© РИА «Новости» / Александр Лыскин
Сокращение земель в сельхозобороте, уменьшение поголовья крупного рогатого скота, загрязнение окружающей среды, исчезновение десятков тысяч сёл и деревень - вот темы, которые поднимаются на заседаниях Общественного совета по возрождению российских деревень, созданном при Союзе писателей России. Сегодня мы беседуем с главой совета, писателем Александром Арцибашевым.
Его книги: «Посвяти земле жизнь», «Прости, отец», «Дождаться яблоневого цвета», «Крестьянский корень» и другие - повествуют о значении и величии крестьянского труда, любви к родной земле, русской судьбе.
Александр Арцибашев.В одном из своих очерков Арцибашев приводит слова прогрессивного землевладельца Григория Коробьина, сказанные два века назад: «Известно, что земледельцы суть душа обществу, следовательно, когда в изнурении пребывает душа общества, тогда и самое общество слабеет; и так от изнеможения общества души недействительными через то самое остаются и члены общества, то есть, разоря крестьян, разоряются и все прочие в государстве...».
Изучение вопросов сельского хозяйства для Арцибашева как для эксперта - профессиональный труд, как для писателя - боль души.
- Александр Николаевич, как в нынешнем году обстоят дела на селе?
- К 1990 году наше сельское хозяйство вплотную подошло к тому, что называлось «культурное земледелие». Мы получали в год 110 - 130 млн. тонн зерна, 50 млн. тонн картофеля. Сегодня мы ввозим его из-за границы. Для России это нонсенс - закупать картофель. Коллективные хозяйства, по сути, прекратили заниматься его выращиванием. Клубни везут к нам из Израиля, Турции, Египта, Китая, Польши...
В 1990-е годы под картофелем было 2 млн. гектаров; сегодня - 130 - 150 тысяч гектаров. То есть сокращение более чем в 10 раз. Я несколько раз обращался по этому поводу к министрам сельского хозяйства А. Гордееву, Е. Скрынник. Они ничего внятного не сказали: дескать, рынок. Но во всех странах рынок регулируется государством, а у нас всё пущено на самотёк. Пришли к тому, что вдвое снизили урожаи зерновых.
В 2012 году намолотили всего 70 млн. тонн зерна, в полтора раза меньше, чем намолачивали в 1990 - 1991 годах. Точную цифру никто не называет. Почему? Чтобы не ругали за бездеятельность.
В прошлом 2011 году показали в статотчётности, что намолотили 90 млн. тонн зерна, но ведь это бункерный вес. Я поинтересовался у специалистов: сколько качественной пшеницы 3 класса. Оказывается, только 15 % от общего объёма. Остальное, так называемое, фуражное зерно, идущее на корм скоту. А мы ещё умудряемся продавать 20 млн. тонн зерна. То есть доброе зерно идёт на экспорт, чтобы там ели хороший хлеб, а сами довольствуемся фуражным.
В советское время никогда не использовалась и не считалась продовольственной пшеница 4 и 5 классов, сейчас эту пшеницу сделали продовольственной. Тесто из этой муки не всходит: маленькая клейковина, маленький белок. Придумали массу препаратов: эмульгаторы, растворители, консерванты, ускорители брожения, которые добавляют в хлеб. Хлеб этот по большому счёту съедобен условно.
- Но и качество мясных и молочных продуктов тоже оставляет желать лучшего?
- Когда-то славилась российская колбаса. Теперь в колбасе часто только 15 - 20 % мяса, остальное соя и растительные жиры. За 20 лет в нашей стране катастрофически снизилось поголовье скота. В 1990 году только в коллективных хозяйствах было 16 млн. голов коров, сейчас там осталось 3,5 млн. То есть стадо сократилось больше, чем в 5 раз. В каждой области 10 - 15 справных хозяйств, а было по 400-500 хозяйств. Производилось ежегодно 50 млн. тонн молока. Сейчас втрое меньше.
Правда, остаётся ещё около 5 млн. коров у населения. Люди, которые занимаются подсобным хозяйством, спасают сами себя. Женщины-то ещё рожают, а как детям без молока?
В молочных продуктах, которые мы видим на прилавках магазинов, порой содержится до 60% пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. Не потому ли до 90% детей у нас имеют ту или иную патологию?
- Предпринимаются ли какие-то попытки, чтобы улучшить ситуацию в сельском хозяйстве?
- Надо отметить, что поправили дела в птицеводстве. Птицефабрики производят сегодня более 2 млн. тонн курятины. Но тут следует заметить: качество мяса нередко вызывает опасение, поскольку бройлеров выращивают ныне по западным технологиям - с использованием гормонов роста, антибиотиков и другой «химии». Также и с производством свинины.
Казалось бы, нужно утроить усилия, чтобы выращивать как можно больше экологически чистой продукции и кормиться со своего стола, а мы всё больше и больше закупаем продовольствие по импорту. Только официально - импорт составляет 40 млрд. долларов. Но, мне кажется, не будет ошибки, если удвоим эту цифру, потому что огромное количество товара идёт мимо таможни контрабандным путём.
Ещё в бытность министром сельского хозяйства Алексей Гордеев на одном из закрытых заседаний правительства заявлял, что объём контрабандного мяса составляет 300 тысяч тонн. Оно в нашу страну поступает из Китая, стран Восточной Европы, Индии, Латинской Америки. Большая доля колбасных изделий выпускается как раз из такого нелегального мяса. Мясные продукты также набивают соей, картошкой, растительными жирами. Подсчитано, каждый из нас в год съедает по 4 килограмма чистой «химии».
- А с экранов телевизоров нам твердят, что проще купить сельхозпродукты, чем выращивать их.
- Пока в России есть нефть и газ, конечно, проще купить. Производство сельхозпродукции требует огромных финансовых затрат. Надо производить сельскохозяйственную технику, готовить специалистов. А зачем? Качаем сырьё на Запад в огромных объёмах. Но ведь нефть и газ не бесконечны! У нас всех разведанных запасов нефти осталось на несколько десятков лет, газа - на 100 лет. Получается, что мы обкрадываем будущие поколения!
- В то время как огромное количество земель в запустении...
- Это не секрет. За годы «реформ» выведено из оборота более 100 млн. гектаров сельхозугодий. Земля находится на «голодном пайке». Если в 1990 году в среднем на гектар вносилось по 200 - 300 кг минеральных удобрений, то сейчас в 10 раз меньше. Вот земля и стала скупа на урожай. Миллионы гектаров подвержены водной эрозии, опустыниванию, деградации. Баланс питательных веществ в почве отрицательный, то есть больше мы забираем питательных веществ из земли, чем вносим. Так добрый хозяин не поступает.
Вообще, после принятия Закона о купле-продаже земли, на селе творится нечто невообразимое. Оборотистые дельцы (банкиры, спекулянты, чиновники) кинулись скупать поля в огромных масштабах. Увы, - не для налаживания производства сельхозпродукции, а скорее из желания «наварить» на перепродаже пашни. Что мы и видим. Сделки совершаются в тайне. Нет никакой информации о самых крупных латифундистах. По закону, если сельхозземли не используются по прямому назначению в течение трёх лет, они должны отбираться у нерадивых владельцев. Однако не слышал, чтобы где-то так поступали. Недавно на заседании Госсовета президент Владимир Путин весьма жёстко потребовал навести порядок в этом деле. Посмотрим, что из этого выйдет. Уж больно далеко зашли с захватом русской землицы. По мнению некоторых экспертов, значительная часть земель оказалась в руках иностранцев - из подставных лиц. С ними-то как быть?
- Александр Николаевич, с упадком в деревнях напрямую связана и демографическая проблема. Согласно последней переписи населения, в России проживает 142 млн. человек. В 1989 году было 147 млн.
- За 20 лет в России умерло 36 млн., а рождаемость составила только 16 млн. Вот и считайте, сколько народу убыло. Исчезло с лица земли 30 тысяч сёл и деревень. Это сопоставимо с потерями во Второй мировой войне.
В 2001 году я проехал по России до Владивостока на поезде «100 лет Транссибу» и написал очерк «Удержит ли Россия Сибирь?». В Сибири было 30 млн. человек, а к 2001 году осталось только 17 млн. Меня печалит, что Сибирь наполовину опустела. Там много китайцев, вьетнамцев. Не будем забывать о том, что произошло с сербской землёй в Косове. Этот же сценарий вполне возможен и на Дальнем Востоке.
Ещё Пётр Столыпин говорил о необходимости продолжения строительства Транссиба, иначе в тех краях скоро будет жить другой народ. К нему тогда прислушались и проложили Амурскую ветку железной дороги. Выдающиеся достижения русских строителей, титанический подвиг простого народа изумили мир. Это была победа русской технической мысли. Недаром слова Великий Сибирский Путь писали только с заглавных букв. Проекты мостов через крупные сибирские реки удостаивались высших призов на международных выставках и считались за эталоны во всём мире. Глядя на эти сооружения, думаешь про себя: «Как могла кучка «чикагских» мальчиков обмануть на исходе ХХ века народ, который построил и в течение ста лет держит в рабочем состоянии самую протяженную в мире железнодорожную магистраль?».
- А сейчас Сибирь превращают в свалку отходов...
- Человеческая цивилизация началась с земли, когда люди стали выращивать хлеб. Затем возникла и развивалась горнорудная и металлургическая промышленность, машиностроение, а сейчас пришли к тому, что загадили землю ядохимикатами. Человечество строит атомные станции, а радиоактивные отходы закапывают в землю - в Сибири. Везут со всей Европы, потому как у нас большие пространства. Причём делают это тайно, за взятки.
Мир сейчас стоит перед экологической катастрофой! В прошлом столетии мы запустили человека в космос, а сегодня космос загрязнён настолько, что в ближайшие 20 лет полёты туда станут невозможными. Спрашивается, зачем мы потратили столько сил и средств на освоение околоземного пространства?
- Кому же думать о стране, если молодёжи не прививают любовь к своей земле?
- Страшно, что много молодёжи уезжает на Запад. На сегодня 10 % Евросоюза уже говорит на русском языке. Возьмите любую семью, - кто-то из семьи обязательно работает на Западе.
- Мне кажется, надежда сейчас на частные хозяйства, на те, которые всё же существуют при монастырях, в некоторых деревнях; надежда на тех горожан, которые вернулись к земле...
- Но и частные хозяйства обложили непомерными налогами. Мелкий бизнес в опале, не дают развиваться и фермерам на селе. В этом году в Московской области втрое увеличили налог на землю. В частности, мне прислали квитанцию на оплату земельного налога за 20 соток в сумме 6 тыс. рублей. А в 2011 году я заплатил всего 2 тыс. рублей. Кому же пришло в голову устроить очередной «чёс» на селе?
И всё-таки нельзя предаваться унынию - грешно. Не всё потеряно. Умных и талантливых в России ещё достаточно, чтобы возродить и деревни, и древние монастыри, и сельские храмы, вернуть в хозяйственный оборот запушенные поля. Нельзя молча смотреть, как оптом и в розницу барышники распродают национальное достояние. Сила народа - в единении и вере в своё Отечество.