"Проект Закона о миссионерской деятельности нуждается в серьезной доработке"

Новости Москвы 
0
141
Время на чтение 3 минуты
Министерство юстиции РФ направило религиозным организациям на согласование проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности". Прокомментировать законопроект мы попросили юрисконсульта Московской Патриархии П к.ю.н. Чернега К.А.

- Ксения Александровна, как бы Вы оценили тот факт, что государство обратилось к проблеме правового регулирования миссионерской деятельности?

- Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что инициатива разработки законопроекта, регулирующего миссионерскую деятельность, заслуживает поддержки. Вместе с тем, законопроект в предложенном Министерством юстиции РФ варианте, нуждается в серьезной доработке.

- Каковы, по Вашему мнению, недостатки данного законопроекта?

- Основные замечания сводятся к следующему. Во-первых, законопроект, рассматривая в качестве миссионеров религиозные организации и их представителей, достаточно широко трактует миссионерскую деятельность, относя к ней любую "форму распространения вероучения и религиозной практики" за пределами культовых зданий и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для совершения богослужений, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, вероисповедальных кладбищ.

Иными словами, в основу определения миссионерской деятельности положен территориальный принцип: если религиозный обряд совершен в храме, он не рассматривается как миссионерская деятельность, но едва лишь священник ступил за порог храма и прилегающей к нему территории, любой совершенный им религиозный обряд трактуется как миссионерство.

Так, согласно законопроекту к миссионерской деятельности отнесены религиозные обряды (в частности, молебны, панихиды и крещения), совершаемые в жилых помещениях; панихиды и отпевания на кладбищах (за исключением вероисповедальных, которых у Русской Православной Церкви практически нет); публичные (массовые) богослужения и крестные ходы, подобные тем, которые совершаются в Москве в день св. Кирилла и Мефодия; деятельность СМИ, учрежденных религиозными организациями; обучение религии школьников в помещениях государственных образовательных учреждений.

Любой акт миссионерской деятельности сопряжен с целым рядом формальностей. Так, в уполномоченный государственный орган необходимо "заблаговременно" подать: письменное уведомление, документ, удостоверяющий личность, документ, фиксирующий полномочия "представителя религиозной организации" и другие документы.

Таким образом, создается абсурдная ситуация, когда, например, для причащения больного на дому или для отпевания покойника в морге священник обязан подать в уполномоченный орган целый пакет документов. С таким подходом, конечно же, нельзя согласиться.

- Не могли бы Вы подробнее остановиться на проблеме согласования миссионерской деятельности с государственными органами?

- Например, представленный законопроект обязывает религиозные организации "уведомлять уполномоченный орган о назначении (избрании) своих служителей". В силу данного положения в соответствующий орган должны направляться, скажем, копии указов Правящего Архиерея о назначении на должность священнослужителей.

С формально-юридической точки зрения данное положение вступает в противоречие со статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", устанавливающей исчерпывающий перечень документов, которые религиозное объединение обязано представить в уполномоченный орган.

К данным документам относятся, в частности, документы, содержащие отчет о деятельности религиозных организаций.

Кроме того, обязанность религиозной организации направить в уполномоченный орган уведомление о назначении (избрании) своих служителей статья 32 Закона "О некоммерческих организациях" не предусмотрена.

Вообще, содержание статьи 32 было "откорректировано" в конце прошлого года, когда Дума внесла в Закон "О некоммерческих организациях" целый ряд поправок с целью ужесточения контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Большинство статей этого Закона не касаются религиозных организаций, однако, статья 32 представляет собой редкое исключение. Эта статья распространяет свое действие на религиозные организации.

После ознакомления с текстом законопроекта создается впечатление, что государство намерено каждый год "ужесточать контроль" под предлогом борьбы с экстремизмом. Так можно дойти и до создания системы поголовного учета всех верующих.

Затем, согласно законопроекту миссионер, проживающий за пределами того субъекта Российской Федерации, где он намерен осуществить миссионерскую деятельность, должен представить в уполномоченный орган документ о регистрации по месту пребывания в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Данное положение означает, что даже для проведения разовой (рассчитанной на несколько часов) миссионерской лекции на территории другого субъекта Российской Федерации миссионеру необходимо зарегистрироваться по месту пребывания в соответствующем субъекте. Чем обусловлено такое требование, неясно.

Законопроект имеет массу недостатков в области юридической техники. Например, неясно, что имели ввиду его авторы, предусматривая миссионерскую деятельность в форме "непосредственного обращения к человеку в образовательном учреждении, лечебно-профилактическом или больничном учреждении, детском доме, доме-интернате для престарелых и инвалидов, учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы". Эта буквальная цитата из текста законопроекта не нуждается, как полагаю, в комментарии.

В заключении хочу отметить, что Московская Патриархия направила в Минюст России свои замечания и предложения к тексту законопроекта. Надеюсь, что наша позиция будет учтена.

http://www.patriarchia.ru/db/text/136641.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инокиня Ксения (Чернега)
Игумения Ксения (Чернега): «Я не жалею, что продолжаю заниматься профессиональной деятельностью»
Интервью с настоятельницей Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, руководителем Юридической службы Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой)
25.01.2016
Инокиня Ксения (Чернега): «Рассеять страхи можно не словами, а конкретными примерами»
Руководитель Юридической службы Московской Патриархии о ходе реализации закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения
23.02.2011
Все статьи Инокиня Ксения (Чернега)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:16
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04