Святого Георгия вознесли в небоИгорь Плугатарев, Независимое военное обозрение 14.04.2006
Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник. Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. - 360 с., илл. Тираж 1000 экз.
"НЕСТЕРОВ Петр Николаевич Дата рождения. 15.02.1887 г. Происхождение. Из дворян Нижегородской губернии. Сын штабс-капитана. Вероисповедание. Православный. Образование. Окончил Нижегородский кадетский корпус (1904 г.), Михайловское артиллерийское училище (1906 г.), Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы (1912 г.), Авиационный отдел той же школы (1913 г.). Чины и звания. Подпоручик - 29.10.1906 г. Поручик - 01.09.1909 г. Штабс-капитан - 31.08.1913 г. Военный летчик - 1913 г. Прохождение службы... 09.09.1913 г. первым в мире выполнил "мертвую петлю" - фигуру пилотажа, впоследствии названную в честь него "петлей Нестерова"... Награды. Св. Георгия IV ст. - ВП (Высочайший приказ. - "НВО") от 23.04.1915 г. "за то, что в бою 26 августа 1914 г., заметив в воздухе над г. Жолкевым неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя". Дата и обстоятельства смерти. 26.08.1914 г., недалеко от г. Жолкева... погиб, разбившись о землю". Это - выдержка только из одной биографии, помещенной в данной, без преувеличения уникальной книге. О военном воздухоплавателе Нестерове (автор "петли" и первого в истории авиации тарана) знают все или многие любители отечественной военной истории. А вот о других... По подобному принципу в биографическом справочнике представлены документальные жизнеописания 269 первых российских летчиков, ставших и первыми же "небесными кавалерами" высших военных наград Российской империи. При этом описания подвигов авиаторов приводятся по тексту Высочайших приказов о чинах военных за 1914-1917 годы и по другим архивным источникам. Собственно, на них и основана вся книга. Но ценен справочник не только этим. По биографиям летчиков можно видеть, как конкретно применялась боевая авиация в годы Первой мировой войны. Это тем более значимо, что в трудах отечественных историков боевая летная тема практически не освещалась. Работы их были посвящены в основном не более чем десятку воздушных асов той поры, главным образом погибшим (Евграф Крутень, Петр Нестеров, Иван Орлов) или служивших после революции в Красной армии (Константин Арцеулов, Михаил Ефимов). Роль других по идеологическим соображениям принижалась (не рабоче-крестьянское происхождение: из 68 офицеров-авиаторов - Георгиевских кавалеров, проходивших службу в РККА, в советских справочниках и энциклопедиях упоминается только один Михаил Строев) или замалчивалась (большинство из них воевали на стороне белых, жили потом в эмиграции). Например, мало кто слышал о младшем офицере 4-го корпусного авиационного отряда поручике Александре Козакове, который в отличие от Нестерова тараном не только уничтожил вражеский самолет, но и остался жив. Более того, в последствии он стал самым результативным русским летчиком-истребителем. Интересующийся читатель, изучив книгу, сделает для себя и другие не менее любопытные открытия. http://nvo.ng.ru/notes/2006-04-14/8_georgiy.html Другие способы помощи |
Другие статьи этого автора
28.09.2007 |
Беспрецедентный прецедент
Создал в верхних эшелонах власти министр обороны Анатолий Сердюков
23.06.2007 |
А до Арлингтона все же не дотянет...
В Подмосковье создается кладбище для президентов и маршалов-бессребреников
01.06.2007 |
"Генерал Скобелев" поднимает знамя Красного Креста
все статьи автораКурсанты учатся судить победителей и не приносить горе побежденным Другие статьи этого дня
14.04.2006 |
Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков. Часть III
Другие статьи по этой теме |