Лития

Новости Москвы 
0
394
Время на чтение 8 минут
В Оптину Пустынь я приехал не как паломник, испросив благословения своего духовника и внутренне подготовившись к встрече с древней святыней, а скорее как экскурсант. Любопытно было взглянуть, что изменилось здесь за тридцать лет после того, как впервые побывал в монастыре.

Всплыло из дальнего: Козельск, мост через Жиздру, полуразвалившиеся храмы, разбросанные по косогору надгробные плиты, запустение. Тогда дорогу к обители вызвался показать дотошный местный краевед по фамилии Сорокин. Среднего роста, полноватый, с приветливым широким лицом, он говорил без умолку, торопливо, порой даже взахлеб - сыпал цитатами из Достоевского, Тургенева, Толстого, тяжко вздыхал, оттирая рукой грязь с могильных камней, чтобы прочесть имена погребенных, и невыразимо грустно смотрел на едва заметные в высокой траве оплывшие холмики.

- Ну вот видите, какой разор.., - растерянно разводил он руками. - А ведь тот, кто отдавал приказ порушить эту красоту, наверняка считал себя человеком культурным. Кому мешали храмы, кельи, могилы? Большевики поставили цель: вырубить под корень веру, вытравить в душах память о великих предках, посеять страх. И чего добились? Иконки как висели в избах, так и висят. Кто верил в Бога, тот и по сей день верит. Разве те, что послабее духом, ударились в пьянку. Скольких русских людей погубила водка! Но сие обстоятельство власть не волнует...

Скажи кто в то время Сорокину, что придет время и все возвратится на круги своя, он бы только рассмеялся: "Чудес на свете не бывает!" И вот спустя много лет в Оптиной опять - службы, монахи, паломники. Еще издали блеснули в солнечных брызгах золоченые маковки церквей за Жиздрой и открылся великолепный вид на монастырь. На сердце сразу стало тепло и радостно, будто кто-то свыше осенил крестным знамением.

- В старину этим берегом переправлялись, - перехватил мой взгляд шофер. - Рассказывали: подойдут, бывало, к реке и кличут перевозчика. Монах на лодке сновал туда-сюда вьюном - народу-то сколько шло! Долго не выжидали, всех успевал доставить...

- А теперь надо в объезд?

- Считай, десяток верст лишних. Ну да по асфальту - пустяк. Вот когда дорога была разбитой, то пыли глотали вволю.

У ворот монастыря нас встретил игумен Владимир. На звоннице ударили в колокола, призывая к вечерней службе. Монахи в черных рясах потянулись к Владимирскому храму - назавтра предстояло празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. Той самой, что избавила Москву от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Со школы осело в памяти предание о великом стоянии на реке Угре: на одном берегу полчища завоевателей, на другом - московский князь с дружиной. Вся Москва молилась Пресвятой Богородице пред Владимирской иконой о спасении православной столицы, и Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую: враги бросились наутек, гонимые безотчетным страхом.

Паломников в Оптину Пустынь съехалось много, все они останавливались перед игуменом, чтобы получить благословение на молитву, после чего, крестясь, со смиренными ликами тихо удалялись по тенистым аллеям. Мы шли по свежевыложенной брусчатке, и отец Владимир рассказывал о переменах (он здесь с самого начала возрождения монастыря):

- Слава Богу, нашлись жертвователи - восстановили Казанскую, Введенскую, Владимирскую церкви, колокольню, братские корпуса. Привели в порядок кладбище, убрали сараюшки, вывезли мусор.

- Сколько монахов сейчас здесь?

- За сотню.

- И дел невпроворот? - вырвалось у меня.

- Как видите. Больше в спецовках приходится ходить, нежели в рясах. Сейчас вот возводим часовню на месте захоронения убиенных иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта. Слыхали, конечно, про эту страшную историю?

- Ну как же! Вся Россия содрогнулась: убийца-маньяк, нож с цифрами 666, судебное разбирательство...

- Не такой уж он и маньяк, - нахмурил брови игумен. - Дело темное. Нынче за деньги что хочешь сотворят! Скорее акция была кем-то хорошо спланирована. А братьев не вернешь.

Через боковую дверь вошли в Казанский храм. Пахнуло ладаном, в янтарных солнечных лучах заблестели свежей краской настенные росписи.

- Молодые художники из Суриковского института трудились, - пояснил батюшка. - А Пантократора их педагог Евгений Николаевич Максимов не доверил никому - сам рисовал. Все выдержали по канону. Работой мастеров довольны. Три придела: на север - Крестовоздвиженский, на юг - Георгия Победоносца, на восток - Федора Стратилата. Потихоньку обживаемся. Паломники без конца несут старинные иконы, кресты, подсвечники, лампадки - хранили до поры до времени в своих домах, чтобы потом все вернуть Церкви. Добрый знак. Значит, души остались незамутненными. Иной раз причащаются сразу до трехсот человек: и стар, и млад. Прикладываются к мощам старцев Амвросия, Нектария, Макария, схимников Моисея и Антония. У кого что на душе: грехи большие, грехи малые. Без покаяния нельзя. Как только люди перестанут каяться - мир прекратит свое существование.

Голос священника гулко отдавался под высокими сводами, и, казалось, сама вечность дышала в древних стенах. Хотелось отрешиться от всего суетного, побыть тут подольше, ощутить вселенскую благодать. Но, как всегда, нам некогда - куда-то торопимся, спешим.

Выйдя на улицу, я залюбовался тремя огромными сибирскими лиственницами у входа в Введенский собор.

- Кто их посадил? - поинтересовался у игумена.

- Неизвестно, - ответил он, поднимая голову к вершинам деревьев. - Им, похоже, больше ста лет. Очень удачно, к месту...

Неподалеку находились могилы братьев Киреевских: Ивана и Петра. Славянофилов, ученых, публицистов начала XIX века - современников Пушкина, Карамзина, Гоголя.

- Из воспоминаний очевидцев было известно, что Ивана Васильевича похоронили в ногах старца Макария, - продолжил отец Владимир. - Когда взялись расставлять все на свои места, раскопали могилу, и точно: Иван Киреевский! Удивительно, что спустя полтора века сохранилась часть лица с бакенбардами. Сюртук с двумя рядами пуговиц, брюки, заправленные в сапоги. Даже не верилось!

- Тут, видимо, сплошь песок? - предположил я.

- Не в песке дело... - улыбнулся игумен. - Это же Оптина: тайна на тайне.

Подошли к Владимировской церкви. Из открытых дверей доносились голоса певчих.

- Зайду поставить свечечки, - посмотрел я вопросительно на священника.

- Святое дело, - благословил тот и добавил: - После сведу вас в скит, где принимал паломников старец Амвросий.

С трудом протиснувшись в храм, я подошел к церковной лавке и попросил у сухонькой старушки с кротким морщинистым лицом три свечки. По обыкновению одну из них всегда ставлю к храмовой иконе, вторую - Николаю-угоднику и третью - на канун. Огляделся. Народ стоял плотно. Понял, что к алтарю не пробиться. Затеплил свечи перед образами поближе. Рядом подавали записки о здравии и упокоении. "Надо бы и мне написать", - промелькнуло в голове.

- Не подскажете, где взять листочков для записок? - обратился к старушке.

Она молча указала рукой на столик, стоявший по другую сторону прохода, и принялась неистово молиться, кланяясь до самого пола. Под неодобрительными взглядами паломников еле-еле пробрался к столику в углу. Скоро записки были готовы. Теперь предстояло передать их в конторку. Едва сделал первый шаг, как со всех сторон зашикали: "Куда вы? Началась лития, поминовение всех святых. Ходить нельзя!"

- Но меня ждет игумен у входа, - попытался я возразить женщине, заступившей дорогу.

- Ничего, подождет! - ответила та сухо.

По обе стороны прохода выстроились в ряд монахи. И впрямь: не расталкивать же их? Переминаюсь с ноги на ногу: "Игумен, поди, нервничает: ушел и нет. Да и шоферу пора возвращаться в Калугу". Сколько еще придется ждать? Спрашивать - неудобно.

Наконец не выдержал, наклонился к уху стоявшего рядом мужчины с окладистой бородой и шепчу:
- Скоро конец литии?

Тот строго зыркнул в мою сторону и глухо выдавил:

- Не менее получаса. Еще вынос последует!

Игумен поджидал на том же месте, где мы и расстались. Улыбнулся, глядя на растерянное выражение моего лица, и сказал:

- Не переживайте... Как только началась лития, я понял, что из храма вам не выбраться. Ну да помолиться соборно за Божиих угодников - это же какая благодать!

- Неловко перед вами. - сорвалось у меня с губ. - Столько времени прождали.

- Но ведь на пользу? - прищурился, улыбаясь одними глазами, отец Владимир.

- Да, теперь буду знать, что такое лития.

- Ну и славно! Всех нас Господь наставляет неотступно. Только вот прогуляться до скита уже не смогу. Пора присоединяться к братии - и так половину службы пропустил.

Он окликнул послушника, стоявшего неподалеку, и попросил показать дорогу. Мы расцеловались. На прощание игумен перекрестил меня и добавил к сказанному все с той же легкой усмешкой:

- Так не забывайте сего урока.

Узкая тропинка вела в матерый лес. Шагая по ней с послушником Николаем - пареньком лет двадцати, приехавшим в Оптину Пустынь аж из-под Ставрополя, - я все еще находился под впечатлением пережитого. Отрывочно долетали слова провожатого:

- Хорошо-то как тут! Тишина, покой, приволье. Плоть не буйствует, не тянет ни к вину, ни к гулянкам. А дома, каюсь, грешил. Потому мать и благословила сюда. Второй месяц при монастыре, и не жалею.

Подошли к воротам скита. Николай нажал кнопку звонка. Вскоре на другой стороне зашаркали чьи-то неспешные шаги. Лязгнула задвижка. В притворе показался бородач в заляпанном раствором комбинезоне. Послушник что-то сказал ему, и он молча пропустил нас во двор. Я огляделся. По левую руку стоял небольшой домик, окрашенный в белый цвет.

- Вот здесь и жил старец Амвросий, - пояснил Николай.

- А внутрь нельзя? - вырвалось у меня.

- Дверь на замке. Надо бежать за ключами к эконому.

- Ладно, не стоит. В следующий раз, - попридержал я послушника за рукав, пытаясь справиться с волнением.

Напротив домика старца Амвросия монахи штукатурили стены храма Иоанна Предтечи. День был на исходе, но они, похоже, и не собирались бросать работу.

- На территории скита сделали небольшую гостиницу, где могли бы останавливаться паломники, - продолжал рассказывать паренек. - И я здесь живу. Вот только пока не определился: то ли принять постриг, то ли вернуться домой?

Он посмотрел мне в глаза, ища поддержки. Белокурые вихры, узкое скуластое лицо, напряженные блестящие зрачки, худенькие плечи. Что ему было ответить?

- Тут советы неуместны, - вполне искренне признался я послушнику. - Сам решай! Каждый торит к Господу свою дорогу. Лишь бы в душе не было разлада. Хуже всего - показная набожность. Не раз подмечал: чем больше люди во всеуслышание клянутся в вере в Бога - тем большими пороками обрастают. Не странно ли?

- Праздных, конечно, хватает, - согласился он. - По глазам вижу: иные не то ищут в храмах.

- Вот и не торопись - подумай, какую стезю избрать.

Мы прошли по аллее до небольшого прудика, подернутого изумрудно-желтой пестристой ряской. Постояли на берегу, думая каждый о своем. Легкий ветерок шелестел сухой осокой, откуда-то набежали сизые тучки.

- Пора возвращаться, - глянул с опаской на небо Николай. - Как бы не промокнуть.

И действительно, скоро сверху закапало. Мы прибавили шагу, а потом и вовсе побежали. Разразился ливень. Мощные потоки воды, подхватываемые волнами порывистого ветра, с неистовой силой обрушились на землю; вмиг тропинка превратилась в хлипкий студень, ноги заскользили, потеряв опору. Пришлось свернуть в сторону и двигаться по мокрой траве.

На обратном пути в Калугу я рассказал шоферу про похожую историю, случившуюся со мной несколько лет назад под Истрой, что в Подмосковье.

- Приятель попросил отвезти его на дачу. "Заодно, - говорит, - полюбуешься Ново-Иерусалимским монастырем". Проезжаем Истру, на окраине ее, по левую руку, как сказочное видение, златоглавые храмы в солнечном сиянии. Дух перехватило от красоты! Остановиться бы, зайти, но времени - в обрез. Гоню дальше. Где-то у Бужарова высадил приятеля в дачном кооперативе - и сразу назад. При въезде в город снова перед глазами во всем своем благолепии встал Новый Иерусалим. "Грех проезжать мимо и не заглянуть", - кольнула мысль, но тем не менее поехал дальше. Внимательно следил за указателями. Закончились городские постройки, пошли поля, леса, луга, и вдруг - опять тот же монастырь. "Что такое? Сбился с пути? Ну ведь вот же надпись: "На Москву". Притормозил у автобусной остановки. Спрашиваю, правильно ли еду. Кивают головой: "Да, это дорога на Москву". Опять за окном лесопосадки, деревеньки, поля. Минут через пятнадцать протираю глаза: Господи, неужели Новый Иерусалим? Получалось, что кружил, словно с завязанными глазами... Начинаю спрашивать дорогу у прохожих чуть ли не на каждом перекрестке. Асфальтовое шоссе снова выводит за город. Еду десять, двадцать минут, полчаса - впору добраться уже до Москвы. Глядь - знакомые монастырские стены!

- И впрямь чудеса! - воскликнул шофер.

- А представь мое состояние: мурашки по коже. Напасть, да и только!

- Ну-ну. Что было дальше-то?

- Свернул к монастырю, поставил машину на стоянке и захожу в храм. Покупаю свечки, крещусь перед алтарем. Появляется священник (служба еще не началась), рассказываю ему о своих злоключениях. Он посмотрел на меня с укоризной и говорит: "Да разве вы один сбились с пути? Считай, вся Россия весь двадцатый век шла не туда! Мог ли Господь попустить сие? С первого раза следовало остановиться у святыни".

http://www.gudok.ru/index.php/28084
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Арцибашев
Святые - в помощь крестьянину
12/25 сентября - Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704)
24.09.2018
Александр Арцибашев: «Верю в силу русского крестьянина»
Беседа с председателем Общественного совета по возрождению российских деревень, сопредседателем Союза писателей России
07.04.2014
Юрий Бондарев: «Уныние - великий грех. Нам не хватает оптимизма»
Классику современной русской литературы 15 марта исполняется 90 лет
14.03.2014
«Я не могу писать гладких статей»
К 90-летию со дня рождения писателя Бориса Можаева
26.05.2013
Все статьи Александр Арцибашев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52