Жюри XI Международного фестиваля православного кино и телепрограмм "Радонеж" во главе с писателем В.Н. Крупиным назвало "Остров" лучшим христианским фильмом 2006 года.
Во время встречи, обращаясь к создателям фильма, Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал:
"Думаю, что это первое серьезное обращение Российского художественного кинематографа к монашеской теме, к христианской жизни в целом, и особенно - к теме покаяния и смирения. Кроме того, в фильме была затронута такая сложная тема, как подвиг юродства. Вы справились с этим блестяще. Анонсы, которые давались на разных каналах и в разных программах, уже сами по себе говорят о том, что этот фильм пользовался немалым вниманием и интересом со стороны общества. Люди смотрят фильм, буквально затаив дыхание. Думаю, что интерес к фильму будет вам лучшей наградой за понесенные труды.
Благодарю вас за ваш труд, за обращение к сложной тематике, за то, что вы сделали этот сложный материал понятным людям и вызвали в них интерес.
Я хочу вручить вам благословенные Патриаршие грамоты за уже проделанный труд, а также в качестве благословения на дальнейшую работу. Надеюсь, что вы не успокоитесь на достигнутом.
Люди устали от фильмов, в которых льется кровь, пропагандируется жестокость и ненависть. К сожалению, сегодня мы получаем много негативной информации из СМИ, а о положительном говорится мало. Людям необходимо что-то для духовной поддержки, и вы показали, как они приходят за ней, как ищут ее. Люди всегда шли и идут к святым местам, чтобы получить от них благодатную помощь для своей души".
В свою очередь П.Мамонов сказал, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдет в храм, "значит, мы свою задачу выполнили".
ИНТЕРФАКС - Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина "Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
"Остров" - это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью "Интерфаксу".
Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало "низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от "церковно-китайского языка" терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация".
"И вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это - вместе", - отметил собеседник агентства.
Одним из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал "очень правильное понимание пути святости".
"Святой - это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе, и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул собеседник агентства.
Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов, светской невоцерковленной публики.
"Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает", - отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила "скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления бесноватой девушки - "никаких лая, летающих теней - никакой готики в дурном смысле этого слова".
Снявшиеся в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские образы.
"Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки", - заявил богослов.
Само по себе появление в российском кинематографе "такого точного" фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо "культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".
http://www.pravmir.ru/article_1504.html