Выяснилось, что в настоящее время в англоязычной зарубежной прессе примерно с равной интенсивностью присутствуют три термина: "Советская Армия" (28 процентов), "Российская (русская) армия" (35 процентов) и "Красная армия" (лидирует с 37 процентами). При этом любопытно, что принятая в российском обществе градация - привязка каждого термина к определенному историческому периоду - в западных СМИ не соблюдается. Например, все три термина широко употребляются в публикациях как о Второй мировой войне, так и афганской кампании.
Медиа-статистические исследования и контент-анализ публикаций западной прессы показывают, что в отношении военной политики России и Российской армии в западных СМИ применяется ряд устойчивых клише.
Российская армия воспринимается на Западе в качестве прямой наследницы Советской Армии, о которой в период "холодной войны" принято было говорить исключительно как об армии-агрессоре, оплоте "коммунистической диктатуры", источнике военной (в т.ч. ядерной) угрозы. Этим и объясняется, что в информационном потоке о Российской армии присутствуют и воспроизводятся долгосрочные негативные стереотипы, многие из которых являются слегка адаптированными "римейками" т.н. "антисоветской пропаганды".
Так, в последние годы в публикациях, затрагивающих проблемы Российской армии, тема Чечни является одной из ключевых и, безусловно, негативных. При этом в зарубежных СМИ она часто соотносится с афганской кампанией и "сталинской" депортацией чеченцев. Кроме того, военная операция в Чечне способствовала закреплению такого ассоциативного ряда по отношению к Российской армии, как нарушение прав человека, военные преступления, коррупция, а также "проведение силовых акций, невзирая на потери среди гражданского населения" и использование военной силы для решения проблем, игнорируя возможности "политического урегулирования".
Следует отметить, что в последнее время наблюдается падение интереса к чеченской тематике (ее интенсивность в западных СМИ снизилась с 2000 года почти в три раза). Однако, как показывает анализ освещения в западной прессе первой чеченской кампании (1994-1997), при возникновении очередного крупного информационного повода негативные ассоциации вновь "всплывают на поверхность" и начинают заново использоваться в западных СМИ.
Наиболее яркой тенденцией последнего периода стало лавинообразное возрастание интереса западных СМИ к российским военным базам в государствах бывшего СССР. Эта тема, до недавнего времени присутствовавшая в западной прессе в "фоновом" режиме, за последние два года стала даже более востребованной, чем "чеченская проблема".
Объективной причиной для этого послужила серия "бархатных" революций в государствах бывшего СССР. Новые их лидеры (в частности в Грузии и на Украине) заявили о своем намерении интегрироваться в Европейский союз и НАТО, а западные СМИ стали эксплуатировать тему "российских военных баз" как проявление "великодержавных амбиций" России.
Среди других негативных установок по отношению к российской армии в западной прессе присутствуют такие, как "эффект катастрофизма" (ставший особо востребованным после гибели подлодки "Курск"), угроза экологии, неспособность безопасной утилизации устаревших вооружений, социальные проблемы военнослужащих, соблюдение прав человека в армии.
На фоне перечисленных негативных стереотипов и установок такие потенциально позитивные темы, как модернизация армии, военная реформа, переход к профессиональной армии, противодействие международному терроризму и др., в значительной степени игнорируются либо нивелируются западными СМИ.
Можно по-разному относиться к результатам данных исследований. Безусловно одно: нельзя не учитывать их при выстраивании или корректировке имиджа российских Вооруженных Сил.
Кстати, не так давно генеральный директор РИА "Новости" Светлана Миронюк сообщила: "Проводимые нами опросы показали, что слова "коммунизм", "снег" и "нищета" - это первые три ассоциации, которые по поводу России приходят в голову западной аудитории до 30 лет". Остается добавить, что долгие годы в России старались не замечать такого отношения к себе за рубежом. Лишь недавно были предприняты определенные шаги в сторону изменения ситуации. Принято решение об учреждении нового телеканала, которому предстоит рассказывать правду о России зарубежному зрителю на английском языке. О том, насколько эффективен такой шаг и достаточно ли его одного, говорить еще рано. Радует другое, власть наконец поняла, что о нас так думают не потому, что так же и относятся, а потому, что плохо знают.
Медиа-статистические исследования и контент-анализ проводились по зарубежным англоязычным СМИ с использованием фондов электронной библиотеки LexisNexis.
http://www.redstar.ru/2005/07/14_07/3_03.html