Многим, наверное, памятны сказанные прошедшей весной слова грузинского министра обороны Окруашвили (являющегося, сейчас, кстати, фактическим содиктатором Грузии) о том, что "На российский рынок если вынесешь фекальные массы, то и они продадутся". Таким забавным образом министр оправдывался за поддельное грузинское вино, которое десятилетиями вбрасывалось на российские рынки (да и на советский, чего уж там).
Однако, как выяснилось, наряду с поддельным грузинским вином в Россию поставлялись еще и поддельные грузины... На днях их выставляли в центре Москвы и их хорошо издалека было видно. Отличить их можно было по наклейке "Я тоже грузин" и отсутствию акцизной марки. Были они низкие, темноволосые, курчавые, некоторые почему-то с шестиконечными звездами (потом объяснили, что звезды должны были быть семиконечными, но самый важный конец оторвался по дороге). И почему-то признавались в любви к хачапури. Хотя, насколько я в курсе, настоящие грузины куда больше любят сациви...
Принцип все тот же - "фекальные массы продадутся" - старый добрый принцип мафиозной торговли, столь хорошо знакомый нам по шашлычным и забегаловкам советского и постсоветского времени. Однако времена меняются. Сегодня Россия - страна непуганых нефтедолларов, где, по крайней мере в столицах, население избаловалось и подделки не любит. В свете этого не удивительно, что Россия решила ввести запрет на ввоз поддельных грузин, а некоторых даже пытается отправить обратно. Прочие, которых на родину почему-то не берут, и собирались в центре Москвы, чтобы попросить устранить несправедливость. Фальшивки - это, конечно, плохо, но, я думаю, следует товарищам посодействовать, в России до весны холодно, а весной они попросятся обратно...
Но надо понять, в какой момент и как так получилось, что российский человеческий рынок оказался затоварен поддельными и контрафактными грузинскими винами, водами и интеллигентами. У нас еще в XIX веке проявилась странная любовь ко всему грузинскому, а ко второй половине ХХ веке грузинофилия стала повальной. Любили грузинских актеров и режиссеров, грузинских певцов и музыкантов, грузинскую кухню и даже грузинскую философию. Из всех республик СССР Грузия затмевала по популярности и вниманию всех. По крайней мере, в среде интеллигенции. И именно за счет этой приязни всему, что было сделано в Грузии, присваивался заранее знак повышенного качества. Понятно, что в ХХ веке это объяснялось фигурой Сталина, но не только сам вождь не был таким уж страстным грузинофилом. Скорее напротив, именно оппозиционная интеллигенция поклонялась "чудесным грузинам", и пыталась навязать свое обожание простому народу, хотя в нем уже к концу 1980-х сформировалась едва прикрытая советским интернационализмом неприязнь к народу, для которого режиссеры и писатели превратились в прикрытие "воров в законе" и просто мелких жуликов. Принимая первых от нас почему-то требовали принимать и вторых.
Причем понять почему "грузинское" обязательно значит отличное - было решительно невозможно. Почему Вахтанг Кикабидзе - чудесный певец, а Полад Бюль Бюль Оглы предмет иронии? Почему Мамардашвили - "великий философ", а Александр Зиновьев так, - политикан. Почему, наконец, вся страна должна была в обязательном порядке смотреть на кино- и телеэкранах занудное убожество про обычай выкидывать мертвецов из могилы и каяться, каяться, каяться - в обязательном порядке, скопом и поименно...
Потом, столкнувшись с безумием грузинского шовинизма образца Гамсахурдия и Ко, многие из наших интеллигентов отрезвели. Не один раз я слушал в 90-е воспоминания о том какое зверское впечатление производили милейшие грузинские интеллигенты эпохи "Завиад в поход собрался". Но что делать - воспитав в себе эту априорную грузинофилию мы сами дали повод для поставки на рынок откровенно контрафактного товара и сами поставили себя в зависимость от наглости его поставщиков.
Чтобы не забираться в эстетические дебри, приведу собственный маленький пример с мнеральной водой. В 2000-ном году, большую часть которого я прожил в Северной Пальмире, у меня на почве несходства состава воды развился гастрит. В течение нескольких месяцев я не спал полночи от жутчайшей изжоги, не мог прилечь. И ничего не брало. Ни таблетки, ни минеральные воды. Как и всякий советский человек свою основную надежду я возлагал на "Боржоми". Обыскивал магазины, выискивал наиболее аутентично выглядящие бутылки, переплачивал за них... После первого стакана изжога не затихала ни на каплю. После второго стакана - становилась сильнее. Так что от приема грузинских целебных вод я отказался и страдал молча и восточнобалтийски. На мое счастье в конце октября я отправился на территорию нашего второго по значению военно-политического союзника, в город Ереван, где меня отвели к врачу, добрейшему терапевту широкого профиля. Он немного меня пощупал, и повелел: "вареное, ничего жареного и копченого и две бутылки "Джермука" в день". Я не знал что такое "Джермук". Оказалось, что это армянская минеральная вода, которую, в отличие от "Боржоми" в Советском Союзе почти не знали и не ценили, хотя сама Армения пила её исправно. Я купил "Джермук" в ближайшем магазине... и немедленно выпил. После первой же бутылки боль утихла. Через три дня я о ней практически забыл. И к концу поездки я уже позволял себе поесть шашлыка, не опасаясь провести ночь без сна. С тех пор, при гастрологических проблемах я обращаюсь именно к этому целебному средству. Оно, впрочем, особенно после запрета на "Боржоми" начинает потихоньку распространяться в России, наряду с украинской "Миргородской" и родной "Новотерской". И ничего, оказалось жить можно и даже неплохо. Без поддельного грузина Шендеровича и контрафактного Церетели тоже, наверное, справимся.
И может быть, если Россия проведет наконец-то эту болезненную ампутацию, ампутацию прежде всего в собственной сентиментальной психологии, положение несколько изменится. И вместо "тоже грузин" с Малой Арнаутской нам по дружбе поставят хотя бы одного если уж не Багратиона, так хотя бы Цицианова...
http://www.pravaya.ru/column/9255