itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

28 июля - память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси

0
136
Время на чтение 7 минут
Св. равноапостольный вел. князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г.

Ему было тогда 6 лет, когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга (память ее 11 июля), и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир.

Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги (память ее 11 июля), князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть.

С семнадцати лет он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов - Перуна и Белеса - и стали им приносить человеческие жертвы.

В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: "Единого Бога признают они владыкой всего мира". Он назывался Сварогом, что значит "голубое небо". Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству.

Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси.

В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.

В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий.

Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, "на земле они или на небе". Расположен был Киев на "великом водном пути из варяг в греки", то есть из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, "мудрейшей из людей", как ее называли современники; не мог не влиять и пример матери его, христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников Феодора и Иоанна (память их 12 июля).

В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в молодости при дворе "конунга Гардарики Вольдемара" (Гардарикой, то есть страной городов, называлась у скандинавов Сев.-3ап. Русь). Когда он возмужал, то покинул его для военных подвигов, по обычаю скандинавов того времени. Но среди моря небесный голос призвал его в Византию для познания истинного Бога. Там он крестился и на обратном пути был опять у Вольдемара и убеждал его принять христианство.

Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином, король Олаф крестил свой народ. Тем не менее князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел пять жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение - это остается его духовной тайной, скрытой в глубине его сердца.

Проповедник XI в. митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати", обращаясь к покойному уже вел. князю Владимиру, говорит так "Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению... Руководясь только твоим добрым сердцем и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог... Пришло к нему посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной вере земли Греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему... Слыша все это, возгорелся он духом, и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю землю свою в христианство..."

О причине обращения св. Владимира ко Христу другой писатель XI в., прп. Нестор Летописец, говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба так "Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник Ему Бог преградил путь ("слону некую наведе") и сделал его христианином, как некогда Плакиду. Так и этому Владимиру было явление Божие и сделало его христианином. Имя ему было дано Василий".

Память св. мученика Евстафия Плакиды, о котором говорит прп. Нестор, совершается 20 сентября. Он был римским воеводой и жил при императоре Тите. Он был язычником и не знал закона Христова, но имел доброе сердце и делал много добрых дел, которые повелевает делать Христос. Однажды на охоте он погнался за оленем. Олень вбежал на скалу и остановился. Остановился в изумлении и Плакида: он увидел между рогами его распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа и услышал голос: "Зачем ты гонишь Меня, Плакида?" Плакида упал от страха на землю и спросил: "Кто Ты, Господи, говорящий со мной?"

Господь ответил ему: "Я - Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и милостыни дошли до Меня, и Я восхотел спасти тебя!" Плакида взмолился: "Господи, научи меня, что мне делать?" Видение уже скрылось, но Плакида услышал голос: "Иди к христианскому священнику, и он наставит тебя ко спасению!" Плакида крестился с женой и двумя сыновьями и получил имя Евстафий. При императоре Адриане все они скончались мученически. Нетленные мощи их почивают в Риме, в церкви их имени.

Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что подобное явление было и св. князю Владимиру. Но подробности его остались неизвестны. Таким образом, по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в его душе. Необыкновенно величествен и привлекателен образ его, даже в язычестве.

Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания.

Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир победил Фоку, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание.

Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту (древнерусское "вено"). Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином и что крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве (ныне г. Васильков).

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники - родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) - крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (память его 30 сент.). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере - в Новгороде, Ростове, Муроме - язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным.

В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась "пеней", то есть денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай, говоря: "Боюсь греха". Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его вел. князе Ярославе под названием "Русская Правда". Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя вел. князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах.

Он созидал новые города, как, например, Владимир-волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться.

В Киеве, на месте убиения свв, русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.

Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским (память его 23 ноября) в середине XIII века. Церковное почитание на Руси св. князя началось значительно раньше: в "Слове о Законе и Благодати" святителя Илариона (+1053) святой князь назван "во владыках апостолом", "подобником" св. Константина и сравнивается его апостольское благовесте Русской земле с благовестием святых апостолов.

http://www.patriarchia.ru/db/text/127505.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии