"Мороз спас" или Яблочный Спас?

О некоторых христианских мотивах творчества Булгакова в связи с праздником Преображения Господня, или Яблочного Спаса, размышляет литературовед и публицист Илья БРАЖНИКОВ

Новости Москвы 
0
175
Время на чтение 4 минуты
Не каждый двунадесятый праздник, отмечаемый Русской Православной Церковью, закреплен народным обычаем. Таинственнейшее Преображение Господне, как известно, носит в России "второе" имя: Яблочный Спас. Это тот редкий случай, когда народное название отложилось в памяти нации едва ли не прочнее официального церковного. Яблочный Спас знают почти все. О том, что в этот день Церковь празднует светлое Преображение - пожалуй, лишь церковные люди.

Я столкнулся с этим фактом неожиданно - в своей преподавательской практике. На одном семинаре я задал студентам вопрос: почему события в повести Булгакова "Роковые яйца" заканчиваются 19 августа? Что это за день? Ответом было молчание. Очень немногие робко предположили, что это Яблочный Спас, но как он связан с Преображением и смыслом повести Булгакова, никто из студентов (филологов, между прочим) так и не смог мне точно ответить.

Последняя, XII глава повести Михаила Булгакова "Роковые яйца" несколько вынужденно называется "Морозный бог на машине". Вынужденно - потому что непонятно, почему "на" машине, хотя ни о какой "машине" в ней речь не идет. Очевидно, имеется в виду известное выражение Deus ex machina, т. е., буквально, "бог из машины". Так называлась традиционная развязка в античном театре: античный бог неожиданно появлялся в конце спектакля при помощи специальных механизмов и разрешал конфликт. Однако, время и место действия повести Булгакова - 1928 год, Москва. Время написания - 1924. Поэтому в финале его повести появляется как бы "русский бог" - Мороз. В утраченной Х главе "Евгения Онегина" есть такое четверостишие:

Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?


Иностранцы, пишущие о наших Отечественных войнах 1812 и 1941-45 гг., тоже часто ссылаются на "русского бога", или "генерала Зиму", который, якобы, и выгнал западных оккупантов из России. В "Роковых яйцах" Булгакова, по мотивам Наполеоновского нашествия и как бы в предвосхищение событий 1941 г., тоже говорится об угрозе с Запада. Только наступает не армия людей, но сонмище, легион гадов - гигантских рептилий. Эту демонскую силу и останавливает "морозный бог". Финальная глава начинается следующими словами: "В ночь с 19-го на 20-е августа 1928 года упал неслыханный, никем из старожилов никогда ещё не отмеченный мороз... Только к концу третьих суток поняло население, что мороз спас столицу и те безграничные пространства, которыми она владела..."

"Мороз спас"... Наверное, в красной Москве 1924 года нельзя было выразиться более внятно. Но ведь Михаил Булгаков, как православный человек, внук священника и сын профессора духовной академии, не мог ведь всерьез верить в "Дедушку Мороза". Не могли верить в него и взрослые читатели Булгакова. Поэтому в заголовке повести он и пишет о "морозном боге", имея в виду, конечно же, Бога, Спаса нашего, Который повелевает природными стихиями и Чей праздник Православная Церковь как раз и отмечает 19 августа. Иначе - зачем нужна точная дата?

Но почему потребовалось вмешательство Самого Бога, чтобы спасти Москву, и почему это происходит именно на Преображение?

Напомню, вкратце, о чем идет речь в повести "Роковые яйца".

Профессор Персиков случайно открывает чудесный луч, под действием которого любые живые существа быстро размножаются и увеличиваются в размерах. О его открытии узнают власти и - предлагают сотрудничество в целях размножения кур, вымерших недавно по всей стране вследствие эпидемии. Персиков отказывается от сотрудничества, произнося пилатовскую фразу "Я умываю руки". Однако, чекист Рокк конфискует у него три камеры, в которых профессор проводил свои эксперименты. В результате путаницы на почте профессору приходят куриные яйца, а в тот совхоз, где Рокк хотел воспроизводить кур, яйца рептилий. Таким образом рождаются гигантские ящеры, которые начинают быстро размножаться и сжирать все на своем пути, двигаясь к Москве. Посланный на расправу отряд Красной Армии пропадает, и только мороз накануне Преображения, или Яблочного Спаса, спасает столицу.

Сверхъестественные гигантские змеи, с точки зрения традиционной христианской образности, - это, разумеется, сатанинское отродье, бесы. Отметим, что герб Москвы - святой Георгий, пронзающий копьем змия-сатану, был упразднен большевиками в 1917 году. Новый герб города с советской символикой был утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Центральное место в этом гербе занимала пятиконечная звезда как "победный символ Красной Армии". Повесть Булгакова написана в октябре 1924 г., что делает совершенно очевидной полемическую направленность текста против нового символа Москвы. Понятно, что Красная Армия не может совладать с нечистой силой. Не звезда, а только святой Георгий призван спасти Москву от гадов, поскольку именно ему дана власть поразить змия. Москва, оставшаяся без символической защиты, не сможет справиться с воплотившимися демонами. Столица обречена.

И вот тут, на попразднство Преображения ударяет мороз - именно такой силы, чтобы погубить под Можайском всю размножившуюся нечисть. "Роковые яйца", при всей авантюрной прихотливости сюжета, оказываются произведением об избавлении от нечисти, от падшей злой природы в день Преображения Господня. Это история об истинном и ложном преображении. Ложное преображение - рукотворное человеческое вмешательство в природу, попытки ее преобразовать, плодящие огромных голодных чудовищ. Божественное вмешательство - спасает Москву и "безграничные пространства" - мир, вселенную. Этот мотив затем получит развитие в "Собачьем сердце" - только речь пойдет уже о попытках преобразования не природы, а социума, то есть о революции. И к тому, и к другому Булгаков выражает однозначно отрицательное отношение, видя в этом проявление бесовских сил.

В день Преображения Господня происходит освящение плодов - винограда, символизирующего Самого Господа, и яблок, ставших традиционным символом запретного плода, вкусив от которого Адам и Ева были изгнаны из рая, и, как пишут святые Отцы, вся природа пала вместе с человеком. Грехопадение, как мы помним из Писания, непосредственно произошло от Змия, победить которого (поразить в главу, как делает святой Георгий) и стало задачей человека, а вместе с ним - всей земной твари. Преображение Господа знаменует начало возвращения человеком своей истинной светоносной природы, начало возвращения в рай.

Именно об этом - прикровенно, так, что ни один советский (и, кажется, пост-советский) критик не докопался - и написал свою повесть Михаил Булгаков. В канун великого двунадесятого праздника хотелось бы вспомнить о писателе, христианство которого иные ставят под сомнение. Однако, христианский смысл повести "Роковые яйца" в свете изложенного выше, думаю, очевиден.

http://www.pravaya.ru/column/8543
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Бражников
Все статьи Илья Бражников
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59