2-ая сессия II Ватиканского собора и вопрос о создании униатского Киевского патриархата

0
224
Время на чтение 18 минут
Джованни Баттиста Монтини, ставший Папой Римским 19 июня 1963 г. под именем Павла VI, декларировал, что будет продолжать линию своего предшественника - Иоанна XXIII. В беседе с митрополитом Никодимом (Ротовым) он говорил: "Я очень почитаю покойного папу Иоанна XXIII. Это был великий человек, как в духовной жизни, так и в своей деятельности. Я хочу действовать так, чтобы продолжить его линию во всем".[1] Между тем, представлявший Московский Патриархат на II Ватиканском соборе прот. Виталий Боровой уже в конце 1963 г. сообщал в своем отчете:

"И хотя папа неоднократно заявлял и продолжает заявлять о своем желании продолжать линию своего предшественника, однако в действительности все факты говорят за то, что он желает иметь свою самостоятельную линию. Внешне она будет продолжением линии Иоанна XXIII. Внутренне же, по своему содержанию, она будет несколько модифицированной и своеобразно павловской линией.

Суть ее, по-видимому, будет заключаться в том, что будут проводиться параллельно две линии. Одна рассчитанная на Восток, социалистические и нейтралистские страны. Здесь будет продолжаться линия Иоанна XXIII на нормализацию и улучшение отношений. Только в отличие от Иоанна XXIII это будет осуществляться очень медленно, осторожно, выжидая и используя наиболее благоприятные для Ватикана моменты и обстоятельства. При этом будут стремиться больше получить, нежели дать.

Параллельно с этим будет проводиться вторая линия в расчете на так наз. Западный мир. Суть ее будет состоять в том, что идеологическая борьба с так наз. "опасностью коммунизма" и с марксизмом-ленинизмом (внешне имея в виду его атеистическую сторону) будет провозглашена одной из главных задач Церкви и будет проводиться в очень широких масштабах через так наз. апостолат мирян. Этим папа желает уверить западные страны и дать им гарантию, что им нечего бояться нормализации отношений Ватикана с Востоком. Одновременно эта вторая линия послужит своеобразным противоядием или, в крайнем случае, нейтрализацией и уменьшением того "зла" и тех "вредных последствий и уступок", которые, с точки зрения Ватикана, должны явиться неизбежным результатом нормализации отношений и его сближения с Востоком. Ватикан понимает, что, если он желает что-нибудь получить или достигнуть на Востоке, он в свою очередь должен многим поступиться и пойти навстречу чаяниям народов этих стран. Ватикан понимает, что это, так сказать, "неизбежное зло". И нейтрализовать это "зло", являющееся неизбежным последствием проведения первой линии (т.е. иоанновской линии на сближение с Востоком), должна вторая линия (т.е. павловская линия гарантий и соблюдения интересов т. наз. "западной цивилизации и западного мира")".[2]

Из подобной политической схемы с неизбежностью вытекало более внимательное отношение Павла VI к Украинской Униатской Церкви и стремление использовать ее в новой восточной политике Ватикана. Переход к новому курсу в полной мере стал ощутим с началом 2-й сессии II Ватиканского собора, которая открылась 29 сентября 1963 г. Прот. Виталий Боровой свидетельствовал, что вокруг собора происходила закулисная борьба, связанная с попытками повлиять на формирование новой политической линии Святого Престола: "Если на самом Соборе дискуссии носили скорее спокойный и скучный характер и не имели важных практических последствий, то около Собора и около личности нового папы происходила в течение этого месяца очень оживленная политическая деятельность. Так как все чувствовали, что новый папа вырабатывает свою собственную политическую линию и в этом отношении что-то может или должно измениться по сравнению с правлением Иоанна XXIII, то консервативно-интегристская часть католической иерархии, внутри-итальянская реакция, дипломатия, политические круги атлантических держав и политическая эмиграция из Восточной Европы предприняли все усилия, чтобы добиться коренного изменения политики Ватикана в их пользу и в связи с этим проявили оживленную политическую деятельность".[3]

В посольствах США и Великобритании были созданы "специальные группы для проведения политики этих держав в Ватикане, влияния на Собор и нейтрализации "опасной", по их мнению, деятельности и влияния русских наблюдателей".[4] С целью оказать воздействие на ход работы собора группа при посольстве США проводила регулярные совещания с американским епископатом и американскими экспертами, присутствовавшими на соборе. В Британском посольстве аналогичную группу возглавлял Вудроф, специалист по Восточной Европе и Украине.[5] Прот. Виталий Боровой отмечал: "Очень большую активность в противодействии мнимой "угрозе" со стороны русских наблюдателей и выработке планов контр-акций через посредство украинцев проявляет второй английский специалист по Восточной Европе и украинскому вопросу Герберт Оберон. Отпрыск старинной аристократической семьи, он специализировался по проблеме так наз. "Федерации народов Восточной Европы", особенно по Украине. Он является главным "покровителем и опекуном" украинской политической эмиграции и ее подрывных организаций. Во время последней войны Оберон был политическим представителем Англии при армии польского генерала Андерса. Был в Польше и на Украине и хорошо знаком с польской и украинской политической эмиграцией. В настоящее время находится в Риме. Имеет виллу где-то на юге от города. Здесь руководит и координирует деятельность польских и украинских эмигрантов".[6]

С началом 2-й сессии II Ватиканского собора очень оживилась деятельность украинской политической эмиграции. Освобождение советскими властями митрополита Иосифа Слипого, переехавшего в Рим, убеждало лидеров эмиграции и епископат Греко-католической Церкви в возможности оказывать воздействие на СССР. Уловив новые веяния в восточной политике Павла VI, украинские иерархи в тесном союзе с представителями националистической эмиграции вновь обратились к идее учреждения Киевского униатского патриархата и начали разрабатывать новую масштабную церковно-политическую программу. Ее итогом теперь уже должна была стать не только консолидация греко-католической диаспоры в единый патриархат, но и легализация Униатской Церкви в советской Украине.

Наблюдателям от Русской Православной Церкви о деятельности украинских греко-католиков в продолжение лета 1963 г. стало известно следующее: "В течение лета была запланирована и хорошо подготовлена новая тактика в наступлении на СССР. Новым оружием в этом наступлении был избран вопрос о легализации "украинской католической церкви" в СССР (под этим названием разумеется бывшая униатская церковь в Западной Украине). Вопрос этот завуалирован под новой формулой об учреждении Киевского украинского католического патриархата".[7]

После совещаний по поводу нового политического проекта лидеры украинских националистических организаций диаспоры и группа украинских конгрессменов украинского происхождения были приняты президентом США Джоном Кеннеди. В беседе с ними американский лидер дал понять, что администрация США окажет им содействие в случае, если они через Ватикан начнут добиваться легализации Униатской Церкви в Советском Союзе. Затем некоторые из лидеров украинских националистов (в частности, Уолтер Душник) побывали в госдепартаменте США, где также провели ряд собеседований.[8] "Душник, например, был принят заведующим "сэкьюрити боорд" госдепартамента (т.е. заведующим отдела службы госбезопасности американской дипломатии) Теплинским (или Теплицким), американцем польского происхождения. От него Душник получил инструкции и даже своеобразный вопросник, т.е. список вопросов, интересующих указанный отдел в отношении СССР, Польши, Украины, Русской Православной Церкви и сношений Ватикана с Москвой",[9] - отмечали наблюдатели Русской Православной Церкви.

Из США лидеры украинской эмиграции приехали в Италию. Здесь в местечке Рокка ди Папа близ Рима прошла серия совещаний т.н. "Украинского христианского комитета". В состав комитета вошли все участвовавшие в работе II Ватиканского собора епископы-украинцы во главе с митрополитом Слипым, представители украинских националистических организаций диаспоры, возглавляемые Душником, и украинская профессура - всего свыше 30 человек. По мнению участников совещания, к тому времени сложилась ситуация, наиболее благоприятная для осуществления давления на Советский Союз. Давление это, как предусматривала программа, разработанная в ходе совещаний "Украинского христианского комитета", должно было осуществляться по трем направлениям:

"Первое и основное - это давление самого Ватикана (папы) в переговорах с представителями советского правительства. Осуществляться будет через дипломатические каналы статс-секретариата.

Второе и не менее важное - это организация широкой кампании в прессе и среди всемирного общественного мнения для нажима на СССР извне. Для этой цели Комитет располагает очень большими денежными средствами (источники неизвестны, но можно догадываться откуда). Мобилизованы все наличные кадры и силы специалистов по пропаганде. Предполагается соглашение с крупнейшими газетами США, Англии, Франции, Германии и Италии. Негласно это поддержат и правительства некоторых стран (Кеннеди обещал; поддержка ФРГ также обеспечена - в Мюнхене ведь их центр).

Душник по этому поводу из Рима поедет в Мюнхен, оттуда в зап. Берлин (имеются в виду радиостанции "Голос Америки", "Свободная Европа", "Освобождение"), дальше - в Париж, потом в Мадрид (где имеется украинское радиовещание, финансируемое правительством Франко). В Риме имеются два украинских радиовещания: одно - при Ватикане (с ним соглашения не будет), другое - при итальянском правительстве (заведующий проф. Федорчук или Федоренчук; с ним соглашение будет).

Третье, незначительное по результатам и размаху, но важное в моральном отношении - это пропагандистское воздействие на само население Западной Украины. Епископы Гарбо [10] (Лат. Америка) и Борецкий (Сев. Америка) похвалялись, что украинская политическая эмиграция и в частности украинский епископат имеют очень хорошо налаженные и регулярные подпольные связи и сношения с бывшими униатами Галиции и Львовщины. По их словам, там имеется много тайных униатских священников и даже епископов, которые остались верны унии и папе и имеют контакты с верующими, тоже в душе сохранившими верность унии. По словам Слипого, таких "верных униатов-католиков" имеется там не менее одного миллиона. Сколько в этом правды, сказать трудно, но, с другой стороны, нам стало известно, что католики из Литвы имеют налаженные сношения с кардиналом Вышинским, который даже рукополагает ксендзов из Литвы.

Для ознакомления бывших униатов со всем, что касается желательной украинцам легализации (восстановления) униатской церкви в Зап. Украине и организации Киевского патриархата, предполагается отпечатать на очень тонкой бумаге особые воззвания и информационные листки и распространить их в Галиции и Львовщине. Украинские деятели уверены, что это технически возможно".[11]

Прот. Виталий Боровой отмечал, что большим влиянием в Католической Церкви пользуется новый, но очень могущественный орден Вербистов, главой которого в то время являлся немец Иоганн Шютте. Наиболее влиятельным представителем ордена в Италии и Риме в период работы II Ватиканского собора был американец Уильтген, который создал пресс-бюро, дававшее более полную и интересную информацию о соборных заседаниях, чем официальное пресс-бюро Ватикана. Наблюдатель от Московского Патриархата отмечал, что "Уильтген очень тесно связан с украинцами и несомненно им поможет по второму и третьему пунктам"программы, разработанной в Рокка ди Папа.[12] Члены "Украинского христианского комитета" также выражали надежду, что в СССР "бывшие униаты помогут им в осуществлении их планов своими просьбами и ходатайствами пред соответствующими советскими органами о регистрации их приходов". Участники совещаний в Рокка ди Папа собирались вместе с нелегально направляемой в Западную Украину литературой посылать греко-католикам Советского Союза инструкции, согласно которым последние должны были действовать в направлении достижения намеченной цели.[13]

Представителям Московского Патриархата стали известны сформулированные униатами в ходе заседаний "Украинского христианского комитета" ближайшие цели: "...Путем концентрированного тройного нажима на Советское Правительство украинские лидеры надеялись заставить его пойти на уступки. Конкретная цель: открытие двух епархий - во Львове и Киеве; возвращение Слипого и признание за ним титула киевского патриарха, легализация украинской церкви и регистрация приходов и духовенства, пожелавших вернуться из православия в эту церковь или оставшихся верными ей до сих пор. Расчет: желая улучшить отношения с Западом, Советское Правительство пойдет на эти "ничего для него не стоящие уступки", чтобы приобрести большой моральный капитал в мировом общественном мнении. Соглашение можно оформить в виде договора с Ватиканом, и это будет гарантией его соблюдения. Таким образом, существование приходов новой украинской церкви будет иметь солидную юридическую базу и международные гарантии (что-то вроде частичного конкордата между Москвой и Ватиканом)".[14]

Итоги совещаний в Рокка ди Папа были отражены в официальном постановлении Синода украинских греко-католических епископов, которое было направлено в Конгрегацию Восточных Церквей.[15] Перемену в отношении к украинским униатам Папа Павел VI продемонстрировал, приняв всех членов "Украинского христианского комитета" во главе с митрополитом Слипым вскоре после проведенных в Рокка ди Папа совещаний. Газета "L'osservatore Romano" опубликовала сообщение о приеме и текст обращенной к униатам папской речи.

Свою дальнейшую восточную политику Павел VI строил на балансе двух составляющих: одновременном развитии контактов с Русской Православной Церковью и покровительстве украинским греко-католикам. При этом вопрос о создании униатского патриархата Папа мог использовать в качестве "козыря" в переговорах с Москвой, тогда как интерпретация контактов с Русской Православной Церковью в контексте экуменической деятельности Святого Престола позволяла понтифику оправдывать сдерживающие меры в отношении украинских униатов.

Перемены, происшедшие в восточной политике Святого Престола с началом понтификата Павла VI, обусловили и резкое изменение отношения к представителям Русской Православной Церкви на II Ватиканском соборе, что стало очевидным с началом 2-й сессии собора. "Уже было симптоматично то, что их никто не встретил. Объяснялось это техническими причинами (неполучение телеграммы из Москвы), но тем не менее каких-либо сожалений или извинений от Виллебрандса мы не слышали. Сделал это формально его II-й помощник. Первые дни наши многочисленные друзья на Соборе приветствовали нас, выражали пожелания встречаться, беседовать, приглашать к себе или в ресторан. Однако через пару дней все сориентировались, что что-то меняется или может измениться в политике нового папы. И тогда мы встречали только лишь вежливость, но прежней сердечности уже не было. С приглашениями тоже сочли за лучшее воздержаться. Бэа и Виллебрандс при случайных встречах были очень вежливы и предупредительны, но к себе не приглашали и деловых разговоров избегали. В прессе после первых сообщений о нашем прибытии наступил своего рода заговор молчания. Мы ходили на Собор, возвращались в гостиницу, там работали, участвовали во всех официальных встречах и совещаниях, и только",[16]- так обрисовали свое новое положение наблюдатели от Московского Патриархата.

По поводу новых реалий восточной политики Ватикана прот. В.Боровой отмечал: "Характерным мерилом новой атмосферы было отношение к нам Слипого. Когда мы были на траурной мессе по Иоанну XXIII в июне, кардиналы Тэста и Бэа очень нас благодарили за Слипого и объяснили, что Слипой болен и сам не может сделать этого. Когда мы были на коронации Павла VI, Слипой присутствовал там, но с нами не встречался. Это можно было формально объяснить тем, что мы были в Риме лишь два дня, и на 2-й день нас принимал папа. Теперь же на Соборе мы встречались ежедневно, видели друг друга, но Слипой избегал с нами встречаться. Правда, Виллебрандс при случайных встречах с нами упоминал, что Слипой, мол, хочет встретиться с нами. Мы немедленно выражали наше согласие, но этим дело и кончалось. Слипой явно не хотел этого. Виллебрандс же говорил это, утешая нас и себя, так как он правильно понимал всю необходимость для Слипого такой встречи. Но и с самим Виллебрандсом поговорить было довольно трудно. Он все время был "очень занят". По своей же инициативе, как это было во время I-й сессии, а также и весной и летом этого года, когда все самые серьезные газеты писали, что Русская Церковь лидирует в православном мире, теперь в настоящих условиях, он повидимому, встречаться с нами, беседовать и советоваться со мною не находит нужным". [17]

В создавшейся ситуации прот. Виталий Боровой счел необходимым серьезно и откровенно поговорить о происходящем с Виллебрандсом. Об этой беседе о. Виталий сообщал: "В частности, я сказал, что мне ясны и новая атмосфера вокруг нас, и тактика папы, и позиция Слипого, и планы украинцев. Результат этой беседы был очень весомый. Виллебрандс был очень смущен, уверял меня, что ничего не изменилось. Относительно Слипого и украинцев полностью со мной согласился, хотя и уверял меня, что ему ничего это не известно. Виллебрандс, несомненно, доложил об этой беседе кому следует". [18]

Вероятно, в Римской курии испугались, что столь ясное понимание особенностей восточной политики Ватикана наблюдателями от Русской Православной Церкви может поставить под угрозу претворение в жизнь многих ее элементов, а также негативно скажется на экуменической деятельности Католической Церкви. Незамедлительно последовал ряд мер (надо отметить, довольно неуклюжих), призванных убедить представителей Московского Патриархата в неизменной к ним благожелательности Святого Престола и даже украинских греко-католиков. В частности, уже через день после разговора Борового с Виллебрандсом митрополит Иосиф Слипой пригласил к себе наблюдателей от Русской Православной Церкви. Об этой встрече о. Виталий сообщал: "Был в высшей степени любезен, угощал радушно, но разговор вел чисто протокольного характера. На наш вопрос, как себя чувствует в Риме, ответил, что он - советский гражданин и желает вернуться на родину, но, конечно, митрополитом или даже патриархом".[19]
Через два дня Слипый через Виллебрандса попросил прот. Виталия Борового зайти к нему вновь, но уже одного. Об этой новой встрече представитель Русской Православной Церкви сообщал: "В присутствии Виллебрандса состоялась очень серьезная деловая беседа. Слипой решительно отмежевался от всех планов украинцев и от их действий. Жаловался, что многие злоупотребляют его именем. Пишут и говорят о нем всякие небылицы, чего он никогда не говорил и не писал. Американцы предлагали ему полтора миллиона долларов за его мемуары о пребывании в заключении. Он отказался. Говорил о своем желании вернуться и что ввиду этого он не позволит себе сказать или сделать что-либо вредное для советского государства".[20] Трудно сказать, насколько искренними были слова Слипого. Быть может, они отражали определенные колебания униатского митрополита относительно программы действий, разработанной под руководством Душника. Вероятно, как человек, который многие годы провел в заключении в советских тюрьмах и лагерях и был знаком с советской действительностью гораздо лучше, чем эмигрантские деятели, Слипый сознавал, что политизированный в антисоветском духе проект Душника делает практически нереальной перспективу согласия советских властей на легализацию Униатской Церкви в СССР и возведение ее на степень патриархата. И, тем не менее, вскоре митрополит Иосиф целиком и полностью примкнул к эмигрантским планам.

Через день после беседы со Слипым с о. Виталием пожелал встретиться сам Уолтер Душник. "Разговор был очень серьезным. Он пытался представить планы украинцев в совершенно безобидном виде", - отмечал представитель Русской Церкви. По словам прот. Виталия Борового: "Украинцы были так напуганы, что даже наиболее непримиримые их епископы (Гарбо и Борецкий) выражали желание встретиться со мной и поговорить. Мой отъезд в Москву помешал этому".[21]

Однако в целом потепление отношения к представителям Русской Православной Церкви мало повлияло на позицию греко-католических иерархов. Очевидное внимание Павла VI к униатскому вопросу и его покровительство украинским греко-католикам обусловили переход последних к самым решительным действиям. Наиболее ярко это проявилось в выступлении митрополита Слипого на 2-й сессии II Ватиканского собора. На соборном заседании 11 октября 1963 г. Слипому было предоставлено слово, и униатский митрополит выступал в течение 20 минут. Слипый сделал в своем выступлении весьма далекий от объективности "исторический" экскурс. В нем митрополит отметил, что его "предшественники" ранее уже присутствовали на Вселенских Соборах (их количество и порядок митрополит Иосиф определял в соответствии с католической традицией). К числу своих "предшественников" униатский митрополит почему-то отнес епископов Готского (на I-м Вселенском Соборе) и Херсонского (на II-м). В ряду Предстоятелей Киевской Церкви Слипый также назвал никогда в реальности не являвшегося таковым Петра Акеровича (присутствовал на I Лионском соборе 1245 г.). Глава галицких униатов также отметил, что на 2-й сессии II Ватиканского собора присутствуют 20 украинских епископов. Митрополит Иосиф высказал свою точку зрения на ряд затронутых на соборе проблем. В частности, он говорил о епископате и примате Папы Римского. В конце выступления Иосиф Слипый предложил создать Киевский греко-католический патриархат.[22]

Отклик на выдвинутое греко-католическим первоиерархом предложение описывают по-разному. Униатские авторы уверяют, что идея Киевского патриархата у многих участников собора вызвала восторженную реакцию.[23] Прот. Виталий Боровой отмечал иное: "Когда Слипый говорил свою речь в Соборе (в общем безобидную и малоинтересную) и выдвинул идею создания Киевского патриархата, обосновав его исторически со времен Петра Могилы (начало XVII века), то статс-секретариат потребовал от ген. секретаря Собора Феличи впредь не допускать подобного рода речей. Однако сам папа не занял такого определенно отрицательного отношения".[24]

Проблемы создания Киевского греко-католического патриархата вслед за митрополитом Слипым в своем выступлении 20 ноября 1963 г. также коснулся украинский униатский епископ из Аргентины Андрей Сапеляк. Он отмечал, что существующие в Католической Церкви восточные униатские патриархаты имеют крайне немногочисленное количество приверженцев, тогда как украинские греко-католики, которых намного больше, чем других униатов, до сих пор не имеют своего патриархата.[25]

Вскоре после этого выступления, 25 ноября 1963 г., украинские униатские епископы опубликовали "Совместное пастырское послание украинских католических владык, присутствующих на Второй сессии II Ватиканского Вселенского Собора в Риме". В послании к пастве, в частности, сообщалось: "Не сомневаемся, Дорогие Братья и Сестры, что и Вы все бесконечно благодарны Божественному Спасителю и Его Пресвятой Матери за то, что в итоге, после долгих молитв, ожиданий и неуверенности, наша молчащая Церковь на землях Украины имела возможность дать ощутить на этом Вселенском Соборе свой голос, напомнить Отцам Собора свое великое и славное прошлое и поручить им создание для себя Украинского Киевско-Галицкого Патриархата".[26] В послании также говорилось о событии, которое ярко подтверждало покровительственное отношение Папы Римского к новым инициативам украинских униатских иерархов: "Наша радость по этому поводу тем более велика, что этот голос нашей родной Церкви звучал возле гроба Святого Священномученика Иосафата, Покровителя Украины и апостола единства Христовой Церкви, ибо Его святые мощи именно теперь во время второго Вселенского Собора положены в престоле св. Василия Великого в базилике св. Петра в Риме, а 25 ноября с.г. сам Святейший Отец Папа Павел VI захотел отслужить торжественный молебен в честь этого нашего Мученика Соединения в сослужении всех нас украинских Владык, в присутствии Кардиналов, Патриархов, Епископов, священников, всей нашей общины в Вечном Городе и многочисленных верных разных обрядов".[27] Речь шла о помещении в Соборе св. Петра в Риме останков единственного на то время униатского святого - Иосафата Кунцевича, фанатика, насаждавшего унию в Белоруссии жестокими репрессивными мерами и убитого за это доведенными до отчаяния православными жителями Витебска в 1623 г. То, что останки Иосафата были положены рядом с мощами особо почитаемого на Православном Востоке святителя Василия Великого, вероятно, также должно было подтвердить стремление Святого Престола при новом понтифике отводить украинским униатам весьма значимое место в своей восточной политике. В своем послании униатские епископы сообщали и о том, что 18 октября 1963 г. Папа Павел VI вновь продемонстрировал свое благоволение к ним, дав аудиенцию украинской общине.[28]

Униатский историк священник Исидор Нагаевский сообщал, что наблюдатели, представлявшие на II Ватиканском соборе Русскую Православную Церковь, направили госсекретарю Ватикана кардиналу Чиконьяни протест по поводу высказанного митрополитом Слипым пожелания о создании Украинского униатского патриархата. Представители Русской Церкви будто бы усмотрели в этом проекте покушение на каноническую территорию Московского Патриархата и объявили, что в случае принятия собором положительного решения по данному вопросу они прекратят участие в соборных заседаниях и вернутся в Россию.[29] Однако отчеты московских наблюдателей не содержат упоминания о каких-либо специальных заявлениях по данному вопросу.

Перед отъездом из Рима в Москву представителей Русской Православной Церкви, завершивших свою работу на 2-й сессии II Ватиканского собора, 6 декабря 1963 г. принял Папа Павел VI. Прот. Виталий Боровой сообщал о беседе с понтификом: "Отдельно папа спросил (и это, повидимому, было главное ради чего он хотел говорить со мной), что по моему мнению следует делать для улучшения взаимоотношений Католической Церкви с СССР, социалистическими странами и что, в частности, можно было бы сделать для нормализации положения католиков на Украине (униаты) и в Литве".[30]

Двойственность позиции Папы Павла VI, который, покровительствуя украинским униатам, одновременно стремился продолжить начатый при Иоанне XXIII диалог с Москвой, была причиной того, что в Ватикане отсутствовала единая позиция по вопросу об Украинском патриархате. Среди высших иерархов Римской курии были как сторонники, так и противники его учреждения. К числу последних относились, главным образом, приверженцы политики расширения экуменических контактов с православным миром в целом и Русской Православной Церковью в частности. Эти деятели закономерно опасались осложнения отношений с Московским Патриархатом в условиях начавшейся активизации униатов. Возможно, что именно сторонники сближения с Москвой смогли оказать давление на некоторых украинских епископов: трое из восемнадцати униатских архиереев, подписавших определение синода Украинской Греко-католической Церкви о предоставлении ей статуса патриархата, вскоре дезавуировали свои подписи и сообщили об этом в Конгрегацию Восточных Церквей.[31]

В конечном счете рассмотрения вопроса об учреждении Киево-Галицкого униатского патриархата на 2-й сессии II Ватиканского собора так и не состоялось. Посольство СССР в Италии в справке, посвященной итогам 2-й сессии собора сообщало: "В ходе II сессии собора было отмечено некоторое оживление деятельности украинских эмигрантских униатских епископов. В своем выступлении на соборе митрополит Слипый внес предложение о создании украинского униатского патриархата с центром в г. Киеве, что является открытым призывом к легализации украинской униатской церкви на территории советской Украины. Это предложение Слипого не нашло прямой поддержки в руководящих кругах Ватикана, что следует расценивать как их стремление не обострять отношений с Советским Союзом".[32]


Примечания:

[1] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 69-70.

[2] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 44-45.

[3] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 51.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 51-52.

[7] Там же.

[8] Там же; ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 10.

[9] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 55-58.

[10] Прот. Виталий Боровой допускает неточность в написании фамилии и указании места служения иерарха: имеется в виду униатский епископ г. Чикаго (США) Ярослав Габро.

[11] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 55-58.

[12] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 59.

[13] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 59-60.

[14] Там же.

[15] Нага?вський I. Iсторiя Римських Вселенських Архi?ре?в. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ-Львiв, 1999. С. 125.

[16] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 60-61.

[17] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 61.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 130-131; Архив ЦНЦ "Православная энциклопедия". Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). "Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II". Кардинал Иосиф Слипый (биография); Архив ЦНЦ "Православная энциклопедия". Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). "Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II". Иосиф Слипый.

[23] Сапеляк А. Ки?вська Церква на Слов'янському Сходi. Буенос-Айрес-Львiв, 1999. С. 196-197; Нага?вський I. Iсторiя Римських Вселенських Архi?ре?в. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ-Львiв, 1999. С. 78-79.

[24] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2, Д. 509. Л. 60.

[25] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 112-113.

[26] Полный текст документа опубликован в: Нага?вський I. Iсторiя Римських Вселенських Архi?ре?в. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ-Львiв, 1999. С. 317-324 (перевод с украинского мой - В.П.).

[27] Там же.

[28] Там же.

[29] Нага?вський I. Iсторiя Римських Вселенських Архi?ре?в. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ-Львiв, 1999. С. 125.

[30] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 64-67.

[31] Нага?вський I. Iсторiя Римських Вселенських Архi?ре?в. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ-Львiв, 1999. С. 125.

[32] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 509. Л. 167-170.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34430&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Петрушко
Франциск лишь отложил раскол
Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь
14.03.2023
Цель – уничтожить Православие на Украине
Только продолжение СВО может спасти каноническую Украинскую Церковь
13.12.2022
Американские католики против «воцерковления» содомского греха
В католической епархии штата Мичиган запретили причащать и крестить трансгендеров
17.12.2021
Налицо сильное давление Фанара и США
Судя по всему, признание Поместными Церквами т.н. ПЦУ продолжится
12.11.2019
Все статьи Владислав Петрушко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49