Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Испытать судьбу на излом

Марина  Елисеева, Красная звезда

31.12.2005

Полку Героев России прибыло. Высшая награда страны вручена заместителю начальника управления по подготовке космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина полковнику Виктору РЕНЮ. Накануне торжественной церемонии корреспондент нашей газеты встретилась с Виктором Алексеевичем.


Отцовский наказ

По дороге в Звездный городок я пыталась представить себе собеседника. Не ошиблась: полковник Рень идеально соответствует образу настоящего героя: атлетическое телосложение, безупречная осанка, сильные руки и... космическое обаяние. Его жизненное кредо - выполнять свою работу так, чтобы за ее результаты не было стыдно ни перед сослуживцами, ни перед своей совестью. Этому правилу следует всю свою жизнь. Что же касается героики в его хоть и повседневных делах, то она, как бы ни старался ее приуменьшить полковник Рень, все же присутствует. Но об этом чуть позже...
Сначала об истоках героизма, тех наставниках, которые дали путевку в жизнь Виктору Алексеевичу. В его профессиональном становлении огромную роль сыграл отец Алексей Иванович - участник Великой Отечественной войны, прошедший фронтовыми дорогами от Сталинграда до Венгрии.
- Отец был очень сильным человеком, - вспоминает офицер. - Он часто рассказывал о войне, о ситуациях, требующих мгновенного принятия решения. Мне запомнился один такой эпизод, когда на станции во время бомбежки под шквальным обстрелом отец эвакуировал с вокзала цистерны с топливом и этим спас сотни человеческих жизней. Он умел делать практически все. Имея за плечами 4 класса образования, ремонтировал телевизоры, собирал из хлама мотоциклы и ездил на них. Отец всегда был и будет для меня образцом мужества, ума, таланта и щедрого сердца.
Именно отец-фронтовик воспитал в сыне уверенность в том, что человек может достичь любой цели при условии целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия и преданности выбранному делу.
Примечательно, что о военной службе Виктор никогда не мечтал. Собирался стать... кинооператором - настолько велико было его увлечение "важнейшим из искусств". Даже поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Но жизнь распорядилась иначе. По семейным обстоятельствам Виктор вернулся домой, а там и призыв в ряды Вооруженных Сил не заставил себя долго ждать. Так он оказался в школе младших авиационных специалистов, которая и перевернула всю его дальнейшую судьбу.

Небо зовет

Первое знакомство с авиационным оборудованием, участие в подготовке самолета к полету, восторг от того, насколько легко взмывают в небесную высь многотонные машины, вызвали в юношеском сердце восхищение. Тогда и понял: авиация - его призвание. Благодаря хорошей школьной подготовке легко поступил в Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Я. Алксниса, хотя конкурс был огромный - 16 человек на место. Так же легко давалась учеба в вузе. Виктор привык все делать добротно и основательно, тем более речь шла о будущей специальности, владеть которой он стремился только на "отлично".
Серьезного и грамотного курсанта, к тому же имеющего солидную армейскую закалку, сразу же назначили старшиной курса. Впрочем, ленинским стипендиатом он стал, конечно же, не за лычки, а благодаря авторитету среди сокурсников и командиров и глубочайшим знаниям. Именно они легли в основу его красного диплома. Виктор Алексеевич с большой теплотой отзывается о своих преподавателях. Да и как, например, не вспомнить начальника курса подполковника Михаила Швеца, который не только был кладезем житейского и армейского опыта, но и натурой поэтической - так, как он цитировал бессмертную поэму "Василий Теркин", не смогут прочитать и иные театральные звезды.
После училища лейтенант Рень оказался в Звездном городке. "Повезло", - по сей день считает Виктор Алексеевич. Только вот везение, как известно, - производная от трудолюбия и настойчивости. Назначение в 70-й отдельный испытательный тренировочный авиационный полк особого назначения имени В.С. Серегина определило дальнейший служебный путь офицера. А начинал с малого - со скромной должности инженера контрольно-регистрирующей аппаратуры. Его усердие и вдумчивое отношение к делу командование сразу отметило. Так в служебной карьере нашего героя загорелся "зеленый свет". Рень последовательно прошел все должностные ступени, "дорос" до заместителя начальника управления по подготовке космонавтов.

Через "не могу"

...Глядя на то, с какой легкостью космонавты работают на орбите, нам, далеким от звездных далей людям, неведомо, сколько пота, а порой и крови приходится пролить каждому из них на многочисленных земных тренировках. В том числе и в условиях кратковременной невесомости на самолетах-лабораториях и моделированной невесомости в гидросреде.
Несколько слов о том, как создается невесомость в земных условиях. Самолет-лаборатория летит на высоте в шесть тысяч метров, потом начинает набирать высоту с перегрузкой, затем летит как свободно брошенное тело, описывая параболическую траекторию. Так в его чреве создается кратковременная невесомость, и в течение 20 - 25 секунд испытатели и космонавты выполняют специальную программу. Любая циклограмма работ разбивается на операции и отрабатывается до автоматизма. Затем самолет-лаборатория вновь выводится в горизонтальный полет.
Виктор Алексеевич на протяжении вот уже четверти века (!) лично участвует в испытательно-тренировочных работах. В частности, в качестве руководителя испытательной бригады и бортового инженера-испытателя он выполнил сложнейшую программу Государственных летных испытаний уникальных самолетов-лабораторий Ил-76МДК, предназначенных для воспроизведения режимов невесомости, "лунной" и "марсианской" гравитации на предельно возможных для самолета режимах.
Методики, отработанные по результатам испытательных полетов, успешно применяются экипажами самолетов-лабораторий при выполнении полетов высшей категории сложности. И здесь важно, чтобы действия пилота не привели к сваливанию самолета в штопор и разрушению из-за максимальной перегрузки или скорости. В этом отношении практические рекомендации полковника Реня эквивалентны человеческой жизни.
Кроме того, Виктор Алексеевич принимал участие в качестве инженера-испытателя в экстремальных исследованиях в условиях кратковременной невесомости на самолетах-лабораториях по программам более 120 научно-исследовательских и испытательных работ. О них можно писать отдельные материалы - столько адреналина и человеческих эмоций выплескивалось при этом! Но вот что важно: в результате таких исследований были выявлены разрушительные воздействия на организм человека чередующихся режимов невесомости и перегрузок на фоне повышенного, более 80 децибел, уровня шума. Более чем 70 процентов участников по состоянию здоровья были выведены из эксперимента, а полковник Рень провел исследования в полном объеме. На одном энтузиазме такой воз не вывезешь, здесь настойчивость нужна, а еще железный стержень в душе - через "не могу" выполнить программу испытаний. Это к вопросу о том, что Рень, по его признанию, "ничего особенного не совершил"...
Но и это не все. Виктор Алексеевич провел более 15 экспериментов по определению предельных (подчеркнем это слово) психофизиологических возможностей человека при воздействии комплекса вредных факторов. Когда я пыталась выведать у полковника Реня, что значит этот "комплекс вредных факторов", он перевел разговор на другую тему. А в глазах читалось: "Зачем женщине знать такие подробности чисто мужской работы?"
Только вот результаты этих экстремальных экспериментов были оформлены действующими методиками и программами подготовки космонавтов на динамических тренажерах. Это позволило скорректировать программу подготовки космонавтов "в части величин продолжительности и направления воздействия комплекса вредных факторов". Это касается и подготовки инструкторов.
Любопытная статистика: общий налет полковника Реня на самолетах-лабораториях составил более 1.300 часов, при этом Виктор Алексеевич выполнил более 900 полетов с воспроизводством более 8.800 кратковременных режимов невесомости с общим временем пребывания в условиях невесомости около трех суток и более 17.000 кратковременных режимов перегрузки с общим временем воздействия на организм примерно пять суток. Вот и получается, что Рень совершил полноценный, более одной недели по продолжительности полет в космос - не меньше космонавтов первого набора.
Виктор Алексеевич выполнил более 400 погружений в гидросреду в макетах космических скафандров, специальном и легководолазном снаряжении для производства испытаний, исследований и разработки методических документов по подготовке космонавтов. Большая часть из этих работ выполнена в условиях воздействия на организм предельных нагрузок, чтобы определить максимальные возможности систем, обеспечивающих жизнь и активную деятельность участников экспериментов под водой.

И минус 60 - не предел!

Как ни пыталась разговорить Виктора Алексеевича о себе, он больше рассказывал о своих сослуживцах и друзьях. Например, о родоначальниках специальной парашютной подготовки космонавтов подполковнике Сергее Киселеве и его супруге... полковнике Ирине Соловьевой, которая в свое время была дублером Валентины Терешковой. Они сыграли ключевую роль в профессиональном становлении Реня. Как известно, тот, кто дружит с парашютным спортом, и с невесомостью на ты". Виктор Алексеевич более 1.500 раз раскрывал над собой белый купол, он инструктор по парашютному спорту. Другими словами, в этом деле не так уж много ему равных.
Свой опыт он интегрировал в усовершенствованную методу применительно к группам спецназа. Взяв ее на вооружение, за считанные минуты, проведенные в воздухе, можно освоить приемы сбора информации о составе противника, количестве и типах его вооружений и техники и т.д. А грамотно собрать и распорядиться такой информацией - значит, значительно снизить свои потери, успешно выполнить поставленную задачу. Аналогов такой методики не существует.
Безусловно, главной целью большинства экспериментов, в которых в качестве испытателя участвовал полковник Рень, являлось спасение жизни космонавтов, оказавшихся в экстремальной ситуации после нештатной посадки спускаемого аппарата. Отрабатывались методики их действий в различных климатогеографических зонах. Причем испытатели подвергались максимальным режимам нагрузки. Так, во время исследований в условиях низких температур в тундре приведенная температура воздуха опускалась до минус 67 градусов! В пустыне она была в пределах плюс 55 градусов днем и плюс 15 ночью. Перепад температур - 40 градусов! Полковник Рень стал одним из немногих участников испытаний, успешно завершивших трехсуточные эксперименты в различных климатогеографических зонах и на акватории моря.
Однако, по мнению Реня, сложнее всего выжить на водной поверхности. Такой вывод был сделан на основе 2 экспериментов с 3-суточным пребыванием в каждом эксперименте внутри макета космического спускаемого аппарата с объемом менее 5 куб. метров, когда волнение моря доходило до 3 баллов. Температура внутри капсулы достигала 40 градусов, влажность - стопроцентная, содержание углекислого газа - в три раза выше допустимой нормы.
В результате экспериментов на выживаемость были определены оптимальные наборы медикаментозных средств, входящих в состав носимого аварийного запаса космонавтов, позволяющих адекватно и активно действовать в стрессовых ситуациях при аварийной посадке. Справка "КЗ". По методикам, разработанным с участием полковника В. Реня, им лично и в составе испытательно-тренировочных бригад подготовлено большинство космонавтов СССР и России, среди которых - 14 дважды Героев Советского Союза и 54 Героя Советского Союза и России.
Кстати, Виктор Алексеевич был в свое время инструктором по парашютной подготовке и у нынешнего своего начальника - Героя России полковника Юрия Гидзенко, трижды побывавшего в космосе. "Мы бесконечно ценим и уважаем Виктора Алексеевича за тот опыт, который он накопил на основе тяжелейших экспериментов и щедро делится им с нами" - эта его оценка дорогого стоит.

Надежный тыл

В высокой награде полковника Реня - этого мужественного, выносливого человека, профессионала высочайшего класса - есть заслуга и его супруги Евгении Ивановны. Увы, приходится повторять банальные слова о надежном тыле любого офицера - его семье, но как иначе выразить тот огромный потенциал уверенности, с которым легче испытывать судьбу на излом. Если тебя ждут дома, встречают с любовью и улыбкой, тогда и служба пойдет как надо.
Виктору Алексеевичу повезло со своей прекрасной половиной. Окончившая авиационный техникум, его супруга всегда разделяла любовь мужа к небу. Бывали периоды, когда Виктор Алексеевич находился в командировках по 7 - 8 месяцев в году. И тогда вся нагрузка и по дому, и по воспитанию детей ложилась на женские плечи.
У Виктора Алексеевича есть жизненный принцип, которому он следует неукоснительно: "Делай людям добро, и оно к тебе вернется сторицей". Наверно, в этих словах заключается смысл жизни полковника Реня. И действительно, достаточно мгновения, чтобы стать Героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать Человеком.

http://www.redstar.ru/2005/12/31_12/2_09.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме