готовится заранее. Выходит и говорит, как Бог на душу положит: о поколении 70-х, своих духовных поисках, которые от рок-музыки - через движение хиппи - привели его в православие. Рассказывает о любимых исполнителях, которых слушает до сих пор, не видя в этом греха и не ощущая вреда для души. Настоящая рок-музыка - это поиск истины, а христианство есть истина обретенная.

То, что между рок-музыкой и христианством нет противоречия, батюшка доказывает с текстами в руках - Гребенщикова, Шевчука, Кинчева. После выхода его книжки "Современная культура: сатанизм или богоискательство?" (8 тыс. экз.) в Синод был написан донос с требованием лишить священнослужителя сана. Ну и что? Второе издание выходит тиражом 5 тысяч экземпляров.

В православной среде отец Сергий - защитник рок-культуры, в рокерской - апологет православия. На одном из интернет-форумов: "Респект о. Сергию". Текст проповеди батюшки о Посте (что актуально) выложен на сайте "Армии Алисы".

Светский молодежный центр при храме - первый подобный эксперимент в Москве. А может, и в России. За прошедшие полтора года экспериментальная модель стала действующей. Музыканты оборудовали два репетиционных помещения, батюшка помог прикупить инструменты. Сюда приходят до тридцати музыкальных коллективов. Время их репетиций четко прописано. В клубе - система членских взносов, 150 рублей за час аренды "зала".

Жестких требований и запретов, кроме перечисленных (см. выше), нет. Батюшка не требует, чтобы посетители были православные и ходили в храм. Никакого дресс-кода и фейс-контроля. Никакой цензуры текстов молодых музыкантов. Плюрализм и демократия.

И как такое возможно?..

Пятница. Вечер. В клубе - три поколения музыкантов. Рокеры из "Если", успешно гастролирующие по стране; панки из воссоздаваемой группы "Прочие нужды" - тринадцать лет не играли; юноши из молодого коллектива Altr_Ego (пишется именно так, без первой "е"). Со стилем пока не определились.

Панк-роковые "Прочие нужды" родом из тех времен, когда учились чему-нибудь и как-нибудь с портвейном во дворе, потом - по сквотам (хотя тогда еще не было такого слова).

Павел, гитарист. Учился в ПТУ на портного. Был изгнан "по революционным мотивам": устроив на практике профсоюзную стачку, требовал повышения оплаты труда. Потом увлекся философией хиппи. Потом разуверился. Говорит, напускное все это. Ушел из дома, побрил виски.

- Стал экстремалом. Жил одним днем. Не факт, что проживешь этот день. Что тебе не проломят череп "любера". За что? Да за то, что ирокез на голове. Панки умирают молодыми...

Другой панк, Гриша, учился на типографского наборщика. Бросил. В знак, естественно, протеста. Жили по сквотам: на Маяковке, на Чистых прудах, в доме на капремонте за ГУМом.

- Смотрели "Бумер" или "Жмурки"? У нас это "кино" было ежедневно, только без трупов.

Группу создали в 85-м. Инструменты - самопал.

- А за что боролись? - спрашиваю.

Гриша:

"За что боролись,
на то и напоролись,
Свергли царя,
нет больше оков.

Для наших вождей
кладбищем стало
Поле чудес в стране
дураков..."

Играли до 93-го. Потом Паша сел за разбой. В тюрьме пришел к вере.

- Я не придумываю, что я верю, я действительно верю.

Вышел - группы нет. Многих уже к тому времени похоронили. Сам никак не думал, что доживет до 38 лет.

Сейчас на базе культурного центра музыканты пытаются восстановить "Прочие нужды". Сочиняют тексты, записывают песни. Высказываются. "Ваше высочество, одиночество...".

Видимо, "поколение дворников и сторожей" (© БГ) умеет это лучше прочего.

Ребята из Altr_Ego могли бы быть детьми панков середины восьмидесятых. Сынами сквотов. Но они - приличные такие десятиклассники: Владислав, Алексей, Тимофей, Андрей. Роман помогает со звуком. Живут дома, с родителями. Те покупают им инструменты (гитара, например, - 30 тыс. рэ). Группе всего полгода, а у них уже есть репетиционная база и похвальная грамота от управы за первое и пока единственное публичное выступление. Да, и страничка в инете: "...Состав группы - 4 человека, ищущие понимания и симпатии со стороны народа. Со стилем пока еще точно не определились... Гранж, панк-рок, альтернативный рок, прогрессия и инструментал". Слушают Nirvana, Offspring, Jane_air, Guano_apes. Уважают "Сплин" и Lumen, жалеют распавшийся "Наутилус".

Музыкальное образование есть только у Алексея. Остальные - самоучки или посещают занятия. Басист Андрей вечерами репетирует дома без звука, барабанщик Тимофей тренируется на подушках - палочками для суши...

Тексты Altr_Ego - пока немного топорные. Авторов кидает от наива к резкости, от социального протеста к душевным откровениям. Ищет себя народ.

Сами они не бибиревские. Ездят на репетиции из Дмитровского района. В школе об их увлечении знают, но не поддерживают.

Ну, ребята, это вполне в формате...

...Выходя на сцену рок-клуба, батюшка обычно говорит: "Я хочу поприветствовать вас так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы" - и вскидывает руку со знаком "виктори".

Патриарх Алексий II наградил отца Сергия премией "Обретенное поколение".

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/22/25.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49