itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Ил"люзии авиапрома

0
156
Время на чтение 5 минут
Ространснадзор наконец-то разрешил полеты всех самолетов Ил-96-300, эксплуатация которых, напомним, была приостановлена этим ведомством 22 августа по итогам расследования отказа в тормозной системе президентского лайнера Ил-96-300ПУ в аэропорту города Турку во время визита главы нашего государства в Финляндию. Конечно, этим решением сняты все вопросы по обеспечению безопасности полетов и надежности комплектующих изделий этих самолетов, но общая ситуация в авиастроительной отрасли остается напряженной, не решены и многие проблемы создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).


Именно "домашний арест" Ил-96-300 вновь привлек внимание всех ветвей российской власти к нарастающим как снежный ком проблемам авиапрома. Как заявил премьер-министр Михаил Фрадков на заседании Правительства РФ в конце сентября, он обеспокоен ситуацией в авиапромышленности и качеством выпускаемых российских самолетов. Было отмечено, что приостановка эксплуатации самолетов Ил-96-300 из-за проблем в тормозных системах связана со "слабой работой отдельных заводов, конструкторских бюро, недостаточным вниманием со стороны правительства". При этом М. Фрадков признал, что не надо отбрасывать версию, согласно которой причиной ряда проблем в отрасли являются предстоящее открытие рынка авиаперевозок и попытки зарубежных компаний завоевать его в ущерб российским авиапроизводителям.
"Мир идет семимильными шагами в направлении создания современной авиатехники. Я не могу сказать, что в России делается все, чтобы занять место на этом рынке, между тем развитие авиапромышленности является одним из десяти стратегических направлений развития страны", - подчеркнул премьер-министр и потребовал от Минпромэнерго в кратчайшие сроки представить в правительство детальный план мероприятий по развитию авиапромышленности до 2010 года и повышению качества авиационной техники, а также детальный план реализации проекта по созданию Объединенной авиастроительной компании. При этом главе Минпромэнерго Виктору Христенко предписано в случае необходимости менять директоров авиапредприятий на более профессионально подготовленных людей.
Не очень понятно отреагировал на сложившуюся ситуацию Минтранс РФ. Ведомство выступило за ввод временных таможенных льгот на ввоз новых самолетов западного производства, которые не имеют аналогов в России. "Мы закрылись пошлинами от новых самолетов. Старые ввозим, хлам", - сказал глава Минтранса Игорь Левитин. Впрочем, руководитель Минпромэнерго Виктор Христенко сообщил, что снижение пошлин на западные самолеты возможно только на условиях, если западные авиастроители станут партнерами России. "Мы разрабатываем офсетные соглашения с целью вхождения российского авиапрома в стратегическое партнерство с западными компаниями", - сказал он. Министр сообщил, что сейчас прорабатывается вариант такого соглашения с компанией "Боинг". Но, может, прежде чем открывать рынок для новых западных авиалайнеров, вначале следовало бы создать максимальные условия для продвижения отечественных самолетов?
Или наш авиапром уже не способен создавать современные пассажирские самолеты? Конечно, ему трудно сегодня конкурировать с такими гигантами, как "Боинг" и "Айрбас", а если на их сторону встают некоторые "бескорыстные" российские чиновники, то и вовсе невозможно.
Только в этом году произошли четыре авиакатастрофы с участием самолета Boeing-737: 3 февраля авиалайнер потерпел крушение в небе над Красным морем у побережья Египта (погибли 104 человека), 14 августа в Греции разбился самолет кипрской авиакомпании "Helios Airways" (погибли все 115 пассажиров, в том числе 48 детей, и шестеро членов экипажа). Немногим позже в джунглях Перу разбился Boeing-737-200 - из 100 человек погибли 47, а 5 сентября авиакатастрофа в индонезийской провинции Северная Суматра унесла жизни 117 пассажиров и членов экипажа... Вот такая горькая статистика...
Как же получилось, что обычный производственный дефект, обнаруженный на Ил-96, преподносится как событие вселенского масштаба, а четыре кряду катастрофы "Боингов" не привлекают внимания Федерального агентства по надзору в сфере транспорта, а ведь в России эксплуатируются несколько десятков самолетов этой марки?
Очевидно, что ряд российских авиакомпаний мечтает заполучить в свой авиапарк подержанные "иномарки". Не из-за их технических характеристик, а из-за больно уж привлекательных схем кредитования и лизинга зарубежными компаниями своей продукции. И в этом нет их особой вины, просто при покупке новых российских лайнеров таких привлекательных схем не предлагается.
В том числе и поэтому депутат Госдумы Александр Лебедев собирался судиться с правительством страны из-за кризисной ситуации в авиапроме. Депутат заявил, что лизинговая компания "Ильюшин-Финанс" является фактически частно-государственным партнерством, поскольку контрольный пакет акций принадлежит государству. "Но правительство палец о палец не ударило, чтобы защитить партнерство", - сказал А. Лебедев, имея в виду недавний арест акций "Ильюшин-Финанс".
Александр Лебедев заявил, что подконтрольные ему бизнес-структуры больше не будут участвовать в каком-либо частно-государственном партнерстве в сфере авиации. Он также выразил уверенность, что правительство столкнется с серьезными проблемами в подборе частных партнеров при формировании Объединенной авиастроительной компании. Депутат в том числе предложил правительству передать частному сектору Ульяновский и Воронежский авиастроительные заводы.
Сегодня очевидно, что если удастся создать ОАК как эффективно работающую структуру, то многие проблемы авиапрома будут, как говорится, закрыты. Но вот насколько эффективно это удастся сделать? До сих пор нет новой федеральной целевой программы развития авиационной промышленности. Не принято окончательное решение о формировании Объединенной авиастроительной компании, а этот вопрос рассматривается уже четыре года.
Между тем не стихают споры и вокруг того, кому будет принадлежать ОАК. Глава Минэкономразвития Герман Греф предлагает сразу после создания холдинга приватизировать его. Но государство, напомним, в последнее время последовательно наращивало свое влияние в стратегических направлениях промышленности, в том числе оборонной и авиастроительной. Поэтому скорее всего форма собственности ОАК будет частно-государственной.
Дата завершения формирования Объединенной авиастроительной компании уже озвучена - это 1 декабря 2006 года. Таким образом, на все остается немногим более одного года. Порядок формирования компании предусматривает три этапа.
Первый уже пройден - Минпромэнерго в соответствии с поручением Президента РФ разработало и согласовало на межведомственном уровне проекты нормативных документов по созданию ОАК. Авиастроительными компаниями создано некоммерческое партнерство, которое в настоящий момент вырабатывает единую политику развития, осуществляет работу по подготовке активов к объединению. На втором этапе государство внесет в уставный капитал корпорации принадлежащие ему активы. Частные акционеры при вхождении в корпорацию обменяют свои активы на часть акций ОАК по согласованной цене. На третьем - предполагается осуществить действия по повышению инвестиционной привлекательности корпорации и превращению ее в публичную компанию с существенным повышением капитализации.
Словом, планируется создать компанию, ориентированную на глобальный мировой рынок, а это, как думается, вряд ли удастся за год с небольшим. К сожалению, наше отставание от "Боинга" и "Айрбас" сегодня слишком велико. Мы не защищаем своих авиапроизводителей, как это делается во всем мире, что, кстати, и подтвердил скандал с Илами, произошедший на фоне настоящего "боингопада". Поэтому Правительство России, авиастроители и авиаперевозчики должны за одним столом формировать новый облик ОАК и дальнейшую стратегию развития авиапрома, чтобы не получилось, как в известной пословице - хотели как лучше, а получилось, как всегда. Сегодня мы еще можем открыть отечественному авиапрому второе дыхание.

http://www.redstar.ru/2005/10/15_10/5_01.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Гаравский
Все статьи Андрей Гаравский
Последние комментарии