Отцовский наказ
Сначала об истоках героизма, тех наставниках, которые дали путевку в жизнь Виктору Алексеевичу. В его профессиональном становлении огромную роль сыграл отец Алексей Иванович - участник Великой Отечественной войны, прошедший фронтовыми дорогами от Сталинграда до Венгрии.
- Отец был очень сильным человеком, - вспоминает офицер. - Он часто рассказывал о войне, о ситуациях, требующих мгновенного принятия решения. Мне запомнился один такой эпизод, когда на станции во время бомбежки под шквальным обстрелом отец эвакуировал с вокзала цистерны с топливом и этим спас сотни человеческих жизней. Он умел делать практически все. Имея за плечами 4 класса образования, ремонтировал телевизоры, собирал из хлама мотоциклы и ездил на них. Отец всегда был и будет для меня образцом мужества, ума, таланта и щедрого сердца.
Именно отец-фронтовик воспитал в сыне уверенность в том, что человек может достичь любой цели при условии целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия и преданности выбранному делу.
Примечательно, что о военной службе Виктор никогда не мечтал. Собирался стать... кинооператором - настолько велико было его увлечение "важнейшим из искусств". Даже поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Но жизнь распорядилась иначе. По семейным обстоятельствам Виктор вернулся домой, а там и призыв в ряды Вооруженных Сил не заставил себя долго ждать. Так он оказался в школе младших авиационных специалистов, которая и перевернула всю его дальнейшую судьбу.
Небо зовет
Серьезного и грамотного курсанта, к тому же имеющего солидную армейскую закалку, сразу же назначили старшиной курса. Впрочем, ленинским стипендиатом он стал, конечно же, не за лычки, а благодаря авторитету среди сокурсников и командиров и глубочайшим знаниям. Именно они легли в основу его красного диплома. Виктор Алексеевич с большой теплотой отзывается о своих преподавателях. Да и как, например, не вспомнить начальника курса подполковника Михаила Швеца, который не только был кладезем житейского и армейского опыта, но и натурой поэтической - так, как он цитировал бессмертную поэму "Василий Теркин", не смогут прочитать и иные театральные звезды.
После училища лейтенант Рень оказался в Звездном городке. "Повезло", - по сей день считает Виктор Алексеевич. Только вот везение, как известно, - производная от трудолюбия и настойчивости. Назначение в 70-й отдельный испытательный тренировочный авиационный полк особого назначения имени В.С. Серегина определило дальнейший служебный путь офицера. А начинал с малого - со скромной должности инженера контрольно-регистрирующей аппаратуры. Его усердие и вдумчивое отношение к делу командование сразу отметило. Так в служебной карьере нашего героя загорелся "зеленый свет". Рень последовательно прошел все должностные ступени, "дорос" до заместителя начальника управления по подготовке космонавтов.
Через "не могу"
Несколько слов о том, как создается невесомость в земных условиях. Самолет-лаборатория летит на высоте в шесть тысяч метров, потом начинает набирать высоту с перегрузкой, затем летит как свободно брошенное тело, описывая параболическую траекторию. Так в его чреве создается кратковременная невесомость, и в течение 20 - 25 секунд испытатели и космонавты выполняют специальную программу. Любая циклограмма работ разбивается на операции и отрабатывается до автоматизма. Затем самолет-лаборатория вновь выводится в горизонтальный полет.
Виктор Алексеевич на протяжении вот уже четверти века (!) лично участвует в испытательно-тренировочных работах. В частности, в качестве руководителя испытательной бригады и бортового инженера-испытателя он выполнил сложнейшую программу Государственных летных испытаний уникальных самолетов-лабораторий Ил-76МДК, предназначенных для воспроизведения режимов невесомости, "лунной" и "марсианской" гравитации на предельно возможных для самолета режимах.
Методики, отработанные по результатам испытательных полетов, успешно применяются экипажами самолетов-лабораторий при выполнении полетов высшей категории сложности. И здесь важно, чтобы действия пилота не привели к сваливанию самолета в штопор и разрушению из-за максимальной перегрузки или скорости. В этом отношении практические рекомендации полковника Реня эквивалентны человеческой жизни.
Кроме того, Виктор Алексеевич принимал участие в качестве инженера-испытателя в экстремальных исследованиях в условиях кратковременной невесомости на самолетах-лабораториях по программам более 120 научно-исследовательских и испытательных работ. О них можно писать отдельные материалы - столько адреналина и человеческих эмоций выплескивалось при этом! Но вот что важно: в результате таких исследований были выявлены разрушительные воздействия на организм человека чередующихся режимов невесомости и перегрузок на фоне повышенного, более 80 децибел, уровня шума. Более чем 70 процентов участников по состоянию здоровья были выведены из эксперимента, а полковник Рень провел исследования в полном объеме. На одном энтузиазме такой воз не вывезешь, здесь настойчивость нужна, а еще железный стержень в душе - через "не могу" выполнить программу испытаний. Это к вопросу о том, что Рень, по его признанию, "ничего особенного не совершил"...
Но и это не все. Виктор Алексеевич провел более 15 экспериментов по определению предельных (подчеркнем это слово) психофизиологических возможностей человека при воздействии комплекса вредных факторов. Когда я пыталась выведать у полковника Реня, что значит этот "комплекс вредных факторов", он перевел разговор на другую тему. А в глазах читалось: "Зачем женщине знать такие подробности чисто мужской работы?"
Только вот результаты этих экстремальных экспериментов были оформлены действующими методиками и программами подготовки космонавтов на динамических тренажерах. Это позволило скорректировать программу подготовки космонавтов "в части величин продолжительности и направления воздействия комплекса вредных факторов". Это касается и подготовки инструкторов.
Любопытная статистика: общий налет полковника Реня на самолетах-лабораториях составил более 1.300 часов, при этом Виктор Алексеевич выполнил более 900 полетов с воспроизводством более 8.800 кратковременных режимов невесомости с общим временем пребывания в условиях невесомости около трех суток и более 17.000 кратковременных режимов перегрузки с общим временем воздействия на организм примерно пять суток. Вот и получается, что Рень совершил полноценный, более одной недели по продолжительности полет в космос - не меньше космонавтов первого набора.
Виктор Алексеевич выполнил более 400 погружений в гидросреду в макетах космических скафандров, специальном и легководолазном снаряжении для производства испытаний, исследований и разработки методических документов по подготовке космонавтов. Большая часть из этих работ выполнена в условиях воздействия на организм предельных нагрузок, чтобы определить максимальные возможности систем, обеспечивающих жизнь и активную деятельность участников экспериментов под водой.
И минус 60 - не предел!
Свой опыт он интегрировал в усовершенствованную методу применительно к группам спецназа. Взяв ее на вооружение, за считанные минуты, проведенные в воздухе, можно освоить приемы сбора информации о составе противника, количестве и типах его вооружений и техники и т.д. А грамотно собрать и распорядиться такой информацией - значит, значительно снизить свои потери, успешно выполнить поставленную задачу. Аналогов такой методики не существует.
Безусловно, главной целью большинства экспериментов, в которых в качестве испытателя участвовал полковник Рень, являлось спасение жизни космонавтов, оказавшихся в экстремальной ситуации после нештатной посадки спускаемого аппарата. Отрабатывались методики их действий в различных климатогеографических зонах. Причем испытатели подвергались максимальным режимам нагрузки. Так, во время исследований в условиях низких температур в тундре приведенная температура воздуха опускалась до минус 67 градусов! В пустыне она была в пределах плюс 55 градусов днем и плюс 15 ночью. Перепад температур - 40 градусов! Полковник Рень стал одним из немногих участников испытаний, успешно завершивших трехсуточные эксперименты в различных климатогеографических зонах и на акватории моря.
Однако, по мнению Реня, сложнее всего выжить на водной поверхности. Такой вывод был сделан на основе 2 экспериментов с 3-суточным пребыванием в каждом эксперименте внутри макета космического спускаемого аппарата с объемом менее 5 куб. метров, когда волнение моря доходило до 3 баллов. Температура внутри капсулы достигала 40 градусов, влажность - стопроцентная, содержание углекислого газа - в три раза выше допустимой нормы.
В результате экспериментов на выживаемость были определены оптимальные наборы медикаментозных средств, входящих в состав носимого аварийного запаса космонавтов, позволяющих адекватно и активно действовать в стрессовых ситуациях при аварийной посадке. Справка "КЗ". По методикам, разработанным с участием полковника В. Реня, им лично и в составе испытательно-тренировочных бригад подготовлено большинство космонавтов СССР и России, среди которых - 14 дважды Героев Советского Союза и 54 Героя Советского Союза и России.
Кстати, Виктор Алексеевич был в свое время инструктором по парашютной подготовке и у нынешнего своего начальника - Героя России полковника Юрия Гидзенко, трижды побывавшего в космосе. "Мы бесконечно ценим и уважаем Виктора Алексеевича за тот опыт, который он накопил на основе тяжелейших экспериментов и щедро делится им с нами" - эта его оценка дорогого стоит.
Надежный тыл
Виктору Алексеевичу повезло со своей прекрасной половиной. Окончившая авиационный техникум, его супруга всегда разделяла любовь мужа к небу. Бывали периоды, когда Виктор Алексеевич находился в командировках по 7 - 8 месяцев в году. И тогда вся нагрузка и по дому, и по воспитанию детей ложилась на женские плечи.
У Виктора Алексеевича есть жизненный принцип, которому он следует неукоснительно: "Делай людям добро, и оно к тебе вернется сторицей". Наверно, в этих словах заключается смысл жизни полковника Реня. И действительно, достаточно мгновения, чтобы стать Героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать Человеком.
http://www.redstar.ru/2005/12/31_12/2_09.html