Национал-либертарианский соблазн

0
158
Время на чтение 6 минут
Еще месяца два-три назад мало кто мог подумать, что у "национал-демократического" дискурса (в версии Белковского) появится сильный и весьма опасный конкурент, оперирующий теми же идеологическими категориями, но развивающий их в иной плоскости и доводящий порой до абсурда. Этим конкурентом оказалось недавно возникшее сообщество прозелитов Петра Хомякова. Их дискурс - это своеобразный национал-либерализм, вернее, национал-либертарианство. В прошлом году Владимир Голышев заявлял, что знать не знает кто такой Хомяков. А совсем недавно выступление этого самого Хомякова на т.н. "новгородском вече" появилось в НА ЗЛОБУ.

Язычник-родновер профессор Хомяков (хороший специалист по энергетике и управленческим системам, бывший политический советник генерала Рохлина), ранее известный лишь достаточно узкому кругу читателей его книг серии "Сварогов квадрат", благодаря активности его молодых сторонников на просторах русского сегмента ЖЖ, теперь с каждым днем становится все более известен в националистическом сообществе.

Именно Хомяков считается идейным лидером сетевого проекта НОРНа ("Национальное освобождение русского народа"), обретшего некоторую известность после т.н. декабрьского "раскола в ДПНИ" (тогда несколько членов Движения, в том числе и из руководящего звена, вышли оттуда и основали ячейку НОРНы "Северное братство" - сторонниками НОРНы этот факт был представлен как "раскол в ДПНИ"). Сейчас по некоторым данным насчитывается от 10 до 20 автономных ячеек НОРНы, и их число имеет тенденцию к росту. Адепты НОРНы утверждают, что их "агентура" есть практически во всех организациях националистического спектра.

Программа НОРНа, основанная на ранее сформулированных Хомяковым идеях, прогнозах и доктринах, достаточно убедительно и наукообразно (она корреспондируется со всемирно известными доктринами глобального цивилизационного развития Форрестера и Медоуза, Хантингтона, Фукуямы) демонстрирует возможный путь радикальной смены режима в России и превращение страны из "империи" в национальное государство русского народа. Для массового восприятия НОРНа выглядит эдаким "откровением", научно доказанным предсказанием неизбежного краха нынешней России. Это подкупает многих националистов. Также как и сетевой характер сообщества, и отсутствие "фюрерских" рудиментов, свойственных практически всем националистическим организациям страны. Последнее, кстати, играет весомую роль в привлечении нового поколения русских националистов, которым органично присуще отвращение к "фюрерству".

Квинтэссенция хомяковского дискурса наиболее ярко выражена следующим фрагментом в одной из его программных книг "Отчет Русским Богам".

Большинство программных требований из этого своеобразного "Манифеста национал-либерализма" практически идентичны требованиям объединенной российской оппозиции, которая в данный момент концентрируется вокруг "Другой России". Но, в отличие от "Другой России", программа НОРНы носит, подчеркнуто националистический и антиимигрантский характер, что автоматически гарантирует ей успех среди оппозиционно настроенных интеллектуалов, чье политическое кредо включает как идеи свободы и рыночной экономики, так и радикальный антигосударственный национализм, обусловленный неприятием имперских (и православных) ценностей традиционного российского патриотизма.

Хомяковская доктрина "русских европейцев и русских азиатов" ("хорватов и сербов") основана на дифференцированном подходе к населению России - к закреплению сложившегося социального неравенства между т.н. "русским средним классом" (предприниматели, высококвалифицированные специалисты и пр.) и "низами". В условиях, когда правящая элита (политическая, финансовая и мафиозная) отгородилась от населения высокими заборами с вооруженной охраной, привилегированными системами здравоохранения и образования, а всех остальных граждан цинично провозгласила равными - пусть проработавший десятки лет законопослушный гражданин живет в одном доме (а часто и в одной общей квартире) с алкоголиками, получает с ними равную пенсию, лечится в одной больнице с бомжами, пусть его дети во дворе играют рядом с этими "элементами", не только опасными социально, но и являющимися источниками серьезных инфекций - подобный подход, сдобренный пропагандистской демагогией, способен найти значительный отклик в сердцах этих самых представителей "среднего класса".

Не трудно заметить, что хомяковская концепция делает ставку на национально мыслящих русских с либеральными взглядами. Но подобный персонаж в России (в отличие от европейских стран, где национал-либерализм является вполне трендовым дискурсом) находится в маргинальном положении. По одной простой причине: большая часть населения России, как известно, ставит заботу об общем благе (в силу уникальных цивилизационных особенностей) выше индивидуальных прав и свобод человека, т.е., в современной терминологии, придерживается коммунитаристских принципов (от "community"- "сообщество"). Это - и те, кто поддерживает коммунистов и национал-патриотов, и большая часть электората Путина, увидевшая в нем человека, способного возродить великую державу. Последовательными сторонниками либеральных ценностей являются, по существу, только избиратели, поддерживающие "Союз правых сил" и "Яблоко", т.е. абсолютное меньшинство населения, совершенно не склонное к поддержке национализма хоть в каком-то виде. Особо следует подчеркнуть, что в либеральных ценностях все больше разочаровывается интеллигенция, в том числе - многие ведущие ученые-гуманитарии. Отдельно стоит также сказать, что при всей своей внешней "русскости" и "националистичности" сама идея о "русских европейцах" носит латентно-русофобский характер: апеллируя к социал-дарвинистским взглядам, она фактически отказывает в праве быть русскими всем тем, кто не имеет предрасположенности к предпринимательской деятельности, т.е. не является "экономически эффективным" субъектом рынка. Правда, сама возможность национальной идентификации "русского среднего класса" в некую отдельную от остального народа этническую общность выглядит крайне сомнительно - для этого потребуются, как минимум, десятки лет и масштабная пропаганда, а не считанные годы, за которые НОРНовцы намеренны реализовать свои планы. Так что все это больше всего напоминает глобальную "разводку" для русских.

"Азиатско-европейская" концепция и лежит в основе "конфедератско-сепаратистских" идей, декларируемых новоявленными национал-либертарианцами. "Русские европейцы", согласно их теории, должны отделиться от "ненавистной Рашки" и, создав "независимые русские республики", со временем объединиться в "русскую конфедерацию". Правда при этом национал-либертарианцы забывают, что опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза (Швеция и Норвегия до 1905, Сирия и Египет), либо к федеративной форме государственного устройства (Швейцария, США). Соответственно, "русская конфедерация" должна перерасти либо в федерацию, либо, что более вероятно, превратится в кучу разрозненных криптоколоний, управляемых более сильными соседями (такие сценарии в истории России для русского народа предлагались не раз и не два). "Демонтаж империи", таким образом, будет одновременно означать и территориальное расчленение пространства страны. А, учитывая, что для реализации своих планов адепты НОРНы надеются получить помощь от внешних ("тактических") союзников вариант превращения России в случае успеха НОРНовцев в сонмище криптоколоний выглядит наиболее реалистичным.

Стоит также вспомнить, что после распада СССР у власти в России оказались именно либертарианцы - ортодоксальные либералы (Ф.А.Хайек, С.Куказес, Р.Нозик), настаивающие на концепции государства как ночного сторожа, роль которого сводится только к защите фундаментальных прав человека, прежде всего политических и гражданских прав. От этой концепции в чистом виде страны Запада давно отошли, в них большое внимание уделяется государственному регулированию и государственной социальной политике. Наши "западники" вслед за наиболее радикальными утилитаристами считают (в традициях протестантской этики), что единственный критерий оценки ценностей - экономическая эффективность исповедующего их общества. Это дает им основание негативно относиться к России и к таким ее традиционным ценностям, как коммунитаризм (он же "соборность" или "симфония" для славянофилов, "коллективизм" для коммунистов), стремление к поиску надличностных идеалов.

Правда, с приходом к власти Путина либертарианский вектор был круто сменен на государственнический и государство вместо предписанной ему роли "ночного сторожа" стала играть роль гегемона над обществом - фактически была осуществлена реставрация советской государственнической модели, правда, в урезанном виде, поскольку все социальные обязательства государства перед обществом были благополучно забыты. Это, а также превращение РФ в авторитарно-бюрократическое полицейское государство и вызвало в жизнь феномен "ностальгии по 90-м", когда в стране не было порядка, но было больше свободы. Именно данный тренд и пытаются оседлать хомяковцы, перехватив его у либеральной оппозиции. Ну, а то, что возвращение России в "благословенные 90-е" (в период "парада суверенитетов" и реальных центробежных тенденций, грозивших распадом федерации) вкупе с реализацией "конфедеративного сценария" приведет к окончательным похоронам России как сколько-нибудь самостоятельного геополитического игрока на евразийском пространстве, НОРНовцев отнюдь не волнует. У них (кондовых "западников" и "европеистов") насчет России другие планы. Можно смело утверждать, что "апелляция к Руси" является не более чем идеологической завесой для новоиспеченных прозелитов хомяковщины. Противопоставление мифической "Руси" и нынешней России (весьма непритязательной благодаря правлению ельцинских либертарианцев и путинских государственников) является одним из центральных моментов хомяковского дискурса. Наличие утопии "конфедерация Русь" играет тут важную вербовочную функцию, позволяя пополнять ряды адептов НОРНы революционно настроенной национально-ориентированной молодежью, разочаровавшейся в предыдущих "национально-революционных" проектах.

Опасность того, что сторонники "русской версии" национал-либертарианства смогут дискредитировать националистическую оппозицию или привнести сепаратистский компонент в возможные революционные волнения, достаточно велика. В первую очередь они выигрывают благодаря динамизму своих идей и нацеленности не на прямую политическую борьбу, а на инфильтрацию своего дискурса в свою целевую аудиторию ("русский средний класс"). Именно по этим причинам данное сообщество практически невозможно подкупить или уничтожить традиционными полицейскими мерами. Его можно разрушить только идейно. Полноценной и адекватной реальности национальной идеологией.

http://www.apn.ru/publications/article11719.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Рэм Латыпов
Все статьи Рэм Латыпов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:10
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13