Размышления на пожарище в Прямухине

Деградация русской деревни может погубить всю страну

Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
0
120
Время на чтение 5 минут
Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи столь тесно переплетена с самыми больными вопросами наших дней, что вынуждает говорить о них сегодня, когда хочется просто молчать. Никакие слова не исцелят нас от того чувства ужаса, что охватывает душу при виде покореженного детского велосипеда, извлекаемого из пепелища в поисках останков. Но зрелище этого пепелища там, где недавно стоял дом и жила семья из пяти, вернее, почти из шести человек, еще страшнее, чем мы думаем.

Автор этих строк понимает чувства тех, кто отказывается верить в виновность прямухинских крестьян. Да, хочется, всей душой хочется восстать против "пьяной" версии, против "русофобского желания свалить ответственность за преступление на "тупого и бессмысленного мужика", хочется сказать, что до такого злодеяния русский мужик, пусть и пропащий, допиться не может. Есть же страх Божий у него в душе! Но патриотизм не должен питаться самообольщением.

Мы знали том, что отец Андрей вынужден с оружием в руках стеречь церковную утварь и иконы от алкоголиков-односельчан. Мы знали это, еще когда он был жив. Виновны мужики или нет - выяснит следствие. Но однозначно, что они могут быть виновны. Алкоголик или наркоман одержим такими лютыми бесами, что может пойти на любое злодеяние, если оно направлено против того, кто стоит между ним и вожделенным зельем. В помраченном мозгу пьяниц отец Андрей Николаев - препятствуя грабить и, следовательно, пропивать награбленное - как бы вырывал у них уже поднесенный ко рту стакан. Тут возможны любые вспышки самой немыслимой ярости, потому, что тихий и безобидный пропойца тих и безобиден только покуда ему не мешают пить.

Какой страх Божий может быть в деревне, которая почти столетие живет вне храма?! Священник в нем пока еще - чужак. Мы живем в немыслимой реальности, где город более религиозен, чем село. Состояние же села чудовищно во всех смыслах. Три года назад мой знакомый, выпускник философского факультета МГУ, служил в армии. Добрая половина его сослуживцев - ребята из деревни - читали текст присяги по слогам. А еще они простодушно радовались тому, что после "дембеля" им останутся армейские полушубки и сапоги, каких им никогда не купили бы нищие и пьяные родители. При этом упомянутый юный МГУшник был с детства воцерковлен, а его сослуживцы не умели даже перекрестить лба.

Только сельское духовенство, лучшим из представителей которого был убитый священник, сегодня является "на земле" жизнеспособной прослойкой.

Вместе с тремя маленькими Николаевыми мы - в очередной раз - похоронили наше будущее. Только жены священников на селе рожают сейчас не просто пресловутого "третьего ребенка", но четвертого и пятого, и, что много важнее, только дети духовного сословия на селе получают полноценное домашнее воспитание и настоящую родительскую заботу. Исключения, конечно, есть, и каждое из них радостно, как манна Небесная, но речь сейчас об общей картине.

Распределение после ВУЗа кануло в Лету вместе с Советским союзом. Молодежь, имеющая мозги или руки, движется только в одном направлении - из деревни. В деревню едут лишь те, кто выбрал для себя поприще, до сих пор не свободное от распределения - только не на три года, а на всю, если надо, жизнь. Молодые священники с женами безропотно принимают этот крест, надолго бросая друзей, библиотеки и музеи, бытовой комфорт, интернет. Не все сельское духовенство родом из города. Многие семинарий не кончали, начав службу с алтарника, обучаясь на ходу. Но это - лучшая часть деревенской молодежи, деревни не покинувшая.

Жалованье сельского священника скудно. Семья, по понятным причинам, велика. Чтобы прокормить ее, в свободное от храма время, которого нет, священник с женой вынуждены возделывать огород, иметь хлев и птичник, иной раз - и пасеку. Дети, подрастая, включаются в труды семьи. Во многих селах-деревнях хозяйство священника - самое лучшее. При этом отец, при первой же возможности, тянет к дому кабель интернета, чемоданами тащит из города детские книги.

Вместе с отцом Андреем Николаевым мы лишились десятков сельских священнослужителей завтрашнего дня. Юноша, размышляющий о подаче документов в духовную семинарию, еще волен в своем выборе. Гибель иерея, защищавшего свой храм, может вдохновить встать на его место. Но поставить на место его жены и детей своих будущих близких, таких же беззащитных - это совсем другое. Это не может вдохновить на подвиг.

Если в нашей деревне, кроме духовенства, есть еще что-то здоровое и хорошее, это лишь свидетельствует о фантастической жизненной силе нашей нации. Мы не то, что забываем, но не проводим логических цепочек из прошлого в сегодняшний день. Генофонду нашего крестьянства был нанесен чудовищный удар - раскулачивание, метко названное А.И.Солженицыным "коренным переломом крестьянского хребта". При установлении советской власти на селе шел антиотбор, выравнивание под худших. Под раскулачивание мог попасть любой хороший хозяин. Ядро колхозов составило сельское отребье - пьянь и рвань. Чему удивляться, если за несколько десятков лет мы из мирового экспортера превратились в импортера хлеба. Тут не только в тупости колхозного устройства дело, но и в том, что в колхоз пришел мужик, не состоявшийся в самостоятельном труде. Однако генофонд изо всех сил выравнивал себя, природа по амбарам скребла, по сусекам мела, и дарила - вопреки всему - хороших детей. Но тут черную роль сыграла урбанизация. Еще со сталинского закрепощения деревенские парни воспринимали службу в армии как билет на волю, к городской жизни. У девушек такого билета не было. Они оставались и шли за худших, за тех, кто, демобилизовавшись, не годился в горожане.

В наши дни этот процесс только набирает обороты. Мегаполисы, как исполинские вампиры, высасывают из деревни все, что жизнеспособно. В результате почти все, что составляет соль нации, сконцентрировано в городах. Если не дать этому - на государственном уровне - обратный ход, если не провозгласить децентрализацию первейшей национальной задачей, катастрофа неизбежна.

В годы перестройки была первая волна возвращения горожан к земле. Она шла стихийно, естественно. Ее вызвала усталость от городской жизни, тесноты, скученности, да и подсознательное стремление к продолжению рода. Думаю, последнее играло здесь достаточно серьезную роль. Вспоминается меткое определение одного духовного лица - "человеку не свойственно размножаться в городском - вертикальном - пространстве: для пробуждения инстинкта ему нужна горизонталь - даль, собственно горизонт". Сто лет назад Джек Лондон написал роман "Лунная долина". Это книга о юной супружеской чете, о двух детях промышленного города, устремившихся на поиски земли. (Кстати, и в ней автор воспроизводит приведенную выше мысль. Первенец Саксон и Билла не доживает до появления на свет среди городских смут. Второе их дитя рождается в доме на земле). Когда повеяло свободой, многие русские захотели своих Лунных долин. Но первая обратная волна разбилась об отсутствие государственной поддержки, о тупость бюрократии, мздоимство местных властей, о то же самое недоброжелательство селян. Не говорю уже о том, что 1918 год не завершился до сих пор: ведь как раз с перестройки и пошли косяком сходные с трагедией Николаевых, хотя и не столь жуткие случаи: завистливые соседи подпускают "красного петуха" начавшим преуспевать вчерашним горожанам.

Вторая волна людей из города в деревню сама уже не пойдет, да и подло было бы на это рассчитывать. Слишком уж дорого обошлась многим эта попытка.

Между тем выбор нашего будущего не в том, будет завтрашняя Россия индустриальной или аграрной. Выбор в том, будет она или нет, поскольку без деревни ей не жить. Какое-то время мегаполисы с сателлитами простоят среди пустых полей и лесов, потребляя курятину из США, зерно из Канады, молоко из Евросоюза. Пустующие пространства тем временем заполнят пришельцы - из Китая или ближнеисламских республик. Этот захват, собственно, уже начался. Недавняя история с дагестанцами, терроризировавшими фермеров под Калугой - только один из немногих раскрывшихся эпизодов. Пришельцам даже не придется брать наши города в осаду: они падут сами.

Во Франции, всеми силами удерживающей аграрный статус, деревня намного здоровее города. У нас все обстоит строго наоборот.

Поднять деревню могут - с помощью государства - только горожане. Это они должны воротиться к корням, перерубленным у многих совсем недавно, одно или два поколения назад, встать плечом к плечу с Церковью, которая сражается за деревню в одиночестве. Фермерство - или столыпинское хуторянство - должно стать престижно, в жизнь хуторянина должны прийти все городские блага.

Происшедшее слишком чудовищно, чтобы предаваться скорби и слезам. Наши слезы слишком дешевы пред лицом этого ужаса. Надо поднимать село.

http://gazetanv.ru/article/?id=386
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Чудинова
Без нового социализма нет победы и будущего
Народ России должен прозреть и сказать своё слово, выдвинув из глубин подлинно созидательную элиту, высказавшись за скорейшее построение нового социализма
02.11.2022
Закон Василисы
Миграция
27.02.2013
Зачем Тема рисует усы
Когда олигофрены рулят общественным мнением, это страшно. Социальная идиотия заразна, она передается не капельно, но виртуально
09.09.2012
Все статьи Елена Чудинова
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Обыски в Святогорской Лавре. Кто и за что задержал
митрополита Арсения, что грозит Владыке
25.04.2024
Спасти веру на Украине может только Русская армия
Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие
06.02.2024
На Владыку Лонгина совершено нападение
Митрополит Банченский рассказал подробности злодеяния
06.02.2024
«Там я увидел настоящую Россию»
Патриарх Кирилл рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре
03.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27