Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Рука помощи или жажда поглощения?

Станислав  Минин, НГ-Религии

16.03.2006


Еврейские организации вновь не сошлись в вопросе об объединении …

В прессу просочилась информация, касающаяся перспектив объединения Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР). Были опубликованы материалы переписки высокопоставленных представителей этих организаций.

В частности, в "Международной еврейской газете" были представлены проект объединения ФЕОР и КЕРООР, предложенный председателем правления ФЕОР Александром Бородой, обращение президента КЕРООР Аркадия Гайдамака к Главному раввину КЕРООР Адольфу Шаевичу с просьбой дать оценку возможному слиянию, комментарий самого Шаевича и контрпредложение президиума КЕРООР и Общественного совета Московской еврейской религиозной общины по созданию "координационной структуры".

Стороны, как это случалось и ранее, разошлись не только в оценке перспектив объединения, но и в видении форм такого объединения. Если в ФЕОР считают возможным создание единой организации с единым имуществом, единой системой финансирования, единой администрацией, то в КЕРООР выступают за создание Координационного еврейского совета с сохранением "автономности и независимости" входящих в него организаций.

Схожая ситуация складывалась в начале 2004 г., когда ФЕОР предлагала КЕРООР подписать "Меморандум о создании Единой еврейской общины России", а руководство КЕРООР, в свою очередь, заявляло о "подводных камнях", препятствующих объединению, и призывало основать все тот же Координационный совет. Как и два года назад, КЕРООР считает слияние несвоевременным и малореальным, а ФЕОР не видит никаких перспектив в "координации".

По мнению Адольфа Шаевича, создание единой структуры сегодня невозможно из-за ряда "теологических разногласий" между "литовским" направлением ортодоксального иудаизма, которого придерживается большинство раввинов КЕРООР, и хасидским движением ХАБАД-Любавич, к которому принадлежат раввины ФЕОР.

Основное противоречие, по словам Шаевича, заключается в том, что любавичские хасиды в отличие от ортодоксальных иудеев не признают религиозными авторитетами раввинов Элиезера Ман-Шаха, Йосефа Шалома Эльяшива и Аарона Штайнмана и считают Мессией покойного любавичского раввина Менахема Мендла Шнеерсона. В письме Аркадию Гайдамаку Главный раввин КЕРООР сообщил, что в 2000 г. Главный раввин ФЕОР Берл Лазар подписал заявление группы любавичских раввинов о признании Шнеерсона Мессией.

Бывший глава Российского еврейского конгресса (РЕК), президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя эту ситуацию для "НГР", подчеркнул, что "для человека, знакомого с тем, как верят, молятся, дружат и не дружат евреи", вопрос об объединении ФЕОР и КЕРООР стоять не может. По его мнению, "в нынешней ситуации возможной видятся именно координация, отказ от интриг и переманивания спонсоров и нормализация взаимотношений раввинов".

Объединение любавичских хасидов и ортодоксальных иудеев, по мнению Сатановского, предельно проблематично вне зависимости от существующих предложений и в рамках плюралистической еврейской традиции в принципе бессмысленно.

В интервью "НГР" глава Департамента по связям с общественностью ФЕОР Борух Горин сообщил, что соображения раввина Шаевича о "теологических различиях" между ФЕОР и КЕРООР "расходятся с действительностью", поскольку в рамках иудаизма любой общине не только разрешается, но и предписывается иметь собственных учителей и духовных авторитетов. К тому же оппонирование учителям - развитая и респектабельная иудейская традиция. Тем не менее, по словам Горина, все это не мешает хасидам и ортодоксальным иудеям взаимодействовать, например, в Раввинском суде Израиля. Борух Горин также дезавуировал информацию о подписании Берлом Лазаром заявления о признании раввина Шнеерсона Мессией. По его словам, такой документ действительно циркулировал в ФЕОР в 2000 г., но Главный раввин организации не подписывал его и неоднократно заявлял об этом журналистам. В ФЕОР считают, что Главный раввин КЕРООР в своем письме (преднамеренно или нет) вводит в заблуждение Аркадия Гайдамака.

КЕРООР, по мнению Боруха Горина, выступает против объединения по двум причинам. Во-первых, потому, что речь может идти о "непрозрачности" экономической деятельности КЕРООР. Во-вторых, в проекте "единой организации" КЕРООР видит опасность поглощения со стороны ФЕОР, контролирующей "90% имущества еврейских общин России".

Это соображение в целом подтвердил "НГР" и сам Адольф Шаевич, по мнению которого цель проекта ФЕОР - "подмять под себя" КЕРООР.

В то же время в ФЕОР заявляют о желании "оказать помощь испытывающей трудности организации". Борух Горин называет условия, предложенные КЕРООР, "царскими", а контрпредложение КЕРООР о "координации" - "попыткой изобразить некую деятельность". Координация действий, по словам Горина, - это "переговоры по телефону", которые ничего нового в отношения организаций не вносят.

В интервью "НГР" Адольф Шаевич сообщил, что в нынешней ситуации политический фактор отсутствует. Однако не секрет, что именно он и сыграл решающую роль в создании напряженности между двумя еврейскими организациями. Борух Горин утверждает, что для российской власти сегодня очевидно главенство ФЕОР в жизни российских евреев. Но лидирующего положения ФЕОР удалось добиться не без благосклонного отношения Кремля.

Опасения КЕРООР в общем вполне понятны: для сильной ФЕОР объединение с другими еврейскими организациями не имеет стратегического значения (что подтвердил "НГР" Борух Горин). Вопросы, кто будет руководить единой организацией и как будут распределяться полномочия, по-прежнему сохраняют свою актуальность. В КЕРООР опасаются, что слияние организаций на деле превратится в растворение одной структуры в другой, с подозрением относятся к "руке помощи", протянутой ФЕОР и больше уповают на собственного нового спонсора, то есть Аркадия Гайдамака.

Безусловно, вопрос об объединении будет подниматься еще не раз. Однако, изменится ли при этом его сценарий, покажет время.

http://religion.ng.ru/facts/2006-03-15/1_evrei.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме