Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Московский подход

Александр  Бабакин, Независимое военное обозрение

30.06.2006


Российская делегация формирует антитеррористический орган в Парламентской Ассамблее ОБСЕ …

В Брюсселе 2-7 июля пройдет юбилейная, 15-я ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ). Накануне ее открытия руководитель делегации Совета Федерации, председатель Комиссии по контролю за обеспечением деятельности СФ генерал-полковник Владимир Кулаков рассказал "НВО" о том, имеет ли дальнейшие перспективы эта международная организация.

- Владимир Федорович, существует мнение, что Парламентская Ассамблея ОБСЕ занимается чисто представительской деятельностью и предпринимает крайне мало реальных шагов по решению конкретных проблем. Так ли это?

- Это слишком поверхностное мнение. В работе ПА ОБСЕ участвуют политики из многих стран мира с крайне разным видением решения самых болевых европейских и мировых проблем. Из-за этого весьма сложно бывает порой прийти к единому мнению, например, по борьбе с террористическими угрозами, распространением наркотиков, торговлей людьми. Поверьте, что это далеко не просто. Регулярно в течение всего года ведутся между парламентариями соответствующие консультации, определяются и сближаются точки зрения. Потом на таких форумах, как предстоящий в Брюсселе, окончательно согласовываются позиции и принимаются руководящие документы. Таковы правила деятельности этой международной структуры. В противном случае парламентарии просто ни до чего не договорятся. А подобного мы не можем допустить. Ведь значимость ПА ОБСЕ, ее авторитет в мире и особенно на Европейском континенте приобретают особое значение в условиях, когда несколько пошатнулись позиции ООН, прежде всего - из-за явно неконструктивных шагов США.

- Выходит, ПА ОБСЕ может на Европейском континенте составить конкуренцию ООН?

- Я так не говорил. Однако отчетливо видно, что США своими шагами явно не считается с мнением ООН. Это супергосударство явно стремится приучить многие страны мира жить по своим стандартам. Оно не останавливается против применения силы в различных регионах планеты для отстаивания собственных национальных интересов. Отчасти эта работа ведется под предлогом якобы обуздания "имперских амбиций" России.

- Однако жители Крыма, например, вынудили американских военнослужащих, прибывших на полуостров, покинуть его. А как отреагировали на это событие российские парламентарии?

- Во-первых, Крым - автономная республика в составе другого государства, Украины. Вмешательство официальных лиц из соседних стран в их дела могут обострить международные отношения. Ряд российских парламентариев попытались поехать в Керчь, Феодосию. Однако украинские власти отказали им во въезде. Поэтому еще 6 июня депутаты Госдумы РФ Алкснис, Безбородов, Кокошин, Квицинский и другие подготовили проект обращения нижней палаты Федерального собрания РФ к народным депутатам Верховной Рады. В документе подчеркивается, что Россия уважает суверенитет Украины. Но в то же время высказывается крайняя озабоченность в связи с намерением ее руководства ввести свою страну в состав НАТО. Это противоречит духу Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной от 1997 года, который закрепил стратегический характер российско-украинских отношений. По мнению депутатов Госдумы, членство Украины в Североатлантическом альянсе приведет к весьма негативным последствиям для всего комплекса взаимоотношений между нашими народами.

Более того, недавние события в Крыму наметили весьма опасный поворот в отношениях России и Украины. Украинской стороной безосновательно обвиняются граждане РФ, в том числе и депутаты Госдумы, в дестабилизации обстановки в Крыму. Россия и россияне не могут быть безразличными как к судьбе Крыма, так и к судьбе украинского народа и Украины в целом. В соответствии с международными российско-украинскими договорами в Крыму находится Черноморский флот РФ. Депутаты Госдумы категорически против попыток переложить на граждан России ответственность за последствия действий украинских властей.

На мой взгляд, это и есть высокая гражданская ответственность российских депутатов, которые представляют, к чему может привести вступление Украины в НАТО. Это предостережение украинским властям от необдуманного шага. За ним вполне может последовать резкое размежевание позиций двух соседних государств. НАТО вполне может втянуть Украину в совершенно не нужные ей военные операции, вроде, например, агрессии против Югославии. Говорю это как парламентарий и профессиональный военный. И эту позицию буду отстаивать в ПА ОБСЕ.

- Но если НАТО и США в настоящее время мало считаются с ООН, то будут ли они учитывать интересы ПА ОБСЕ?

- А вот для этого мы и трудимся. Раскрою некоторые основные направления нашей работы в 2006 году. Прежде всего мы будем совершенствовать наблюдательную деятельность ОБСЕ за выборами в государствах - участниках этой организации, всемерно добиваться объективности оценок наших экспертов. Сама же российская делегация намерена твердо отстаивать интересы русскоязычного населения в странах Балтии. И, конечно же, мы собираемся и дальше наращивать усилия в борьбе с транснациональной преступностью, наркоторговлей. Для этого будет создаваться модель международной правосубъектности ОБСЕ. В ее рамках по инициативе именно российской стороны должен формироваться специальный комитет по борьбе с терроризмом. Это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд.

Прежде всего необходимо согласовать с другими национальными делегациями российские предложения по составу, регламенту и основным направлениям работы спецкомитета. Далее предстоит через Постоянный комитет ПА ОБСЕ провести само решение о создании спецкомитета, выдвинуть российского представителя в его состав или избрать председателем и, разумеется, запустить механизм работы самого комитета. Вот тогда и будут считаться с нашей работой во всем мире. Через международный спецкомитет по борьбе с терроризмом появятся реальные возможности по формированию во многих государствах мира единого стандарта в отношении к террористам и их пособникам, к финансовым институтам экстремистов.

Кроме того, именно через ПА ОБСЕ российская делегация намерена поднять вопрос о развертывании в ряде европейских государств вблизи границ РФ элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО). Не является особым секретом, что именно против России и ее союзников нацелено это новейшее вооружение. Руководители европейских государств, размещая на своей территории передовые позиции ПРО США, тем самым создают угрозу собственным народам. В случае глобального вооруженного конфликта позиции ракет-перехватчиков наверняка подвергнутся ракетно-ядерным ударам. Подобная, с позволения сказать, "оборона" вряд ли укрепит безопасность Старого Света.

- Если можно, расскажите более детально о будущем антитеррористическом комитете ПА ОБСЕ.

- 8 сентября 2005 года в Черногории на заседании Постоянного комитета Парламентской Ассамблеи ОБСЕ было рассмотрено предложение российской делегации о создании специального комитета по борьбе с терроризмом. По этому вопросу развернулась горячая дискуссия. Не все поддержали нашу инициативу. В итоге председатель ПА ОБСЕ Хастингс поручил Международному секретариату Парламентской Ассамблеи рассмотреть российский проект и подготовить все необходимые материалы для принятия согласованного решения 23 февраля 2006 года в Вене. Но это, к сожалению, не состоялось.

По нашему же мнению, такой специальный комитет позволит выработать единые точки зрения и подходы в антитеррористическом законодательстве. В комитет предлагается включить по одному представителю от каждой страны - члена ОБСЕ. Кроме того, основными направлениями деятельности комитета могли бы быть: прогнозирование тенденций развития террористической угрозы в мире, оценка степени опасности и масштабов терроризма на национальном и международном уровнях; разработка элементов стратегии и тактики действий против терроризма на всех уровнях и во всех его проявлениях; разработка модельных (рекомендательных) законодательных актов для государств ОБСЕ по борьбе с транснациональной преступностью; организации сотрудничества по этой проблеме в мире и другие не менее важные направления.

Основным приоритетом антитеррористической работы ОБСЕ является выполнение резолюции 1337 Совета Безопасности ООН и стимулирование государств - участников ОБСЕ к ратификации 12 конвенций и протоколов ООН по борьбе в терроризмом. Вот некоторые из этого списка документов: "Международная конвенция 1999 года по борьбе с финансированием терроризма", "Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым терроризмом", "Конвенция 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения" и другие. Отмечу, что благодаря деятельности Парламентской Ассамблеи на февраль 2006 года в странах - участниках ОБСЕ уровень ратификации 12 документов составил 93 процента. Россия ратифицировала 11 документов. "Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения" находится на рассмотрении в Госдуме. Кстати, эта конвенция одна из четырех, так сказать, "наименее ратифицированных". Помимо России в списке "должников" числятся еще 10 государств ОБСЕ.

Здесь надо отметить, что столь же активная работа ведется по вопросам, связанным с химическими, биологическими, радиоактивными, ядерными материалами, "контейнерной безопасностью", использованием террористами сети интернет, по противодействию угрозе применения переносных зенитных ракетных комплексов против гражданской авиации, борьбе с террористами-смертниками. Занимаемся мы и проблемой экстрадиции террористов, повышением безопасности проездных документов. Так что работы, отмечу, непочатый край. Однако если несколько лет назад очень многие действительно полезные инициативы буквально тонули в бумажной круговерти или заговаривались в дискуссиях и прениях до полного абсурда, то теперь парламентарии в ОБСЕ вплотную подошли к решению весьма сложных мировых и европейских проблем.

Из досье "НВО"


Владимир Федорович Кулаков родился в 1948 году. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ, Российскую академию государственной службы при президенте РФ. За время службы в Вооруженных силах прошел путь от командира взвода до начальника Главного управления воспитательной работы. Командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта, участвовал в миротворческой миссии в Косово, в боевых действиях (1999-2001 годы) в Дагестане и Чечне. Являлся первым заместителем полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике. В настоящее время член Совета Федерации, руководитель постоянной делегации СФ в ПА ОБСЕ, доктор военных наук, генерал-полковник, награжден пятью орденами.

http://nvo.ng.ru/wars/2006-06-30/1_podhod.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме