Служение Слову

Новости Москвы 
0
123
Время на чтение 8 минут
Завершился второй (теперь уже международный) фестиваль православных СМИ "Вера и слово". На сегодняшний день это самый представительный форум церковной прессы, и по итогам его работы вполне можно составить представление о том, что это за явление - православные СМИ - и в каком состоянии они находятся.

"На первом фестивале наша задача была достаточно простой - показать, что мы есть. Думаю, что за прошедшие два года с этим фактом смирились даже наши оппоненты. Сегодня православные журналисты - неотъемлемая часть журналистского сообщества России",- сказал, открывая первое пленарное заседание, ответственный редактор газеты "Церковный вестник" и исполнительный директор фестиваля "Вера и слово" Сергей Чапнин.- "Какие задачи стоят перед нами сегодня? Здесь необходимо выделить три главных направления. Во-первых, это необходимость свидетельства о евангельских ценностях, то есть проблема "что говорить?". Во-вторых, развитие "богословия коммуникации" - это проблема "как говорить?". В-третьих, пора задуматься о консолидации наших усилий, то есть над вопросом "как действовать?"".

По большому счету, поиску ответа на эти три вопроса были посвящены три дня интенсивной работы, семинары, круглые столы, дискуссии, потому что проблемы эти - общие, и пока каждый сам решает их, как может, действуя методом проб и ошибок. Убедиться в этом было очень легко: практически все участники, представляющие печатные СМИ, охотно делились друг с другом образцами своей продукции, многие стремились высказаться на встречах, и было заметно, что православным редакторам и журналистам было очень важно, чтобы их услышали.

Церковная журналистика по определению - это вид миссионерского служения. Но вот в чем парадокс: она, как правило, обращена к собственному, уже воцерковленному, читателю и делает лишь первые робкие шаги во "внешний" мир. Во многом потому, что еще 15-17 лет назад нельзя было и представить себе, что обескровленная, гонимая Церковь вновь возродится и обретет свой собственный голос в лице епархиальных средств массовой информации. Не всегда этот голос хотят слышать: "Окружающий нас мир только декларирует свободу, однако на самом деле Православие секулярным миром не принимается",- заметил в своем докладе Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии.

Этот факт следует признать для того, чтобы преодолеть препятствие, и выступление одного из участников, протоиерея Александра Ильяшенко, так и называлось: "Пути выхода из информационного гетто". Но есть и другое мнение - другая точка зрения, "обратная сторона медали" - его высказал игумен Петр (Мещеринов): место церковной журналистики в современной жизни определяется ее качеством.

Место это пока достаточно незаметное. Церковная журналистика, осознавая свою реально имеющуюся специфичность, сосредоточилась на ней, и, обособившись, потеряла многое из того, что составляет основу журналистской профессии как таковой. Почему так произошло?

Лицом к настоящему

"Редакционная политика многих епархиальных изданий построена или на переработке житийного и катехизического материала, или на перепечатках из интернет-журналов, большинство из которых делаются в Москве. В первом случае мы даем возможность прошлому победить настоящее. Да, в Православной Церкви просияли великие подвижники, и их пример вдохновляет многие поколения христиан, и мы не исключение. Но постоянно - пусть даже вдохновенно - говорить о прошлом в периодических изданиях, это своего рода признание в том, что сегодняшняя жизнь Церкви нам значительно менее интересна",- отметил С.В. Чапнин.

Очень опасны подмены, которые присутствуют во многих православных изданиях (и соответственно, в жизни многих церковных общин), когда происходящие явления оцениваются не с точки зрения евангельской, а с каких-то других - например, националистической, державно-монархической - об этом с тревогой говорил игумен Петр. Получается кривое зеркало, из-за которого и в светских СМИ Православие представляется как "борьба со всем", как некая система подавления. Но ведь это не так!

Об опыте развития церковных СМИ в Белоруссии и их взаимодействии со светскими изданиями рассказал архимандрит Алексий (Шинкевич): "В последние годы мы убедились, что издания чисто церковного плана теряют свою читательскую аудиторию, если они ограничены внутрицерковной тематикой и обходят стороной те проблемы, которыми живет общество".

К счастью, выступавшие участники фестиваля, как правило, не ограничивались констатацией фактов и "постановкой диагноза", но предлагали свои методы преодоления "болезней роста".

Профессиональный подход

Одно из программных заявлений форума сделал руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов) - церковным СМИ в своей деятельности необходимо ориентироваться на профессионализм: "Нам нельзя забывать о том, что читателями наших газет и журналов, телезрителями и радиослушателями наших проектов в электронных СМИ в том числе являются те же самые светские журналисты, в первую очередь, занимающиеся церковной тематикой. И когда мы будем вызывать у них если не симпатию, то, по крайней мере, чувство профессионального уважения, это обязательно сыграет свою положительную роль".

Очень эмоциональным оказалось выступление из зала на ту же тему игумении Серафимы (Шевчик) из Одессы: "Конечно же, надо писать о добром, но писать не просто как нибудь - не "заморозить", а сделать это очень интересным. Мы в Украине прекрасно почувствовали: мы в своем соку варимся - а рядом с нами бушует другая жизнь, и мы там никому не нужны: тут у нас униаты, тут у нас католики, приезд папы - колоссальный пиар... А нас не слышно! Мы такие благочестивые, в своем коконе живем... Но наши оппоненты, как они работают - хлестко, суперпрофессионально. И, конечно же, светский молодой человек - куда он пойдет? Туда, где ярче горит, туда, где лучше слышно... Очень опасно потерять молодежь, потерять мирянина, невоцерковленного. Потеряем народ!"

Вообще, в выступлениях гостей фестиваля из так называемых стран ближнего зарубежья, особенно из Украины и Латвии, звучит особая боль: ее обостряют существование в условиях, приближенных к фронтовым, по выражению одного украинского батюшки, и равнодушие (в лучшем случае) власти к проблемам русскоязычного населения и Православной Церкви в этих странах. И нам нельзя не замечать проблем наших соседей: по верному замечанию одного из выступавших - если мы от них отмахнемся, эти проблемы очень скоро станут нашими.

Тенденции и приоритеты

На прошедшем форуме очень много говорилось о том, что церковным СМИ нужно учиться выстраивать взаимоотношения с прессой светской. "Взгляд со стороны", в котором все так нуждались, представил участникам главный редактор журнала "Russia Profile", советник генерального директора РАМИ "РИА-Новости" Андрей Золотов - он был членом жюри творческого конкурса "Вера и слово", проведенного в рамках форума.

Оценивая региональные православные издания, представленные на конкурс, А.А. Золотов отметил качественный рост журналистского мастерства, произошедший за последние годы, а также уход от шаблонов в освещении жизни Церкви: "Без сомнения, в епархиях появились весьма профессиональные издания" - таков его главный вывод.

Тенденции, которые возникли в церковной прессе, можно считать и приоритетными направлениями в ее развитии. Например, очень важно желание и умение журналистов говорить с читателем о Церкви на хорошем русском литературном - человеческом, как сказал А.А. Золотов - языке, а не на новоизобретенном языке православной субкультуры. Этого требует, прежде всего, миссионерское призвание церковных СМИ.

Очень важно и направление, хорошо представленное в конкурсной номинации "Лики Православия". Очерки, портреты наших верующих современников, духовенства и мирян - один из самых главных (но и самых трудных) журналистских жанров: "Мы как журналисты не имеем других средств рассказать о нашей вере - только показать людей, в глазах которых светится эта вера".

Хотелось бы, чтобы ярче была представлена семейная тема: "Сегодня так сложилось, что Православие остается единственным защитником святости семьи и института брака как такового, нам есть, что сказать. Эта тема обладает большим потенциалом и потому, что в общественной дискуссии на семейные темы всегда будет спрос на защитников семьи, даже если они будут в меньшинстве". Настораживает дефицит материалов, поступивших на конкурс в номинации "Призвание" - о социальном служении и миссионерстве: то ли мало достойных примеров, то ли у журналистов нет желания о них писать...

Заметно, что многие региональные православные издания делаются героическими усилиями 2-3 человек, поэтому там много заимствований с московских сайтов и из столичных газет. О возникновении единого информационного поля можно будет говорить тогда, когда начнется и обратный процесс: когда москвичи будут использовать материалы своих коллег из епархий.

О специфике епархиальных СМИ

Кадровый вопрос в церковных СМИ по-прежнему стоит достаточно остро. Вот почему, в первую очередь, было бы необходимо создание объединения православных журналистов. В рамках фестиваля "Вера и слово" обсуждалась возможность организации, для начала, клуба главных редакторов православных СМИ. Эту идею сами редакторы горячо поддерживают. Дело в том, что работа епархиальных СМИ имеет ряд своих особенностей и проблем.

Во-первых, жизнь в большинстве регионов (особенно там, где нет мощной добывающей промышленности и губернаторов-меценатов) отягощена наличием острых материальных проблем, и церковные СМИ не могут позволить себе современного технического оснащения. Во-вторых, Москва, где возрождение Церкви началось по ряду объективных причин значительно раньше и происходило быстрее, в целом гораздо более воцерковлена - это значит, что и аудитория церковных СМИ там значительно шире, и кадровый голод ощущается не так сильно.

Епархиальные СМИ в большой степени зависимы от правящего архиерея. Хорошо, если управляющий епархией не сторонник официоза в церковных изданиях, но бывает и обратное... Пока не везде воспринимается как данность даже то, что в каждой епархии должны быть свои профессиональные печатные издания, теле- и радиопрограммы.

Наверняка многим участникам фестиваля запомнился иеромонах Стефан - пресс-секретарь Липецкой епархии, бывший офицер-подводник. Для него работа в пресс-службе - монашеское послушание, и было очень заметно горячее желание отца Стефана разобраться в новой для него профессии для того, чтобы выполнить это послушание хорошо. На самом деле сотрудники православных СМИ во многих епархиях вынуждены все начинать с нуля и в одиночку, руководствуясь лишь одним желанием: быть всегда готовым всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ (ср.: 1 Пет. 3, 15).

Встреча неравнодушных людей

Саратовская делегация уже второй раз участвовала в фестивале "Вера и слово". Можно утверждать, что наша работа вызвала интерес и поддержку коллег: информационно-аналитический портал "Православие и современность" на творческом конкурсе занял второе место в номинации "Лики Православия", газета "Православная вера" и книги издательства епархии отмечались в выступлениях докладчиков и даже в приветствии Святейшего Патриарха; руководитель делегации игумен Нектарий (Морозов) выступил в качестве ведущего круглого стола, посвященного региональной церковной журналистике.

В целом второй фестиваль "Вера и слово" прошел на более высоком уровне, чем первый, состоявшийся два года назад. Проведение его в подмосковном пансионате позволило по-максимуму использовать рабочее время: семинары и дискуссии продолжались допоздна, а у участников были все возможности познакомиться и пообщаться.

Удалось определить ряд проблем, решение которых должно произойти на общецерковном уровне: необходимо создание общей концепции развития православных СМИ, системы образования и повышения квалификации церковных журналистов и сотрудников епархиальных пресс-служб (возможно, для начала - издание методических пособий для них).

Одним из значительных результатов фестиваля следует признать то, что здесь церковные журналисты смогли увидеть друг друга и понять: проблемы, которые сегодня стоят перед ними - общие. Теперь, благодаря новым знакомствам, становится реальным обмен авторами и темами, что особенно актуально в отношении ближнего зарубежья. Субъективное, но очень отрадное и обнадеживающее чувство: здесь удалось встретить много людей неравнодушных, искренне заинтересованных в развитии и успехе дела, которым они занимаются, а главное - желающих учиться и совершенствоваться.

"В одном из докладов прозвучала мысль о том, что епархиальное руководство должно поддерживать православную журналистику на высоком уровне, на этом нельзя экономить деньги. Полностью с этим согласен",- сказал, закрывая фестиваль, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Думается, это можно считать одним из главных итогов прошедшего форума.

Подробнее о фестивале "Вера и слово" - см. в декабрьском номере нового издания - журнале "Саратовские епархиальные ведомости"

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20061121.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49