Армия - это антимир

Мнение служившего священника

0
105
Время на чтение 4 минуты
Что такое дедовщина? Каковы ее корни и когда она появилась в армии? О своем армейском опыте рассказывает священник Московской епархии, служивший в войсках ПВО в 1986-1988 годы:

Еще на ГСП (городском сборном пункте, куда везут призывников перед отправкой) сталкиваешься с тем, что армия - это совершенно другой мир, живущий по своим особым законам. Это антимир. Понимаешь, что попал в такую среду, где господствует право сильного, а ты там никто, просто пустое место. И эта "норма" насаждается всеми: старослужащими солдатами, сержантами, офицерами.

Когда я служил, почти повсюду господствовала дедовщина. Все мои одноклассники и однокурсники оказались тогда в армии, и все говорили, что везде одно и то же. Думаю, что во многом эта система дошла и до наших дней, только с определенными изменениями. Надо сказать, что дедовщина - это не какие-то отдельные случаи насилия и произвола. Это четко отлаженная строго иерархическая система взаимоотношений между солдатами срочной службы, включающая в себя определенное отношение к офицерам, службе, внешнему миру. Среди солдат существуют четкие касты в зависимости от срока службы. Касты первого года службы - "духи", салаги и "помазки" (или "отцы") - должны работать не покладая рук, выполнять все служебные предписания и во всем слушать старослужащих. За этим с разной степенью жестокости следят те, кто прослужили уже год - "черпаки" или "годки". "Деды" (кто уже прослужил полтора года) вообще ничего не делают. Работать считается для них чем-то позорным. Все "касты" отличаются друг от друга тем, как они говорят, одеваются, едят. Молодые, например, не едят соли, масла. Старики носят особые гимнастерки, пилотки, ремни. Если старик отдал честь офицеру (что предписывает устав), его перестают уважать. Чтобы перейти из одной "касты" в другую, надо пройти особые обряды посвящения. Если жалеешь молодого или даже просто общаешься с ним по-человечески, тебя начинают наказывать, а потом презирать, ты не перейдешь в высшую касту. Это самое страшное - стать аутсайдером, вне каст. Такого человека все унижают, гнобят. У "духа" есть надежда стать "помазком", "черпаком", "дедом", у "опущенного" человека никакой надежды уже нет. И хуже всего - не будет. Вернувшись домой, он уже не сможет прийти в себя.

Так что уйти от этой системы, как правило, нельзя. Молодой человек, испорченный обществом потребления и неверия, не может ей противостоять, он ее принимает. Исключений - единицы. У нас был один отличный парень уже после института, к тому же боксер. Так он сразу же отправил приставшего к нему старика в нокдаун, и никто больше к нему не подходил. Он потом нам, молодым, здорово помогал. Так он был старше. А если бы молодой, наш ровесник так сделал, его бы потом замучили - "всем миром", всей "кастой". Один наш товарищ в другой, правда, части получил за оказанное сопротивление ночью табуреткой по спине, и его комиссовали по состоянию здоровья.

Все это страшно уродует, заставляет стать другим, изворотливым, подлым - вплоть до предательства товарищей, которые не хотят принимать правила игры. По сути дедовщина насаждает лагерные порядки, формируя у людей уголовную психологию. Дед, он ведь как вор, не работает. Некоторые считают, что дедовщина появилась на рубеже 60-70-х годов - когда срок службы сократился с трех до двух лет. Те, кто дослуживал три года, вымещали свои обиды на тех, кто служил два. И делали они это в духе распространившихся в обществе уголовных традиций. Может, это действительно так, потому что у кого я ни спрашивал из тех, кто служил в армии в конце 50-х - начале 60-х, никто из них не сталкивался ни с какой дедовщиной.

К сожалению, офицерство в основном восприняло дедовщину совершенно спокойно. "Система" оказалась удобной для них - в казарму ходить можно было теперь реже: порядок обеспечивали деды. В те годы среди офицеров было много людей, пришедших не Родине служить, а за длинным рублем и ранней пенсией. Зарплату по советским меркам они получали огромную, а в 40-45 лет могли уже идти "на покой".

Но, конечно, и авторитет офицера в частях, где существовала дедовщина, был, мягко говоря, никакой. У нас их презрительно называли "кадетами" и за людей не считали. И, я думаю, правильно - это ведь они во всем этом бардаке были виноваты. А потом, когда стали говорить открыто о том, что происходит в армии, они еще придумали себе такую отговорку: "Это общество во всем виновато. Какое общество, такая и армия". Так оно и есть: в обществе у власти хапуги и рвачи - и в армии они все "командуют".

Самым страшным последствием армии является то, что человек как бы приблатняется, приобщается к уголовному по сути миру, вынося убеждение, что поднялся на некую ступень над гражданскими, стал "крутым". Освободиться от этого очень тяжело. Мне иногда кажется, что я до сих пор не освободился.

Я в армии был не очень верующим, некрещенным человеком, поэтому, наверное, так это меня все поглотило. Впервые я понял, что надо с этим кончать, когда прочел в конце 80-х в "Литературке" рассказ Виктора Астафьева, к сожалению, название забыл. Там главный герой, писатель, оказывается во время какой-то страшной грозы в одной избе с бежавшим с зоны матерым блатарем, и тот начинает его поучать, объясняя, что вся наша страна - большая зона, надо это понять и принять эти условия игры, начать "жить по понятиям". Вот мне после этого рассказа стало впервые не по себе.

Конечно, всю эту систему надо ломать. Совместными усилиями государства, армии и Церкви. Когда я служил, были попытки навести порядок - заменить дедовщину строгой уставной системой. Так солдаты этого боялись больше огня, даже молодые, потому что уставная служба в советское время совсем была бездушной, человек просто превращался в солдафона, бездумную машину, в идиота какого-то. Сейчас же в армии больше настоящих офицеров, действительно патриотов, которые понимают, что Россия без веры, без Церкви ничто, что русский, по слову Достоевского, без Православия "дрянь человек". И во главе государства у нас, слава Богу, верующий человек. Поэтому это должны быть не кустарные пробы, а серьезная общая работа. Надо все менять и наполнить подлинным смыслом.

Тогда армия из системы, уродующей человека, превратиться в силу, формирующую, консолидирующую, оздоровляющую общество. Россию действительно можно будет вскоре не узнать.

Мне кажется, сержант обязательно должен быть сверхсрочником, взрослым, опытным человеком, посвятившим себя армии. А то повесят сержантские лычки безусому пацану, вчерашнему школьнику, и не узнать человека: маленький Наполеон. Я до армии даже не представлял, что люди могут так из-за этих лычек меняться, и потерял даже так одного хорошего друга.

Я все-таки не жалею, что служил в армии. Мужчина должен там служить, это его призвание: защищать Родину. Несмотря ни на что, эту идею армейскую мы все же почувствовали, научились переносить трудности, почувствовали чувство локтя, узнали, что такое мужская дружба. Мне повезло, очень хорошие были ребята нашего призыва. Прошло 18 лет, а мы со многими встречаемся, детей я некоторым даже крестил. И когда мы собираемся, вспоминаем "минувшие дни", очень хорошее у нас настроение, действительно духовное, я бы сказал.

А что касается "системы", то из людей я ни на кого зла не держу, за всех молюсь, никакой обиды ни на кого у меня нет и очень хотел бы, чтобы и меня все простили.

записал Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=22§ion=9999&article=458

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49