Кожинов Вадим Валерианович (1930 - 2001)

0
210
Время на чтение 6 минут
25 января 2006 года исполнилось 5 лет с момента кончины современного мыслителя, литературоведа, историка и русского патриота Вадима Валериановича Кожинова. Для многих деятелей патриотической мысли и дела это был лидер нашей исторической памяти и национального возрождения

Кожинов Вадим Валерианович
Кожинов Вадим Валерианович
25 января 2006 года исполнилось 5 лет с момента кончины современного мыслителя, литературоведа, историка и русского патриота В.В. Кожинова (1930-2001). Для многих деятелей патриотической мысли и дела это был лидер нашей исторической памяти и национального возрождения. До последнего момента своей 70-летней жизни он интенсивно работал: писал исторические, философские, культурологические, литературоведческие труды, составлял антологии русской поэзии ХХ века. И до последнего дня он надеялся на возрождение России (прежде всего, выработки именно для России своего национального пути). Уже прошло 5 лет с момента его кончины, а нормальной идеи так до сих пор и не выработано. Может быть, обратясь к его памяти и его наследию, мы, наконец, сумеем стать самими собой.

Одной из наиболее важных тем, затронутых Кожиновым, была сама Россия и её народ, особенно сильно пострадавший в ХХ веке. Причины этого и пытался исследовать Вадим Валерьянович. Кроме этого, он постоянно открывал новые поэтические, писательские имена, впервые упоминая о них в печати (так впервые им был открыт Николай Рубцов).

В годы "перестройки" Кожинов выступил с яркими статьями "Правда и истина" и "Самая большая опасность", разоблачающими наиболее крикливых "перестройщиков" и "антисталинистов", показав их двуличие, ложь и невежество в обращении с историей. Для него любая историческая дискуссия, касалась ли она взаимоотношений Руси с Хазарским каганатом или национального состава первого советского правительства, либо темы русофобии в истории России, питалась живыми токами современности и была непосредственным зеркальным отражением страстей, бурлящих в самой жизни, творящейся на его глазах.

Наиболее существенные труды В.В. Кожинова последних лет - "История Руси и русского слова" и "Россия. Век ХХ". Наибольший интерес в последней книге представляет серия глав, посвящённых "черносотенцам". Он один из первых исследовал русское черносотенство начала ХХ века, показав, что данное движение, в отличие от многочисленных мифов, не являлось экстремистским, а было умеренно-патриотическим движением, где у истоков стояли образованные и лучшие люди России. Вадим Валерьянович впервые отметил, что люди исповедующие "черносотенную" идеологию, составляли самый высококультурный слой России начала ХХ века и - единственные в то время - обладали ясным пониманием происходящего и прозрением грядущих катаклизмов. Он показал также, что эти идеи, пусть и неоформленные в их сознании, исповедывали и широкие народные массы, "третья сила", которая в сложившихся исторических условиях была, увы, обречена на поражение. Но поражение политическое не стало поражением духовным, смысловым, что и показал исследователь в последующих главах "Истории".

Среди наиболее интересных судеб черносотенцев, Вадим Валерьянович познакомил нас с трагической судьбой Б.В. Никольского (1870-1919). Мы именно от Кожинова впервые узнали о том, что Никольский был вначале расстрелян деятелями ЧК за его патриотическую позицию, а затем его тело было отдано на растерзание в зоопарк. И когда в ЧК пришёл его сын, то его чекисты тут же отправили в зоопарк - посмотреть тело его отца. А между тем Борис Владимирович когда-то впервые опубликовал символиста А.А. Блока, отметив его литературный талант, и посоветовал молодому поэту "уходить от декаденства". Никольский был один из образованнейших людей своего времени: имел одну из самых больших библиотек в Петербурге, был публицистом, литературоведом (писал о А.С. Пушкине, А.А. Майкове, А.А. Фете, Н.С. Лескове), юристом-цивилистом (специалистом по римскому праву), философским публицистом (известны его статьи о Н.Н. Страхове, Г.С. Сковороде, К.Н. Леонтьеве, К.П. Победоносцеве), общественным деятелем и издателем. К тому же, черносотенские идеи разделяли В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, А. Суворин, о. Иоанн Кронштадский, о. Иоанн Восторгов, художники М. Нестеров и В. Васнецов, знаменитый балалаечник В. Андреев, В.И. Ламанский, славист А. Соболевский, будущий Патриарх Тихон, поэты М. Кузмин, Б. Садовский и др.

Другой интересной темой В.В. Кожинова была судьба выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева. В серии ЖЗЛ и других изданиях вышли биографии поэта, политического философа, публициста и дипломата. Впервые именно Вадимом Валерьяновичем Тютчев был представлен как политический философ, дипломат, разведчик и общественный деятель. Важным местом в исследовании Кожинова было сравнение судеб А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева, в их отношениях со всесильным министром иностранных дел К.В. Нессельроде. И впервые в нашем литературоведении (в русском зарубежье к этой версии склонялись Б. Башилов, А. Тыркова-Вильямс и др). именно им была высказана мысль о политическом убийстве А.С. Пушкина от К.В. Нессельроде (активного члена многочисленных масонских лож) из-за того, что Пушкин вышел из масонской ложи в 1821 году и стал русским патриотом, а также стал разоблачать масонские и антигосударственные идеи.

Следующей важной темой Кожинова стала ранняя история Руси (IX -XVI вв.), где наряду с Л.Н. Гумилёвым и И.Р. Шафаревичем он отмечает конфликт между иудейской Хазарией и Русью (вначале языческой, потом православной) и сравнивает эту ситуацию с 1917-началами 30-х годов ХХ века. Вообще же аналогия с прошедшими временами является любимой темой Кожинова. И в этом отношении он был одним из лучших интерпретаторов отечественной истории и культуры России. Кроме этого, он впервые открыл для нас Иллариона Киевского, Четьи-Минеи, по новому раскрыл смысл былин об Илье Муромце.

В своём исследовании России Кожинов пользовался междисциплинарным методом. Так в одной статье или книге он, говоря, о Тютчеве, Пушкине, Чаадаеве, черносотенстве, сталинизме, эпохах Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева, (и т.д.), пишет о поэзии, геополитике, экономике, истории, географии, географическом расположении страны, климате, этносе и религии. И всё это видится в его интерпретации вполне логичным и естественным.

В последние годы он особенно много писал, боясь не успеть сказать что-то важное и нужное для наступающего ХХI века. Среди его последних книг можно отметить "Россия: вчера, сегодня, завтра" (1997), "Россия: век ХХ (1900-1939)", "Россия: век ХХ (1939-1964)" (1999), "Победы и беды России" (1999), "Пророк в своём отечестве. Фёдор Тютчев. Век. XIX." (2000) и т.д. А в последний год жизни он начал писать книгу "Россия: цивилизация и культура" (2000), опубликованная в "Нашем современнике" в 2000 году. Недавно эта работа впервые была опубликована в книге В.В. Кожинова "Пятый пункт: Межнациональные противоречия в России", выпущенная издательствами "Яуза" и "ЭКСМО", с которыми Кожинов активно сотрудничал в конце своей жизни. А собрание его сочинений издаёт сегодня издательство "Алгоритм", именно то издательство, с которым он был наиболее дружен.

Наиболее важным заветом, который Кожинов даёт нам - своим современникам - звучит так: нам необходимо восстановить связь времён, ибо без этого невозможно возрождение России. И ещё: нам необходимо знать свою страну и любить её. А попытки нынешних западников, наследников дореволюционных либералов, повернуть государство в другую сторону приводят к полному провалу, потери времени и населения, и являются бесперспективными. К этому приходит и И.В. Сталин в середине 30-х годов, на что обращает своё внимание Вадим Валерьянович.

Эти доводы Кожинов подтверждает конкретными фактами и доказательствами, прежде всего, касаясь реальных перспектив страны, живущей в зоне "холода", т.е. в среднем, на широтах 56-66 градусов северной широты. И эти особенности не учитывают большевики, либералы и западники, пытающиеся вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, и используя её в качестве материала для своих "опытов". "Успешность" этих опытов полностью не подтверждаются ходом всей нашей истории. Кроме этого, Вадим Валерьянович достаточно убедительно показывает невозможность создания гражданского общества, Болонской системы образования, вхождения в ВТО, к чему сегодня нас всячески склоняют разные политики либерального толка. Если перефразировать Кожинова, можно сказать следующее: "В Сибири и на Севере бананы не растут". И это также необходимо нам понять.

Я не могу согласиться с позицией Кожинова по поводу его позиции о невозможности восстановления монархии в России и нынешнего торжества идей черносотенства начала ХХ века. Своим идеалом он видел в новом виде социализм, а не монархизм, хотя сам и питал к нему симпатию. Но как мне кажется, что ныне в России невозможен не только либерализм, но и социализм. Прав же Кожинов в том, что Россия (учитывая её климатические и религиозные особенности) должна быть централизованной с сильным единоличным правителем (имперского типа).

Несмотря на эти отдельные разногласия, вклад В.В. Кожинова в развитии и усилении русской идеи является уникальным и важным. И ныне, помня Кожинова, мы помним и многих других людей, которые своим подвижническим и честным трудом выводят Россию из того тяжёлого положения, в которой Россия оказалась сегодня. И помня о Кожинове, нам нужно понять и его оригинальные идеи, которые противоречат позициям либералов и большевиков всех мастей.

Царство ему небесное. И вечная память!

http://www.pravaya.ru/ludi/451/6558
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лабанов
Чужие в европейском клубе
Русский мыслитель Николай Данилевский объяснил, почему Запад считает нас отсталой и агрессивной страной
12.01.2008
Эрн Владимир Францевич (1882-1917)
17 августа 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя и публициста начала ХХ века, сторонника самобытных начал русской философии Владимира Францевича Эрна
06.09.2007
Все статьи Сергей Лабанов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04