Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Надо отстаивать наш путь в образовании..."

Виктор  Садовничий, Патриархия.Ru

ЕГЭ / 03.02.2006

В XIV Международных Рождественских образовательных чтениях принимает участие и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.

После недавнего праздничного богослужения в храме мц. Татианы в день ее памяти Святейший Патриарх Алексий поблагодарил академика Садовничего за его "усилия в деле возвращения этого храма приходской общине".

"Мы с большим удовлетворением, - подчеркнул Предстоятель Церкви, - восприняли единодушное избрание Вас вновь ректором Московского государственного университета. Желаем, чтобы помощь Божия и в дальнейшем сопутствовала Вам в тех трудах, которые Вы несете во благо российской науки, во благо Московского университета". Пресс-служба Московской Патриархии попросила ректора главного ВУЗа России ответить на несколько вопросов.

- Виктор Антонович, знаменательно, что день рождения Московского университета, который с нынешнего года празднуется как государственный праздник - День российских студентов, приходится на день памяти св. мц. Татианы. Как сказалось возрождение Вашего домового храма на жизни Университета? Насколько оно было значимо лично для Вас?

- Я считаю, что возрождение храма св. мц. Татианы было большим событием не только для Московского университета, но и для всех студентов России, чьей небесной покровительницей является эта святая. Когда мы на ученом совете МГУ 11 лет назад принимали решение о Татьянинском храме, нами двигало соображение, что по традиции в Московском университете всегда была домовая церковь.

Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее, наш возрожденный храм стал участвовать в духовной жизни Университета. Всякое было за это время. Но неизменно одно - все больше профессоров, преподавателей и студентов становятся прихожанами нашего храма, приходят сюда, чтобы приобщиться к вере, успокоиться, побыть наедине с Господом. Это означает, что усилия по воссозданию домовой храма были не напрасны.

Сейчас община очень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает, стал очень красивым.

На душе здесь хорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значение Церкви - приютить каждого: и тех, кто верит, и тех, кто, может быть, только еще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры.

Действительно знаменательно, что престольный праздник нашего домового храма совпадает с днем рождения Университета. Мы делаем одно и то же дело воспитания: Университет светскими способами, а Церковь - духовными, верой.

- Какие наиболее яркие моменты запомнились Вам в связи с Татьянинским храмом? Как Вы восприняли, что отныне Татьянин день стал государственным праздником?

- В начале 1990-х в Доме культуры МГУ, который многие годы занимал здание храма, была, увы, довольно неприличная обстановка, и это постоянно муссировалось в прессе.

Когда же я первый раз зашел сюда сразу после возвращения домового храма МГУ Церкви и увидел его внутреннее убранство, то был поражен, как преобразилось это здание, которое я хорошо знал еще со своих студенческих лет.

Второй момент, который мне запомнился, - это освящение храма Великим чином.

Третий - нынешнее Патриаршее богослужение в день памяти св. мц. Татианы.

Большой радостью для нас стало и решение президента России Владимира Путина об объявлении 25 января общегосударственным праздником. Слияние духовности и государственности - путь, по которому должно идти наше Отечество.

- Можно ли сказать, что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?

- Образование в моем понимании - это фундаментальная университетская подготовка. На протяжении всей истории Московского университета продолжается некая дискуссия. Идет борьба двух мнений. По одному из них, университет должен заимствовать, копировать другие системы и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.

Я же придерживаюсь позиции, что наша отечественная система образования - выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ - это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.

- Но как поддерживать сегодня традиции отечественного образования?

- Это невозможно лишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий. Нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.

Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохо поддерживаются финансово. Происходит - пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х - и утечка "умов" за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, наша отечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.

Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России - в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

В течение очень короткого периода у нас появилось огромное количество негосударственных образовательных учреждений, фактически не обеспечивающих должного учебного процесса. Выходом из создавшейся ситуации может стать процесс усиления контроля по лицензированию, аттестации и аккредитации данных вузов, а также предъявление к ним высоких требований, чтобы в результате остались лишь те, кто предоставляет действительно качественное образование.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества - государства. Ведь далеко не каждая семья - может платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких детей.

Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование - это стратегическая линия государства, его политика. Во многих странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

Приоритетным на сегодняшний день является вопрос о создании Кодекса РФ об образовании. И связано это с тем, что все законы данной отрасли претерпели дополнения и изменения. Кодекс об образовании упорядочил бы нынешнюю ситуацию.

- Как, на ваш взгляд, остановить утечку "умов", удержать в университетских стенах молодежь?

- Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем.

В Московском университете есть программы поддержки молодежи. Программе "100 плюс 100" уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу.

Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.

- МГУ по-прежнему не учитывает результаты Единого государственного экзамена?

- Считал и считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний. Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с поступающими. И сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надо понять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать "да - нет", и развить этот талант.

Нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию.

Предлагаю открыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатами ЕГЭ связано, прежде всего, финансирование: чем больше баллов получит ученик, тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможность получить настоящее образование.

- Вы проводите предварительный отбор талантов в регионах - можно ли, исходя из этого факта, утверждать, что ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?

Несомненно! В этом году продолжается проект-конкурс "Покори Воробьевы горы", по результатам которого сотни абитуриентов смогут стать нашими студентами.

- Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.

Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет тому способствовать.

Беседу вел Николай Головкин

http://www.patriarchia.ru/db/text/80644.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме