Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 7 минут
Оптина пустынь расположена в 3 км от г. Козельска, недалеко от впадения р. Клютома в Жиздру. Монастырь был основан, как свидетельствует монастырский синодик, в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. До начала XVI в. в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца в ней подвизались старцы и старицы. После определения Собора 1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским. Строительство первого каменного храма в монастыре началось в 1689 г. В 1724 г. по Духовному регламенту Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через 2 года она была вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в 1764 г. стала заштатным монастырем. К этому времени все деревянные строения обители пришли в ветхость.

Возрождение Оптиной пустыни началось в 1796 г., когда ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Предвидя будущее обители, он принял деятельное участие в ее судьбе. В то время братия монастыря состояла из 3 человек, причем в ней не было ни одного священника. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители Синод назначил иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношской пустыни. Братство монастыря стало расти, и через год в нем уже было 12 человек.

Войдя в состав вновь образованной в 1799 г. Калужской епархии, Оптина пустынь имела особое попечение со стороны первого епископа Калужского Феофилакта (Русанова). К 1809 г. количество монашествующих в обители увеличилось до 30 человек.

В 20-х гг. XIX в. управлявший Калужской епархией святитель Филарет (Амфитеатров) пригласил в Оптинй учеников преподобного Паисия Величковского для устройства скита с традициями строгой аскезы и умной молитвы. В 1825 г. настоятелем монастыря стал духовник пустыни, архимандрит Моисей (Путилов), при котором было возрождено старчество - особое духовно-попечительское служение. В 1829 г. в Оптиной Пустыни поселился иеросхимонах Лев, а в 1834 г. - иеромонах Макарий. На протяжении 30 лет здесь подвизался преподобный Амвросий Оптинский. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Благодаря этому Оптина пустынь стала одним из духовных центров России, где получали духовное окормление люди всякого звания, возраста и рода занятий.

К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек. Она дала ряд известных церковных деятелей, среди них: архимандрит Геронтий (Васильев) - настоятель Тихоновой пустыни; архимандрит Макарий (Фомин), игумен Антоний (Путилов) - настоятели Черноостровского Малоярославецкого монастыря; а также настоятель Мещовского Георгиевского монастыря архимандрит Георгий (Лавров, исповедник, †21 июня/4 июля). Скитские иеромонахи Ювеналий (Половцев) и Леонид (Кавелин) в 1857 г. были назначены членами Русской духовной миссии в Иерусалиме.

При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордине; Дугненский женский монастырь "Отрада и Утешение", Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.

С 1839 г. в Оптиной пустыни стали издаваться переводы аскетических творений святых отцов Древней Церкви на русском языке. Всего монастырем было выпущено более 50 изданий. Это способствовало распространению святоотеческого наследия среди широкого круга читателей.

В течение XIX в. в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К 1917 г. в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов: соборный в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделами в честь преподобного Пафнутия Боровского и святителя Николая Чудотворца; храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и великомученика Георгия Победоносца; больничный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери; трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской; кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского. В Иоанно-Предтеченском скиту было 3 храма: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Иоанна Рыльского и деревянный в честь Иоанна Предтечи.
В монастырский комплекс также входили: трехъярусная колокольня, к которой с двух сторон были пристроены флигели для братских келий, братские корпуса, трапезная, библиотека, книжная лавка и книжный склад, больница для иноков, гостиница для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь окружала каменная ограда с 7 башнями. За южной стороной ограды, в саду, была построена новая двухэтажная больница для монастырской братии и для больных мирян, с храмом в честь преподобного Илариона Великого. Монастырь также имел кирпичный, черепичный и свечной заводы, 2 конных и скотный дворы.

В обители хранились две древние чтимые иконы: преподобного Пафнутия Боровского и Божией Матери "Казанская". В скиту в храме в честь пророка Иоанна Предтечи находился чтимый образ Знамения Божией Матери.

В феврале 1918 г. монастырь Оптина пустынь был закрыт, 26 марта его имущество было передано в распоряжение отделов Козельского исполкома - земельного, соцобеспечения и совнархоза. Тогда частью братии на территории монастыря была организована сельхозартель, которая просуществовала до 1923 г. В это время богослужения совершались только в Казанском храме. Последняя служба состоялась 15 июня 1924 г.

В 1919 г. монастырь был превращен в музей. 24 марта 1927 г. Калужским губисполкомом рассматривался вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Было принято решение "согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание". Таким образом, все имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. В 1931 г. здесь был открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 гг. на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941-1943) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 гг. здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.

17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в надвратной башне монастыря была совершена первая Божественная Литургия. 1 февраля 1990 г. был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.
В настоящее время в монастыре действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм в честь Илариона Великого у ворот обители; храм в честь Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов". Также восстанавливаются: на территории монастыря храм в честь преподобной Марии Египетской и праведной Анны, и в скиту 2 храма - святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых. Кроме того, восстановлена монастырская колокольня, братские корпуса, паломнические гостиницы и другие постройки. Монастырь имеет подсобное хозяйство и 450 га сельскохозяйственных земель.

Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников. Оптина пустынь имеет 2 подворья: в Москве и Санкт-Петербурге. Братия окормляет заключенных исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.

Оптину пустынь неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 26-27 июля 1996 г. Святейший Патриарх совершил освящение Казанского храма и причислил к лику местночтимых святых собора Оптинских старцев преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия Старшего, Исаакия I, Иосифа, Варсанофия, Нектария, Анатолия Младшего, Исаакия II и Никона. 21-23 октября 1998 г. Святейший Патриарх освятил воссозданный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и совершил перенесение в него святых мощей преподобных старцев Оптинских: Варсонофия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Преподобный Амвросий Оптинский (память 10/23 октября)
Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в день памяти святого Александра Невского, в с. Большая Липовца Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова. Среди своих многочисленных братьев и сестер он был самым веселым и бойким мальчиком и охотно принимал участие в детских забавах. Очень рано научившись читать, мальчик по праздникам он вместе с отцом пел и читал на клиросе.

В 1830 г. Александр с отличием окончил Тамбовское духовное училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. В последнем классе семинарии юноша тяжело заболел, так что надежды на выздоровление почти не было. Тогда Александр дал обет Господу, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь. Вскоре он выздоровел, но еще четыре года не мог выполнить своего обета. Летом 1839 г., желая окончательно разрешить все свои сомнения, Александр Гренков отправился за советом и благословением в с. Троекурово Лебедянского уезда к известному подвижнику старцу Илариону (Фокину, †1853 г.). Троекуровский затворник направил его в Оптину пустынь.

Осенью 1839 г. Александр Михайлович Гренков прибыл в Оптину и поступил в послушание к старцу Льву, который очень скоро сделал его своим келейником и одним из ближайших учеников. 29 ноября 1842 г. послушник Александр был пострижен в мантию и наречен Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 4 февраля 1843 г. рукоположен в иеродиакона. После смерти старца Льва иеродиакон Амвросий перешел в послушание к преподобному старцу Макарию, по благословению которого начал участвовать в переводе и издании творений Святых отцов.

В декабре 1845 г. иеродиакон Амвросий был рукоположен в иеромонаха, но по состоянию здоровья он вскоре вынужден был уйти за штат. В августе 1846 г. отец Амвросий получил благословение Калужского епископа Николая (Соколова) быть духовником обители, в помощь старцу Макарию. В конце 40-х гг. XIX в. состояние здоровья иеромонаха Амвросия резко ухудшилось, и он был пострижен в схиму.

По смерти старца Макария в 1860 г. схииеромонах Амвросий всецело предал себя жертвенному служению ближним. Все, кто обращался к старцу, независимо от возраста и социального положения получали от него назидание и утешение. Это стоило ему больших трудов, напряжения всех душевных и телесных сил. От болезни он так обессилел, что иногда не мог передвигаться без помощи келейников. За великое смирение старцу Амвросию были ниспосланы Богом дары прозорливости, исцеления и чудотворения. В последние годы своей жизни старец основал Казанскую женскую общину в с. Шамордине и духовно окормлял ее насельниц.

Между тем силы старца слабели, и 10 октября 1891 г. последовала его кончина. 13 октября 1891 г. старец Амвросий Оптинский после отпевания, совершенного епископом Калужским Виталием (Иосифовым), был погребен у юго-восточной стены Введенского собора. Ныне мощи преподобного Амвросия почивают в Введенском соборе Оптиной Пустыни.

Пресс-служба Калужской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04